Общая характеристика программы
Год разработки программы – 1995 г.; внесены
изменения и дополнения – в 2002, 2008 г.
Вид программы – авторская.
Направленность: интеграционная
эколого-биологическая и
художественно-эстетическая.
Срок реализации программы: 3 года.
Уровень реализации: среднее общее образование.
Способ освоения содержания образования: от
репродуктивного до творческого.
Содержание
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи программы.
- Организация образовательного процесса.
- Структура программы и сроки ее реализации.
- Основные компоненты содержания программы.
- Учебно-тематический план 1-го года обучения. (Приложение 1)
- Содержание разделов, тем 1-го года обучения. (Приложение 2)
- Учебно-тематический план 2-го года обучения. (Приложение 3)
- Содержание разделов, тем 2-го года обучения. (Приложение 4)
- Учебно-тематический план 3-го года обучения. (Приложение 5)
- Содержание разделов, тем 3-го года обучения. (Приложение 6)
- Методическое обеспечение программы.
- Ожидаемый результат.
- Формы контроля уровня достижений учащихся.
- Информационное обеспечение программы. (Приложение 7)
Пояснительная записка
Человек. Растительный мир. Мир искусства.
Их взаимоотношения и взаимосвязи изучали разные
науки на протяжении всего развития человечества
– философия, психология, биология, эстетика и др.
B местах пересечений компонентов системы
«растительный мир – мир искусства» возникло
новое направление в искусстве – фитодизайн.
Фитодизайн – интегративная область,
углубляет знания учащихся по биологии, истории,
обществознанию, географии, изобразительному
искусству, технологии, мировой художественной
культуре, этике, эстетике, психологии, основам
православной культуры..
Основная задача творчества из растительного
материала – создание художественного образа. B
этом проявляется его прямая связь c живописью,
скульптурой, архитектурой и
декоративно-прикладным искусством. Именно в этих
видах искусства истоки, корни таких видов
фитодизайна, как декоративно – прикладное
фитоискусство, фитоживопись (фитоколлаж),
фитоскульптура и фитоархитектура (ландшафтная
архитектура).
Наряду c прямой связью системы «растительный мир
– мир искусства» работает и обратная связь. Она
заключается в «подпитке» идеями, сюжетами,
формами, рисунками и узорами из мира растений
различных видов искусства. Истоки этой связи
находятся в глубокой древности, когда природа и,
прежде всего, растения стали вдохновителями
сначала ремесленников, a затем скульпторов,
художников, архитекторов.
В настоящее время дизайнер считается в среде
молодых людей модной специальностью и
востребованной на рынке труда. Профессии
фитодизайнера, флориста – дизайнера,
аранжировщика цветов, ландшафтного дизайнера, в
течение последних нескольких лет входят в число
наиболее привлекательных. Что и говорить,
красивая специальность, но не такая легкая, как
кажется. Она требует синтезированного
образования – художественно-эстетического и
эколого-биологического. A еще быть очень хорошим
психологом – уметь понять, какие чувства и
эмоции вызывает та или иная композиция.
В будущем эта профессия станет еще более
популярной, ведь цветы являются необходимой
частью нашей жизни.
Актуальность и новизна предлагаемой программы
велика.
Во-первых, усиливает вариативную составляющую
общего образования в сфере пограничных с
биологией прикладных,
художественно-эстетических направлений
деятельности.
Во-вторых, способствует практическому
приложению знаний, умений и навыков, полученных в
школе.
В-третьих, стимулирует познавательную мотивацию
учащихся.
В-четвертых, самое главное – дети могут
развивать свой творческий потенциал, навыки
адаптации и социализации к современному
обществу и получить возможность осознанному
выбору своей будущей профессии.
Основной целью данной программы является:
создание такой педагогической, образовательной и воспитательной среды, которая способствовала бы:
- дополнению теоретических знаний и практических навыков дисциплин естественно - биологического, художественно-эстетического и исторического циклов основного образования;
- развитию творческих способностей, личностного ориентирования, социализации и адаптации, учащихся в современном мире, осознанного профессионального самоопределения.
- укреплению нравственных принципов, умению уважать общечеловеческие ценности, жить в гармонии с природой, людьми, самим собой.
Задачи программы:
- Обеспечение наилучших условий для усвоения учащимися основных знаний и умений, необходимых для воплощения своего творческого потенциала, развития таланта и способностей в такой области человеческой деятельности, как фитодизайн.
- Стимулирование познавательной деятельности учащихся.
- Добиваться понимания практического значения полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков в повседневной жизни, и для решения задач профориентации.
- Формирование мировоззренческих понятий, осмысления окружающей действительности через активные формы творческого познания мира, общения с природой.
- Развитие художественно-эстетических способностей, умения видеть красоту окружающей действительности и стремления к её творческому, гармоничному изменению.
- Формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим проблемам.
- Стимулировать стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению через систему диагностики и оценивания.
- Создание социокультурной среды общения, развитие коммуникативных навыков.
Организация образовательного процесса.
