Использование ИКТ при изучении тем раздела "Атомы химических элементов". Урок "Металлическая химическая связь"

Разделы: Химия


Цели:

  • Сформировать представления о металлической химической связи.
  • Научить записывать схемы образования металлической связи.
  • Показать единую природу химической связи.
  • Усиление прикладной ориентации курса химии.
  • Осознание необходимости и возможности использования средств ИКТ и ЦОР на уроке и в самообразовании.

Дидактические задачи:

  • Образовательные:
    • изучить понятие металлическая химическая связь;
    • выработать умения и навыки по составлению схем образования металлической связи;
    • продолжать формировать и развивать надпредметные умения и навыки: работа с интерактивной доской, умение грамотно доказывать истинность своих суждений, объяснять понятия.
  • Развивающие:
    • развивать умения сравнивать, обобщать, синтезировать, наблюдать и объяснять химические явления, делать выводы из наблюдений;
    • развивать познавательные интересы;
    • формировать умения и навыки информационно-поисковой деятельности.
  • Воспитательные:
    • реализовывать научно-материалистическое обучение учащихся;
    • воспитывать нравственные (вежливость, взаимопомощь), трудовые, эстетические качества личности;
    • воспитывать дисциплинированность;

Методы, используемые на уроке:

  • По способу передачи информации:
    • наглядный,
    • ловесный.
  • По характеру осуществления познавательной деятельности учащихся:
    • иллюстративно-объяснительный,
    • частично-поисковый.
  • Методы стимулирования мотивов интереса.
    • методы контроля с применением компьютера;
    • использование ЦОР

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • парная.

Рабочая программа. Тема раздела «Атомы химических элементов» (Приложение 7)

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Приветствие учащихся. Проверка готовности к занятию. Организация внимания.

2. Повторение изученного материала

Задания на интерактивной доске. (Приложение 1)

Во втором задании, при правильном выполнении, получается цифра пять.

              NaCl     CH4        HCl      CaCl2

              O2         SO2        K2O     H2

              BaS       H2S        NH3     MgF2

              CuO      N2          PH3      Al2O3

              Na         H2O       CO2     Cl2

3. Изучение нового материала

– Вы знаете, как взаимодействуют между собой атомы металлов и неметаллов, а также атомы неметаллов между собой.
– Сегодня мы рассмотрим, как будут взаимодействовать атомы металлов между собой. Почему металлы существуют в виде слитка, куска или металлического изделия? (Слайд 1)
– Что удерживает атомы металла в единое целое? (Слайд 2)
– Какими свойствами обладают металлы и от чего они зависят – мы с вами должны ответить на этом уроке. Тема урока  (Слайд 3)
– Целью нашего урока является: (Слайд 4)

  • Сформировать понятие о металлической связи.
  • Изучить механизм образования связи.
  • Показать единую природу химической связи.

– Какое место в Периодической системе занимают металлы? (Слайд 5)

Видеофрагмент «Положение металлов в периодической системе» (Приложение 3)

– Запишите схему электронного строения и электронные формулы Na, Mg, Al.
– Что у них общего? В чем их различие?
– У всех металлов на внешнем энергетическом уровне от 1 до 3 электронов. Строение атомов определяет свойства веществ. (Слайд 6)
– Каким образом схожее строение внешнего энергетического уровня ведет к появлению общих физических свойств металлов.

ОМS-модуль «Физические свойства металлов» (Приложение 4)

– Рассмотрите внимательно предложенные вам образцы металлов и скажите, какими общими свойствами они обладают. Заполните таблицу:

Свойства Cu Al Fe
агрегатное состояние      
цвет      
пластичность      
теплопроводность      
электропроводность      

Атомы металлов легко отдают свои внешние электроны. Но кому их отдавать, если нет атомов неметаллов?

ЦОР: Металлическая связь – анимация (Приложение 5)

В куске металла, слитке или металлическом изделии атомы металла легко отдают внешние электроны и посылают их в этот кусок, слиток или изделие, в общее пространство, превращаясь при этом в положительно заряженные ионы – катионы. “Отданные” электроны перемещаются от одного катиона к другому, снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются, и этот процесс происходит постоянно. В куске металла, слитке или металлическом изделии постоянно существуют атомы, ионы (катионы) и свободные электроны. Определить какому атому принадлежат электроны невозможно, они все одинаковые и общие, поэтому их так и называют «обобществленные».
Схему образования металлической связи можно отобразить следующим образом:

Мo – ne = Mn+, где n – число внешних электронов,
атом         ион (Слайд 7)

Такой тип связи наблюдается в металлах – простых веществах и сплавах.
Дайте определение металлической связи. (Слайд 8)
Отчего же зависят свойства металлов?
Для чего необходимо знать свойства веществ?
Эти знания необходимы для того, чтобы применять их с пользой для себя.
Упражнение  (Слайды 9, 10)
Вопрос о связи в химических соединениях – центральный вопрос науки химии. Мы изучили элементарные, простейшие представления о химической связи. Что общего между разными типами химической связи? (Слайд 11)
Общее между различными видами связи – электрическое взаимодействие противоположно заряженных частиц.

4. Закрепление

Химический тренажер. Типы химических связей. (Приложение 6)

– Сегодня мы изучили еще один вид химической связи – металлическую связь. Выяснили, что свойства металлов определяются строением их атомов.

5. Домашнее задание (Слайд 12)

Изучить § 12.

Определить вид химической связи, записать механизм образования, для веществ: Al, F2, H2O, NH3, Zn, Na2S, CH4

  • «5» – для всех веществ,
  • «4» – 5  веществ,
  • «3» – 3-х веществ.