Форма: диалог с элементами игры.
Проблема: от того, как строится общение в детском коллективе, зависит, будет ли детям интересно в школе, какие отношения сложатся между детьми, какой психологический климат будет преобладать в классе. Самочувствие детей в школе во многом зависит от системы межличностных отношений, сложившихся в классе. А это значит, что необходимо создать коллектив достаточно высокого уровня развития. Для этого, надо не только включать школьников в разнообразные виды коллективной деятельности, но и организовать их свободное общение.
Основная идея: в игре происходит интенсивное эмоциональное взаимодействие между её участниками, формируются определённые отношения. Существуют игры, создающие основу для эмоциональных контактов, сближения её участников друг с другом, самоопределения и самоидентификации в процессе взаимодействия с другими, формирующие отношения доверия и уважения достоинства личности, принятия себя и других. Многие игры и упражнения являются основой для размышления детей о нравственной сущности своих отношений с другими людьми, позволяют создать ситуации ценностного самоопределения, побуждающие их осознать и принять нравственные нормы и принципы общения, соотнести с ними своё поведение в процессе взаимодействия с другими. К таким выводам во время игры дети приходят сами на основе анализа своих собственных чувств и переживаний, возникающих в процессе игры.
Цель – помочь детям вступить в контакт друг с другом, углублять и укреплять эти контакты.
Задачи:
- преодоление барьеров, снятие напряжения в общении
- установление эмоциональных контактов между детьми
- помочь детям сблизиться, создать первичное «тяготение» друг к другу на основе открытия ими интересов, взглядов, позиций внутреннего мира друг друга
- построение доверительных отношений, готовности к принятию личностных особенностей другого человека
Ожидаемый результат:
- снятие психологического барьера настороженности и формирование доброжелательных отношений к другим людям
- улучшения психологического климата в коллективе
- создание первичного «тяготения» друг к другу на основе открытия ими интересов, взглядов, позиций внутреннего мира друг друга
- возможность увидеть те достоинства, которые есть у каждого ребёнка
Участники проекта:
- учащиеся начальных классов
- классный руководитель
Ход Занятия
I ЧАСТЬ.
Введение.
Участники проходят в класс и рассаживаются на стулья, которые расставлены по кругу.
Учитель:
Здравствуйте! Я рада всех вас приветствовать на нашей встрече. О чём пойдет речь вы узнаете из стихотворения. Послушайте его:
- Что такое дружба? –
Спросила я у птицы
- Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
Что такое дружба? –
- Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
- Дружба – что такое?
- Это что-то огромное и большое!
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
- О чём это стихотворение? - (ответы детей)
- Правильно. Сегодня мы будем говорить с вами о дружбе!
- Дружба возникает тогда, когда мы обнаруживаем, что есть что-то такое, что нас объединяет – общие интересы, взгляды на что-то (моду, музыку, спорт), общие увлечения (книги, игры, хобби).
- Обнаружив (найдя) то, что интересует нас интересует и другого человека, мы стремимся продолжить общение с ним, сблизиться с ним.
- Но для того, чтобы он стал нашим другом, чтобы смогли доверять друг другу, чтобы быть вместе, нужно научиться многому, что помогает общению, пониманию, уважению и дружбе.
II ЧАСТЬ.
Этап 1. Накопление согласий. Знакомство.
Задачи:
- преодоление барьеров, снятие напряжения в общении
- установление эмоциональных контактов между детьми
- возникновение чувства «нам хорошо вместе»
- У всех у нас есть друзья. Но как мы стали друзьями? Почему мы начинаем дружить?
Представим такую ситуацию: встретились два человека, они вместе гуляют, играют, у них много общего, но чтобы их общение приносило больше пользы и радости, им сперва нужно познакомиться. Но как это сделать? Как познакомиться так, чтобы не обидеть человека? Что порою нам мешает сделать первый шаг? (ответы детей)
- Давайте этому научимся!
- Я предлагаю вам сыграть со мною в одну интересную игру. Игра называется «Именной паровозик». Эта игра поможет нам с вами поучиться, потренироваться знакомиться, мы поучимся не стесняться сказать «Привет! Меня зовут Маша!»
Игра «Именной паровозик»
Задача: преодоление барьеров, снятие напряжения в общении
- По моей команде мы с вами все встанем и поставим каждый свой стул в центр нашего круга, после чего вернёмся на своё место и образуем широкий круг, при этом мы будем стоять лицом к центру.