B основу образовательного процесса положены следующие принципы и идеи:
– достyпности;
– свободы выбора и реализации;
– единства обучения, воспитания и развития
личности;
– дифференциации и индивидуализации;
– успешности;
– креативности;
– приоритета духовно-практической деятельности.
Условия набора детей:
Группы для занятий комплектуются с учетом возраста детей.
Возраст обучающихся – 10-15 лет.
1-й год обучения – 15-12 человек;
2-й год обучения – 12-10 человек;
3-й год обучения –10-8 человек.
Режим занятий:
1-й год обучения – 144 ч – 2 раза по 2 часа в неделю;
2-й год обучения – 216 ч – 2 раза по 3 часа в неделю;
3-й год обучения – 216 ч – 2 раза по 3 часа в неделю.
Комплексная развивающая программа «Фитодизайн
– детям» рассчитана на средний школьный
возраст (10-15 лет).
Это переходный возраст от детства к юности, с
психологией полуребенка-полувзрослого. В этом
возрасте идет интенсивное нравственное и
социальное формирование личности. Но
мировоззрение, нравственные идеалы, система
оценочных суждений, моральные принципы, которыми
школьник руководствуется в своем поведении, еще
не приобрели устойчивость, их легко разрушают
мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно
организованному воспитанию принадлежит
решающая роль. В зависимости от того, какой
нравственный опыт приобретает подросток, будет
складываться его личность.
Особое значение в нравственном и социальном
поведении подростков играют чувства. Они
становятся преднамеренными и сильными. Поэтому
так важно в этом возрасте бережно относиться к
духовному миру, проявлению чувств подростков.
Воспитательная работа со школьниками среднего
возраста – важнейшая и сложнейшая из нынешних
задач образования. Эффективное ее решение
зависит не только от основного, но и во многом от
системы дополнительного образования.
Программа реализовывается в фитодизайн-студии
«Вдохновение».
Студия имеет «свое лицо», ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ
занимает в ней центральное положение. Идеи
гуманистической, личностно-ориентированной
педагогики позволяют ребенку свободно выбрать
коллектив, направление деятельности для
изучения. Важнейшим условием общения в
образовательной среде является создание
психологического, благоприятного климата. Он
базируется на любви и уважении, признании и
общественном одобрении ребенка. Признание
ценности каждого и сопереживающее понимание
являются обязательными условиями
безопасности, что позволяют ребенку проявить
себя, способствуют творчеству. Он не просто
получает дополнительные знания, умения, навыки,
но еще и развивается, имеет возможность для
саморазвития, самосовершенствования.
Как модель детского объединения студию отличает следующее:
- особая атмосфера – эвристическая среда (в студии часто практикуются эксперименты, создаются творческие проекты, многократные попытки решить творческую задачу различными способами, использовать нетрадиционные средства);
- содержание деятельности носит духовно-практическую направленность;
- креативность, т.е. значимость порождения чего-то качественно нового;
- отношениями настоящих единомышленников, связанных определенным мировоззрением, единством творческих принципов;
- высокая степень собственной внутренней свободы участников объединения, раскрепощенность.
Все выше изложенное дает основание полагать, что студия является примером модели социального воспитания.
Структура программы и сроки ее реализации:
Программа рассчитана на 3 года. По окончании 3-летнего обучения выдается Свидетельство.
Первая ступень
1-й год обучения (10-11 лет) – «Природа и
фитодизайн».
Учащиеся знакомятся с основами дизайнерского
мастерства, со всем спектром дисциплин
объединения и начальным уровнем основ
теоретических знаний и практических умений
данного рода деятельности.
Вторая ступень
2-й год обучения (12-13 лет) – «Аранжировка
стран Востока и Запада ».
3-й год обучения (14-15 лет) – «Искусство
флориста дизайнера».
Двухгодичный курс программы с более высоким
уровнем и широким спектром предметов, с более
серьезным подходом в отношении требований к
знаниям и умениям учащихся, контролем за их
усвоением, с усилением развивающего и
воспитательного воздействия на учащихся, с
разнообразными формами организации учебного
процесса (ролевые и деловые игры, проектные
работы, выставочные просмотры, шоу-дефиле,
экскурсии, и т.д.)
Третья ступень
«Мастер-класс».
Меняются формы и методы организации учебного
процесса в сторону дифференциации и
индивидуализации.
Одаренные дети участвуют в разных направлениях
деятельности студии по индивидуальному
образовательному маршруту, показывая
собственный подход к цветочному дизайну,
индивидуальный почерк, свое флористическое
мастерство.
Направления деятельности:
- Научно-исследовательская, творческая работа;
- Выполнение заказов центра детского практического маркетинга «Артель», и других;
- Участие в районных, областных и российских выставках и конкурсах;
- Создание персональной выставки;
- В рамках данной ступени предлагаются следующий спецкурсы:
«Портфолио творческих достижений учащихся
фитодизайн-студии»;
«Фитодизайн+ИКТ»
Основные компоненты содержания программы
- Фитодизайн и его место в духовной, материальной культуре.
- Художественно-декоративная обработка растительного материала.
- Основные принципы построения композиции, теория цвета и линий.
- Сухоцветы. Техника аранжировки.
