Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика».
Задачи:
- повторить основные сведения по лексике (лексическое значение, антонимы, синонимы);
- развивать творческое воображение, внимание, коммуникативные уменияучащихся, а также способствовать обогащению словарного запаса, развитию у детей познавательной активности и положительной мотивации учения;
- воспитывать внимание к слову, доброжелательность, любовь к народным традициям, природе.
Оборудование: дидактический материал,
фотоплакат «Сосновый бор», плакат – рисунок
Бабы Яги, видеозапись фрагментов
сказок А. Роу «Марья-искусница», «Морозко»,
аудиозапись музыки композитора А.К. Лядова «Баба
Яга», И.Николаева «Маленькая
страна».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
(На фоне музыки «Маленькая страна»появляется учитель – громкость убавляется)
2. Сообщение темы, цели урока
– Мы сегодня должны повторить основные
сведения, закрепить наши знания по теме
«Лексика». Но повторение будет не совсем обычным.
– Вы любите сказки? Я тоже. Давайте вместе
прикоснёмся к таинственному миру сказки.
Просмотр видеозаписи фрагмента фильма-сказки А. Роу «Марья-искусница» (начало сказки).
3. Повторение антонимов
– Ребята, вы узнали этого героя? Из какой он
сказки?
– А какой этот солдат? (добрый) Какими ещё
бывают сказочные герои? (Злыми)
– Вы сказали «добрый» – «злой». К какой
лексической группе мы относим подобные слова?
(Антонимы)
– Приведите примеры.
– Замечательно. Вы заслуживаете награды: мы
отправимся вслед за солдатом по лесной тропинке
в сказочный мир. (Продолжение просмотра
видеозаписи фрагмента фильма- сказки А. Роу
«Марья-искусница»).
4. Повторение синонимов
(Работа с фотоплакатом, дидактическим
материалом)
– Наша дорога проходит через лес. Каким мы видим
лес, сосны?
Давайте попробуем вместе подобрать к слову
«могучие» слова, близкие по значению.
На доске: «могучие» – …
Дети называют слово, записывают на доске.
– Какой части речи все записанные слова? (Прилагательные)
– К какой лексической группе мы относим слова,
близкие по лексическому значению? (К синонимам)
– Давайте подведём итог.
Какие слова мы называем антонимами? Синонимами? (Ученики
дают полное определение)
5. Распределение слов по их лексическому значению
1. Подготовка детей к работе на следующем этапе.
– Как таинственно в сказочном лесу, он словно замер в ожидании чуда…
Тихо и чудно в лесу вековом,
Сосны с прямым красноватым стволом
Высятся, точно колонны, рядами.
И в вышине меж густыми ветвями
Синее небо лазурью сквозит.
А меж деревьями кто-то сидит…
Кто показался на метле? (Баба Яга)
– Давайте посмотрим, какой Баба Яга показана в фильме-сказке А. Роу «Морозко». Обратите внимание на её внешний вид: лицо, одежду, руки…
2. Просмотр фрагмента видеозаписи.
– Как вам наша героиня? Чем запомнилась?
Давайте начнём с внешнего вида: как она выглядит?
А каков у неё характер? Её проделки?
3. Итог детских высказываний
Итак, нос крючком, горбатая, руки как палки, растрёпанная, зловредная, хитрая, любит делать пакости. Но, к счастью, не всегда это удается.
4. Самостоятельная работа
– Давайте из данных слов выпишем те слова, которые по своему лексическому значению можно отнести к внешнему виду Бабы Яги, её характеру в две колонки.
Внешний вид |
Характер |
|
5. Физкультминутка – проверка самостоятельной работы
Если учитель называет слово, которое по своему лексическому значению относится к внешнему виду, – приседаем, а если к характеру героини – хлопаем в ладоши.
6. Образ сказочного персонажа в музыке
– Образ Бабы Яги пытались воплотить в своих произведениях и композиторы, один из них – Анатолий Константинович Лядов. Давайте послушаем эпизод из его музыкального произведения, которое так и называется «Баба Яга».
Прослушиваем аудиозапись.
– Какие чувства у вас возникли?
– Что вы услышали, увидели, представили? Может
быть возникло какое-то желание?
7. Обобщение
– А теперь вместе попробуем воссоздать целостный образ нашей героини, используя в речи слова, которые мы сегодня вспомнили на уроке.
(Ученики рассказывают о персонаже)
– МОЛОДЦЫ! А вот и наш солдат. (Просмотр видеозаписи: солдат прощается и зовёт к себе в гости)
8. Итог урока
9. Домашнее задание: нарисовать Бабу Ягу такой, какой её себе представляете, описать её внешний вид, характер, действия. Вспомнить сказки, в которых встречается этот персонаж.