Урок русского языка в 6-м классе "Разноспрягаемые глаголы"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повторить морфологические признаки глагола;
  • закрепить умение отличать глаголы от других частей речи;
  • повторить спряжение глаголов;
  • дать понятие о разноспрягаемых глаголах.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, цели и задач

III. Повторение

1. Выборочный диктант. Прослушайте стихотворение и  выпишите глаголы на слух. (Приложение 1. Слайд 3)

2. Проверка выписанных глаголов по ключу. (Приложение 1. Слайд 4)

3. Работа с учебником.

– Откройте учебники на странице185, параграф 80, прочитайте.
– С какими морфологическими признаками глагола вы познакомились в начальной школе и в 5 классе?
– Как определить вид глагола?
– Какие глаголы относятся ко II спряжению? А к I спряжению какие?
– Проиллюстрируйте свои ответы примерами.

4. Самостоятельная работа.

– А сейчас, пожалуйста, определите спряжение, вид и время глаголов, которые стоят в инфинитиве.
– Какие из этих признаков постоянные, какие –  непостоянные?
– Почему форма подчеркнутых глаголов называется неопределённой?

5. Работа с учебником.

– Откройте учебники на странице186, найдите упражнение 458.
– Прочитайте пословицы и сделайте вывод: что нужно помнить о правописании неопределённой формы глагола? (Ь на конце после согласных и шипящих, сохранение его перед возвратным суффиксом СЯ).

6. Немой диктант (Приложение 1. Слайд 5)

– Запишите глаголы в неопределённой форме по выражению и образуйте от них антонимы. (Приложение 1. Слайд 6)
– Давайте вспомним, что такое спряжение?
– Проспрягайте два любых глагола  I  и   II спряжения  из антонимичных пар, выделите окончание

(Двое учащихся работают у доски).

1 л. улыбаюсь                                     улыбаемся     
2 л. улыбаешься                                 улыбаетесь
3 л. улыбается                                   улыбаются

1 л. грущу                                        грустим
2 л. грустишь                                  грустите
3 л. грустит                                     грустят

IV. Усвоение и закрепление нового материала

1. Сценка о спряжении глаголов

Светлана Даниловна и Апельсинкина –старшая мирно шагали по дорожке, когда им повстречалась синеглазая старушка в кроссовках и белом платке.
– Милушки, скажите, где здесь дорога на Первоспряженск и Второспряженск? Я мэрская бабушка.
– Кто это вам сказал, Что вы – мерзкая? – возмутилась Юлька. – Это ваш неблагодарный внук так считает? Не верьте. Вы очень симпатичная!
– Да нет же, мой внук милый и добрый. Да и я не мерзкая. Вы не поняли: я мэрская бабушка, то есть бабушка мэра – мэр-ская. Мой внук Ударение – мэр сразу в двух городах: в Первоспряженске и во Второспряженске. Бывало, он сам ко мне в гости наезжал, да раз вот поехал, так без него там путаница приключилась. Придётся теперь мне его навещать.
– Да, – сказала Юлька, – без вашего выдающегося внука Ударения и без рыцаря Неопределённая форма спряжение никак не определить!
Вместе с бабушкой Юлька и Светлана Даниловна дошли до перекрёстка трёх дорог. На указателе было написано:

Первоспряженск
Разноспряженск
Второспряженск

– До свидания, милушки, – сказала на прощание старушка и ушла навещать своего внучонка мэра.
– А что это за Разноспряженск такой? – Юлька  кивнула на указатель.
– Это малюсенький городок. Даже скорее деревушка. Там живут несколько разноспрягаемых глаголов.
– Как это – разноспрягаемых?

2. Работа с учебником

– Откройте учебник на странице 190. Рассмотрите таблицу. Почему эти глаголы действительно являются разноспрягаемыми?
– Есть такие глаголы. Раньше они кочевали: то поживут в городе Первоспряженске, то во Второспряженск переберутся. А потом им надоело ездить туда-сюда, и они основали свою деревушку – Разноспряженск.

(Приложение 1. Слайд 7)
– Кроме разноспрягаемых, есть и другие глаголы, которые спрягаются по-особому. Они тоже живут в Разноспряженске.
(Приложение 1. Слайд 8)
– Рассмотрите таблицы. (Приложение 1. Слайд 9) Обратите внимание на выделенное окончание глаголов ЕСТЬ и ДАТЬ.
– В чём особенность спряжения этих глаголов?
– Одинаковые ли основы у этих глаголов в единственном и во множественном числе? (При спряжении глаголов ЕСТЬ и ДАТЬ меняется основа у глаголов).

3. Сказка

– А я знаю сказку, которая так и называется « Хотеть, есть, дать, бежать».  (Ученик рассказывает сказку о разноспрягаемых глаголах).

4. Самостоятельная работа

– А сейчас выполним упражнение 474.
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Спишите. Укажите вид, лицо и число разноспрягаемых глаголов хотеть, бежать.

V. Итог

– Что нового узнали на уроке?
– Какие глаголы относятся  к разноспрягаемым?
– Почему?

1. Занимательная минутка.

– На каком лингвистическом явлении основан каламбур? (Приложение 1. Слайд 10)

Поэт, в плену возвышенных идей
Не игнорируй прозу средней школы.
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо твёрдо знать глаголы!

(Явление омонимии: глагол и глагол – омонимы)

2. Словарная работа. (Приложение 1. Слайд 11)

Каламбур – остроумная шутка, основанная на использовании слов, сходных по звучанию, но разных по значению.
Игнорировать – умышленно не замечать.

VI. Домашнее задание: параграф 81, упражнение 473. (Приложение 1. Слайд 12)