Урок "Австралия. Особенности природы и хозяйства"

Разделы: География


Тип урока: урок-практикум.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии проблемного и самостоятельного обучения.

Цели по содержанию:

  • Образовательная:
    • способствовать формированию представлений о месте Австралии в мировой экономике;
    • рассмотреть факторы, определяющие экономико-географические особенности современной Австралии, основные черты структуры и географии населения и хозяйства Австралии.
  • Развивающая:
    • продолжить формирование географических умений: анализировать картографические материалы, давать краткую характеристику районов;
    • вести работу над общеучебными умениями: сравнивать и обобщать, слушать и рецензировать.
  • Воспитательная:
    • способствовать пониманию ценности интеллектуальных умений как качества современного человека.

Методы: проблемного изложения, практическая деятельность учащихся.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидульная.

Средства обучения: учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Ч. 2. 10 класс», М.: Русское слово, 2006; атласы, карта «Австралия», ТСО, презентация «Австралия».

ХОД УРОКА

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент. Приветствует учащихся, определяет их готовность к работе, создает доброжелательную атмосферу в классе. Определяет место урока в разделе курса. Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
2. Целеполагание и актуализация знаний. Предлагает решить проблемную задачу. Определите, о какой стране идет речь: эта высокоразвитая страна – одна из крупнейших по территории стран мира. Население, отличающееся низкой плотностью (показатель средней плотности населения – 2 человека на 1 кв. км, один из самых низких в мире), размещено в основном на востоке и юго-востоке страны. Страна занимает ведущее место в мире по запасам многих видов минеральных ресурсов: здесь залегает 1/3 мировых запасов бокситов, много железных руд и руд цветных металлов, угля, алмазов, золота; на шельфе океана найдены запасы нефти и газа. В структуре экспорта преобладают минеральное сырье и сельскохозяйственная продукция.
Сформулируйте тему урока.
Каких целей вы должны сегодня на уроке достигнуть? 
Объявляет критерии результативности урока:
Должны знать: экономико-географические особенности современной Австралии;
Должны уметь: на основе карт атласа составлять характеристику объектов и сравнивать их; выполнить проверочную работу.
Что вам уже известно об Австралии?
Решают проблемную задачу.

 

 

Формулируют тему урока и цели.

 

Отвечают на вопрос.

3. Изучение нового материала. Для создания образа страны предлагает просмотреть презентацию по Австралии. (Приложение 1)
Знакомство со страной мы будем вести согласно типового плана характеристики государства.
Назовите основные вопросы плана.

1. Итак,  начнем с особенностей её экономико-географического положения. Назовите особенности ЭГП Австралии.

2. Оцените природно-ресурсный потенциал государства.

3. С помощью карты плотность населения расскажите о размещении населения по территории страны.

4. Как вы думаете, какие отрасли хозяйства развиваются или могут развиваться в Австралии?
Почему совсем недавно говорили, что экономика Австралии «едет на овце»?
Овцеводческие фермы («шипстейшнз») очень велики: они занимают сотни тысяч гектаров, поголовье овец может достигать 50 – 100 тыс. голов. Здесь разводят в основном тонкорунных овец-мериносов австралийской породы, дающих шерсть самого высокого качества. В городе Голберне установлен памятник овце – так называемый Большой Меринос.

5. Используя карту атласа «Международные экономические связи», назовите виды экспортной и импортной продукции Австралии.

Общий вывод: Австралия – высокоразвитое государство переселенческого капитализма с богатейшими ресурсами.

Смотрят презентацию.

Называют типовой план.

Работают по картам атласа, оценивают ЭГП страны.
Дают характеристику обеспеченности различными видами ресурсов.
Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос, используя карты атласа.
Австралия занимает первое место в мире по экспорту шерсти.

Работают по карте, отвечают на вопрос.

4. Закрепление и применение знаний в новой ситуации. На территории Австралии можно выделить три крупных экономических района.
На основе текста учебника, карт атласа, составьте сравнительную таблицу, показывающую отличительные особенности этих районов.

Экономические районы Австралии

Юго-восточный район

Северный район

Западный район

     
     
     

Признаки сравнения:

  • Состав территории.
  • Обеспеченность природными ресурсами.
  • Отрасли хозяйства и крупные центры.
 

Выполняют задание в тетради.

5. Проверка и оценка результатов. Для подведения итогов предлагает ответить на тестовые вопросы.

1. К какой группе стран можно отнести Австралию:

А) крупнейших по населению;
Б) наиболее экономически развитых;
В) новых индустриальных;
Г) «переселенческих»;
Д) аграрных.

2. Чем объясняется неравномерность размещения населения Австралии:

А) климатическими условиями;
Б) неравномерностью распределения минеральных ресурсов;
В) захватом земель в центре материка племенами аборигенов.

3. По производству какого вида продукции Австралия является мировым лидером:

А) морских судов;
Б) говядины;
В) пшеницы;
Г) шерсти;
Д) велосипедов.

4. Какими видами природных ресурсов Австралия обеспечена в наименьшей степени:

А) минеральных;
Б) земельных;
В) рекреационных;
Г) водных;
Д) лесных.

5. Какая страна является главным внешнеторговым партнером Австралии?

А) Япония;
Б) Новая Зеландия;
В) Великобритания;
Г) Германия.

Выполняют работу.
6. Домашнее задание Подготовиться к семинару по теме «Океания».  
7. Рефлексия. Просит подвести итоги урока и оценить свою деятельность на уроке.
Если вы достигли всех трех целей поставьте оценку «5»;
Если вы допустили ошибку в тестовой работе или не закончили таблицу – «4»;
Если вы не справились с таблицей или у вас 3-4 ошибки в тестовой работе – «3».
Благодарит за урок.
Подводят итоги урока.