- Выполняем.
- Самый смелый участник нашей встречи будет паровозиком. Пыхтя, гудя и поскрипывая поршнями, ведущий-паровозик начинает двигаться по кругу, пока не останавливается около одного из игроков.
«Привет, - говорит паровозик, - меня зовут …!» «Привет, …! Я - …!» Паровозик приветствует …, протягивая правую руку и повторяя имя собеседника. После такого радостного приветствия вагончик прицепляется к паровозику и они оба, подражая пыхтению паровоза, двигаются по кругу в поисках нового знакомства. Теперь знакомство усложняется: надо сказать хором оба своих имени. Следующий участник становится новым вагоном, и паровозик движется дальше. Дети продолжают присоединять вагоны к паровозику до тех пор, пока каждый не услышит приветствие, обращённое к нему.
- Вот сколько много красивых имён сегодня мы собрали в наш именной паровозик.
- По моей команде мы с вами все возьмём и поставим стул на своё место, образуя широкий круг.
- Выполняем.
- Но ведь у человека не одно имя. Есть ещё у нас такие имена, которые приятно слышать, такие нами любимые имена, услышав их в свой адрес, нам становиться очень приятно и тепло на сердце.
- Предлагаю вам сейчас вспомнить, как ласково вас называют дома родные и близкие, как вам хотелось бы, чтобы к вам обращались.
Игра «Мне нравится, когда меня зовут…»
Задача: установление эмоциональных контактов между детьми
- Вспомнили?
-Мне кажется, если мы узнаем любимое имя, то нам будет легче общаться, мы будем знать, что, называя вас так, вам приятно. Давайте поделимся друг с другом нашими именами. В этом нам поможет лягушонок КВАК. Мы будем нашептывать ему своё любимое имя, говоря: «Мне нравится, когда меня зовут…»
- Вот теперь мы знаем, как кого зовут и даже наши любимые имена. Но есть ещё такие имена и слова, которые человеку в свой адрес слышать неприятно. Как вы думаете, что это за слова? (ответы детей)
- Такие слова помогают или мешают дружбе?
- От таких слов человеку тепло на сердце или холодно и больно, обидно? (ответы детей)
III ЧАСТЬ.
Этап 2. Поиск общих или совпадающих интересов.
Задачи:
- помочь детям сблизиться, создать первичное «тяготение» друг к другу на основе открытия ими интересов, взглядов, позиций внутреннего мира друг друга
Знать имя человека и уважать его имя – это ещё очень мало для дружбы. Взаимопонимание, принятие себя и другого человека не возможно без общих интересов и увлечений. Очень важно открыть в каждом человеке что-то интересное, неповторимое, поделиться друг с другом своими впечатлениями и интересами.
Игра «Ромашка» (см. Приложение 1)
Задачи:
- создать условия, чтобы учащиеся поделились тем, что их волнует, что они любят, о чём мечтают
- помочь учащимся найти в себе что-то особенное, узнать о чём-то особенном у других
- Этому нам поможет замечательный цветок РОМАШКА. Это луговой житель с желтой, как солнышко сердцевиной и белыми как нежные пушистые облака.
- Но ромашка у нас не простая. Каждый лепесток – это вопрос, который подскажет нам какие вопросы можно задать человеку, когда ты его хочешь поближе узнать.
- Вот какие мы с вами все разные, но интересные и замечательные, уникальные.
IV ЧАСТЬ.
Этап 3. Принятие качеств и принципов общения.
Задачи:
- построение доверительных отношений, готовности к принятию личностных особенностей другого человека
Игра «Комплимент»
Задачи:
- помочь увидеть те достоинства, которые есть у каждого ребёнка
- учить принимать другого человека в целом, формировать доброжелательное отношение друг к другу
- Теперь, когда мы узнали как знакомиться, что у человека есть его любимое имя, интересы и увлечения, мы с вами обязательно найдём человека, с которым мы очень сильно захотим дружить.
- Как завершение нашей встречи – беседы, я предлагаю вам сказать комплимент, который подчеркнёт что-то особенное в человеке, что-то хорошее, чему можно научиться.
Сначала мы с вами повернёмся к соседу, который сидит от нас справа, а затем слева.
V ЧАСТЬ.
Заключение.
- Вот и подошло наше занятие к концу. Мы с вами потрудились на славу.
- Вам понравилось наше занятие?
- Что было самым интересным, запоминающимся?
- Что вы расскажите дома об этом занятии?