Программные задачи:
1. Сравнение звуков Ш-Ж по артикуляционным и акустическим признакам.
2. Развития фонематического восприятия.
3. Дифференциация звуков Ш-Ж словах.
4. Произношение звуков в предложениях и связной речи
5. Произношение звуков в стихах, чистоговорках, потешках.
Методические приёмы: проведение игр на внимание, мышление: «Звуковые домики», «Определи звук», «Придумай слово».
Ход занятия
Организация занятия
Проведение психо гимнастики.
Предлагается детям произнести шипение змеи, жужжание пчел.
Сообщение темы занятия
1. Вспомним общий комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Ш-Ж.
2. Проводим работу над развитием фонематического восприятия. Слушаем звучания звуков Ш-Ж. Закрепляем в игре «Звуковые домики». Произношение звуков Ш-Ж в слогах: ша-жа, ши-жи и т.д., в словах: шар-жар, шить-жить, шаль -жаль, шесть -жесть, шесть –жесть и т.д.
3. Самостоятельное придумывание детьми слов в названиях которых при произношении слышаться звуки Ш-Ж. работа с цифровым рядом: определение места данного звука в словах (выдвинуть соответствующую цифру).
4. Выделение звуков Ш-Ж из слов в начальной позиции (по предметным картинкам).
5. Вставить пропущенный слог Ша или Жа в слова (…пк, …ба, …ги, …ло, ко…, ло…дь, Ма…, Гри…, Ми…, Го… .)
6. Произношение Ш, Ж в предложениях и связной речи. (Работа с рассказом «Домик –ракушка» по Г.Снигереву).
Физминутка
ЛЯГУШАТА
Мы лягушки – попрыгушки,
Неразлучные подружки,
Животы зеленые,
С детства закаленные.Мы не хнычем, мы не плачем,
Дружим - не ругаемся.
Целый день по лужам скачем,
Спортом занимаемся.
7. Произношение звуков Ш, Ж в стихах, чистоговорках, потешках:
ШАМПИНЬОНЫ
У дорожки на опушке,
Между двух больших ракит,
Чья-то белая макушка
День-деньской в траве торчит.
Но прошел грибник с лукошком
Да и снял макушку он –
Оказалось, у дорожки
Рос красавец шампиньон.Ши-ши-ши-ши-ши-ши-
Что-то шепчут камышиЕРШИК И ЁЖИК.
Ёршик плавает в воде,
Ёжик ходит по земле,
Кто до них дотронется –
Иголками уколется.
Да, защита хороша
У ежа и у ерша!
8. Заучивание и решение загадок – шуток:
На поле у реки
Жили майские жуки –
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?Шьёт ежатам ёжик
Восемь новеньких сапожек
Каждому на ножки
Новые сапожки
9. Проведение звукового диктанта: «Наш дедушка»
Я и мой брат Петя жили у деда. Мы помогали деду сушить сеть. Дедушка Семен учил нас чинить сети. Я любил работать с дедом.
Итог занятия
Какие звуки мы сегодня изучили?
Какие это звуки? (Согласные, твердые, Ш – глухой, Ж – звонкий).
Литература
Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», Л.Н.Ефименкова. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения».