Цели:
- содействовать развитию чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие,
- создание и обеспечение возможности для активного вовлечения школьников в организованный процесс освоения знаний, умений и навыков, обеспечение условий для самообразования и самовоспитания ребят в сфере патриотического воспитания
- сформировать навыки ведения диспута
Задачи:
- выявить отношение школьников к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня - это Россия завтра;
- определить роль патриотизма в жизни современного общества; старших школьников
- сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.
- формирование корректного, уважительного и внимательного отношения к мнению других людей.
Предварительная работа:
1. Мозговой штурм среди учителей, учеников
2. Анкетирование
Анкета составлена и обработаны результаты группой старшеклассников (приложение №1)
3. Формирование 2-х команд
Команда 1 отстаивает тезис "Патриотизм - это мода. Сейчас стало модно и выгодно (в моральном и материальном отношении) быть патриотом и заявлять об этом".
Команда 2 отстаивает тезис "Патриотизм - естественное чувство каждого нормального человека. Нынешняя молодёжь гордится своей страной".
4. Работа куратора с каждой командой:
1) помогает провести обсуждение вопросов диспута внутри команды
2) проработка аргументации своей позиции (используя доп. материал, СМИ);
3) определение вопросов команде-противнику(работа с доп. материалом,СМИ)
4) свои выступления по 6 основным вопросам и предварительные выводы по данной теме.
Основные вопросы диспута (они же даются для подготовки командам).
Что такое патриотизм?
Что означает для вас слово Родина?
Гордитесь ли вы своей страной?
Что ты можешь сделать для своей страны?
Кто является патриотом в современной России?
Как воспитать патриотизм?
5. Школьная газета "Ветер перемен"- анонс и тезисы
6. Подбор вопросов для обсуждения (приложение №2)
7. Подбор афоризмов (приложение №3)
8. Составление презентации (приложение 4, приложение 5)
Сценарий проведения диспута
Входят под музыку "С чего начинается Родина"
Команды перед сценой.
Уважаемые ребята. Уже стало традицией организация диспутов для старшеклассников на актуальные вопросы современной жизни.
Для вас, конечно же, не секрет тема нашего разговора, нашего диспута. "Патриотизм - это мода или просыпающееся самосознание нации".
Напомню вам правила диспута
С уважением относимся друг к другу.
Чтобы высказываться, поднимаем руку.
Порядок выступлений определяет ведущий.
Своё мнение или позицию аргументируем фактами, примерами из жизни, литературы, фильмов, СМИ и т. д.
Признаём право каждого иметь свою точку зрения, своё собственное мнение.
Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.
Любая страна рассыплется в прах если её граждан не объединяет привязанность к земле на которой они живут.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну счастливой и богатой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
Так что же такое патриотизм? Вопрос в зал
Патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник, patris - родина, отечество), любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Можно найти разные определения
У нас две команды
1-я отстаивает тезис "Патриотизм - это мода. Сейчас стало модно и выгодно (в моральном и материальном отношении) быть патриотом и заявлять об этом"
2-я команда отстаивает тезис " Патриотизм - естественное чувство каждого нормального человека. Нынешняя молодежь гордится своей страной"
Кто за первое утверждение? За второе? Подсчет голосов, музыка "Родина-почти красавица"
Выступление команд (3 мин) Музыка, если затягивают
Вопросы команд друг другу .Если есть, вопросы из зала
Почему патриотизм сейчас в моде?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ-"Результаты тестирования"
Просмотр результатов тестирования. Анализирует результаты ученик 11 класса.
Вопрос (в зал, пока команды обсуждают результаты тестирования):
Как вы оцениваете результаты тестирования?
Очень краткий ответ команд на этот же вопрос.
Вопросы
А) С какого возраста могут проявляться патриотические чувства?
Можно ли воспитать патриота?
Каковы истоки этого чувства?
Может ли человек неосознанно быть патриотом?
Б) Может ли настоящий патриот быть националистом? Есть ли грань? Страшно ли преступить эту грань?
Чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще его убедить в собственной исключительности
Как вы можете проявить свои патриотические чувства, сейчас и в будущем?
(патриотизм - долг)
Можно ли гордиться своей страной? Когда вы испытывали это чувство? За страну? За себя?
Что ТЫ можешь сделать, чтобы жители нашей страны чаще испытывали гордость за нее?
Так что же такое патриотизм - это мода или просыпающееся самосознание нации? Подсчет голосов . Музыка
В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно более и сколько возможно лучше. Николай Александрович. Добролюбов (литературный критик, публицист)(1836-1861)
Ученица 9 класса читает стих:
Анна Ахматова
Родная земля
И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею.
1961 Ленинград
Диаграмма по результатам голосования.
- Что понравилось, что не понравилось, что изменить, было ли лично для вас обсуждение полезным?