- Изготовление работ из сухоцветов (миниатюр,панно, коллажей, бонсая и др.).
- Флористика – европейская аранжировка цветов.
- Восточная аранжировка цветов – Икебана. Школа «Согецу»
- Изготовление искусственных цветов.
- Озеленение интерьеров.
- Ландшафтный дизайн.
- Цветочный маркетинг. Флорист – оформитель и продавец.
- Флористическое оформление праздников.
- Презентации проектных творческих работ. Выставки работ. Флористическое дефиле.
Методическое обеспечение программы
Формы организации образовательного процесса
Традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, диспут, практическое занятие, игра (дидактическая, познавательная, развивающая, игры-шутки, игры-минутки, игра-конкурс, игра-путешествие, на развитие воображения, ролевые, деловые и т.д.), заочное путешествие, экскурсия, мастерская, гостиная, защита проектов, тренинг, зачет, конкурс, творческая встреча, выставка, флористическое дефиле, творческие отчеты, ярмарка-распродажа, праздник, видео-урок, презентации, разные формы работы с родителями и т.д.
Приемы и методы организации образовательного процесса
- Словесные методы обучения (лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация);
- Наглядные (показ видеоматериалов, слайд-фильмов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- Методы практической работы ;
- Метод наблюдения (записи, зарисовки, рисунки, эскизы, видеосъемка);
- Метод проблемного обучения (эвристическая беседа, объяснение основных понятий, терминов, самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную задачу и т.д.);
- Проектный метод (разработка творческих проектов, художественное конструирование из натурального и др.материала);
- Игровой метод (игры развивающие, познавательные, на развитие воображения, конкурсы, путешествие, ролевые, деловые, игры-шутки, игры-минутки и т.д.)
- Наглядный метод (наглядные материалы – рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы; демонстрационный материал – образцы изделий; видеоматериал).
- Проведение занятий с использованием:
- средств искусства (изобразительного, декоративно-прикладного, литературы, музыка, хореография);
- активных форм познавательной деятельности (обсуждение сообщений, защита проекта, викторина, заочное путешествие, конкурс, познавательные игры ит.д.);
- психологические и социологические методы (разработка, проведение и анализ анкет, тесты, решение различных ситуаций – психология общения, деловая игра и т.д.)
Ожидаемый результат
Учащиеся должны знать:
- биологические особенности основных видов декоративных растений, применяемых для аранжировки;
- основы материаловедения; инструменты и приспособления, применяемые флористами;
- основы технологических процессов изготовления флористических работ;
- историю и традиции цветочного дизайна восточных и европейских школ флористики;
- духовные традиции и корни российской школы флористики, как части национальной и мировой культуры;
- иметь представление o современной флористике, как области сервиса.
Учащиеся должны уметь:
- понимать специальные тексты c применением терминологии;
- самостоятельно составлять эскизы, используя основы цветовосприятия, моделирования и дизайна;
- изготавливать флористические работы, подбирая необходимый природный материал, и сопутствующие приспособления и оборудование;
- применять различные приемы исполнительского мастерства;
- анализировать собственные творческие работы;
- применять экологические знания, соблюдая правила поведения в природе.
Формы контроля уровня достижений учащихся.
Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.
Виды аттестации
- Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы) программы и проводится педагогом на занятиях.
- Тематическая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися конкретной темы или блока программы и проводится педагогом по окончанию их изучения в соответствии с требованиями данной образовательной программы.
- Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися, какой либо части, темы (тем) программы, по итогам учебного периода (полугодия, год) и проводится педагогом.
- Итоговая аттестация – это оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее завершению.
Формы проведения аттестации
Для текущего и тематического контроля уровня достижений учащихся использованы такие способы, как:
- наблюдение активности на занятии;
- беседа с учащимися, родителями;
- экспертные оценки педагогов по другим предметам;
- анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических заданий рабочей тетради;
- анкетирование, тестирование.
Формы проведения промежуточной аттестации: защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, флористический шоу-конкурс, собеседование, игра.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется:
- специальная зачетная работа (тест),
- портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных творческих работ и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы).
Итоговая оценка накопительная, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.
Формы проведения итоговой аттестации учащихся: презентация творческих работ, коллективная рефлексия, самоанализ и др.
Результаты промежуточной и итоговой
аттестации воспитанников оцениваются таким
образом, чтобы можно было определить:
– насколько были достигнуты, прогнозируемые
результаты программы каждым ребенком;
– полноту выполнения образовательной
программы;
Оценка может выставляться как в форме «зачтено»
– «не зачтено», так и по балльной шкале.
Критерии оценки результатов аттестации.
Критерии оценки уровня теоретической
подготовки: соответствие уровня теоретических
знаний программным требованиям; широта
кругозора, осмысленность и свобода
использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
соответствие уровня развития практических
умений и навыков программным требованиям:
свобода владения специальным оборудованием и
оснащением; качество выполнения практических
работ, развитость специальных способностей.
Критерии уровня развития и воспитанности:
культура организации практической
деятельностью, культура поведения; творческое
отношение к выполнению практического задания;
аккуратность и ответственность при работе;
развитость специальных способностей.