Цели:
- повторить морфологические признаки глагола;
- закрепить умение отличать глаголы от других частей речи;
- повторить спряжение глаголов;
- дать понятие о разноспрягаемых глаголах.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, цели и задач
III. Повторение
1. Выборочный диктант. Прослушайте стихотворение и выпишите глаголы на слух. (Приложение 1. Слайд 3)
2. Проверка выписанных глаголов по ключу. (Приложение 1. Слайд 4)
3. Работа с учебником.
– Откройте учебники на странице185, параграф 80,
прочитайте.
– С какими морфологическими признаками глагола
вы познакомились в начальной школе и в 5 классе?
– Как определить вид глагола?
– Какие глаголы относятся ко II спряжению? А к I
спряжению какие?
– Проиллюстрируйте свои ответы примерами.
4. Самостоятельная работа.
– А сейчас, пожалуйста, определите спряжение,
вид и время глаголов, которые стоят в инфинитиве.
– Какие из этих признаков постоянные, какие –
непостоянные?
– Почему форма подчеркнутых глаголов называется
неопределённой?
5. Работа с учебником.
– Откройте учебники на странице186, найдите
упражнение 458.
– Прочитайте пословицы и сделайте вывод: что
нужно помнить о правописании неопределённой
формы глагола? (Ь на конце после согласных и
шипящих, сохранение его перед возвратным
суффиксом СЯ).
6. Немой диктант (Приложение 1. Слайд 5)
– Запишите глаголы в неопределённой форме по
выражению и образуйте от них антонимы. (Приложение
1. Слайд 6)
– Давайте вспомним, что такое спряжение?
– Проспрягайте два любых глагола I и
II спряжения из антонимичных пар, выделите
окончание
(Двое учащихся работают у доски).
1 л. улыбаюсь
улыбаемся
2 л. улыбаешься
улыбаетесь
3 л. улыбается
улыбаются
1 л. грущу грустим
2 л. грустишь грустите
3 л. грустит грустят
IV. Усвоение и закрепление нового материала
1. Сценка о спряжении глаголов
Светлана Даниловна и Апельсинкина –старшая
мирно шагали по дорожке, когда им повстречалась
синеглазая старушка в кроссовках и белом платке.
– Милушки, скажите, где здесь дорога на
Первоспряженск и Второспряженск? Я мэрская
бабушка.
– Кто это вам сказал, Что вы – мерзкая? –
возмутилась Юлька. – Это ваш неблагодарный внук
так считает? Не верьте. Вы очень симпатичная!
– Да нет же, мой внук милый и добрый. Да и я не
мерзкая. Вы не поняли: я мэрская бабушка, то есть
бабушка мэра – мэр-ская. Мой внук Ударение – мэр
сразу в двух городах: в Первоспряженске и во
Второспряженске. Бывало, он сам ко мне в гости
наезжал, да раз вот поехал, так без него там
путаница приключилась. Придётся теперь мне его
навещать.
– Да, – сказала Юлька, – без вашего выдающегося
внука Ударения и без рыцаря Неопределённая форма
спряжение никак не определить!
Вместе с бабушкой Юлька и Светлана Даниловна
дошли до перекрёстка трёх дорог. На указателе
было написано:
Первоспряженск
Разноспряженск
Второспряженск
– До свидания, милушки, – сказала на прощание
старушка и ушла навещать своего внучонка мэра.
– А что это за Разноспряженск такой? – Юлька
кивнула на указатель.
– Это малюсенький городок. Даже скорее
деревушка. Там живут несколько разноспрягаемых
глаголов.
– Как это – разноспрягаемых?
2. Работа с учебником
– Откройте учебник на странице 190. Рассмотрите
таблицу. Почему эти глаголы действительно
являются разноспрягаемыми?
– Есть такие глаголы. Раньше они кочевали: то
поживут в городе Первоспряженске, то во
Второспряженск переберутся. А потом им надоело
ездить туда-сюда, и они основали свою деревушку –
Разноспряженск.
(Приложение 1. Слайд 7)
– Кроме разноспрягаемых, есть и другие глаголы,
которые спрягаются по-особому. Они тоже живут в
Разноспряженске.
(Приложение 1. Слайд 8)
– Рассмотрите таблицы. (Приложение
1. Слайд 9) Обратите внимание на
выделенное окончание глаголов ЕСТЬ и ДАТЬ.
– В чём особенность спряжения этих глаголов?
– Одинаковые ли основы у этих глаголов в
единственном и во множественном числе? (При
спряжении глаголов ЕСТЬ и ДАТЬ меняется основа у
глаголов).
3. Сказка
– А я знаю сказку, которая так и называется « Хотеть, есть, дать, бежать». (Ученик рассказывает сказку о разноспрягаемых глаголах).
4. Самостоятельная работа
– А сейчас выполним упражнение 474.
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и
раскройте скобки. Спишите. Укажите вид, лицо и
число разноспрягаемых глаголов хотеть, бежать.
V. Итог
– Что нового узнали на уроке?
– Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?
– Почему?
1. Занимательная минутка.
– На каком лингвистическом явлении основан каламбур? (Приложение 1. Слайд 10)
Поэт, в плену возвышенных идей
Не игнорируй прозу средней школы.
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо твёрдо знать глаголы!
(Явление омонимии: глагол и глагол – омонимы)
2. Словарная работа. (Приложение 1. Слайд 11)
Каламбур – остроумная шутка, основанная
на использовании слов, сходных по звучанию, но
разных по значению.
Игнорировать – умышленно не замечать.
VI. Домашнее задание: параграф 81, упражнение 473. (Приложение 1. Слайд 12)