Организация сотрудничества педагога с родителями и детьми (из опыта работы)
Актуальность
- адаптация учащихся в новом коллективе;
- проблемы с дисциплиной на уроках;
- отсутствие единого классного коллектива.
Цель: формирование эффективной системы взаимодействия родителей и классного руководителя для сплочения детей в единый дружный коллектив.
Классным руководителем своих воспитанников я являюсь третий год, сейчас мои ребята учатся в 7 классе. А, взяла я их в 5 классе, который был сформирован из 26 детей, обучающихся в разных школах:
18 человек - шк.№17, 2 человека – шк.№19,1 человек – шк.№ 18, 3 человека - г Абакан, 1 человек – У-Абакан, 1 человек – Кызыл. Моё знакомство с ребятами началось с того, что я проанализировала документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику), поговорила с педагогами, преподающими в классе, наблюдала за детьми в учебной и внеурочной деятельности. В классе обучалось 26 учащихся - 7 девочек и 19 мальчиков. Так как классный коллектив был сформирован в результате объединения учащихся из разных школ. По этой причине в начале учебного года наблюдалось разделение класса на микрогруппы, которые образовались в зависимости от коллектива, в котором учащийся обучался в начальной школе, интересов и взаимной симпатии. Также были выявлены трудности в обучении у многих ребят класса, которые они испытывали ввиду разных причин (интеллектуальные способности, мотивация к обучению, педагогическая запущенность, отсутствие должного контроля со стороны родителей). Проанализировав, полученные данные, при планировании воспитательной работы с классом были поставлены следующие основные задачи:
- помочь учащимся адаптироваться в новом коллективе;
- сплотить детский коллектив класса;
- улучшить успеваемость и поведение учащихся.
Я решила, что с реализацией поставленных задач мне одной не справиться, их надо решать совместно с детьми, педагогами, родителями. Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно- воспитательном процессе в школе и в своём классе. «Надо, чтобы семья была хорошей школой, а школа - хорошей семьёй» - для меня эти слова являются девизом моей воспитательной работы. Достичь такого результата можно лишь при правильном, тесном взаимодействии семьи и школы. В своей работе я использую разные методы и формы работы с родителями.
Изучение семей учеников:
- посещение семей
- анкетирование
- сочинение о семье
- конкурс рисунков “Моя семья”
- тестирование
- формирование банка данных о семье
Педагогическое просвещение родителей
- родительский лекторий
- родительские собрания
- обзор педагогической литературы для родителей
- обмен опытом воспитания детей в семье
- день открытых дверей и др.
Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества
- совместное планирование воспитательной работы в классе
- коллективные творческие дела
- праздники, концерты
- посещение театров, библиотек, музеев
- прогулки, походы, поездки
- помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты и др.
Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса
- выборы родительского комитета
- помощь в планировании и организации его деятельности
- работа с социально неблагополучными семьями
Индивидуальная работа с родителями
- посещение семей учащихся
- индивидуальные беседы с родителями
- совместное определение перспектив и средств развития ученика
- педагогические консультации
- индивидуальные поручения
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся
- тематические и итоговые родительские собрания
- индивидуальные консультации
- контроль за дневниками учащихся
- ведение тетради достижений учащихся
- направление родителям благодарственных и поздравительных открыток
Я хочу рассказать лишь о некоторых направлениях в работе с родителями и поделиться своим опытом. Это такие направления как:
- Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей.
– Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
– Организация работы родительского актива.
Одним из важных направлений во взаимодействии семьи и школы является педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей. Основная традиционная и незаменимая форма работы с родителями в этом направлении – проведение родительских собраний.
На первом организационном родительском собрании я знакомлю родителей с планом работы школы и тематикой родительских собраний, где большинство тем сформулированы таким образом, чтобы не только привлечь внимание родителей, но и способствовать непосредственному их участию в подготовке и проведении родительских собраний. Параллельно сама готовлю свой материал к этим собраниям. На родительских собраниях предложенная тема обсуждается с двух позиций: с точки зрения родителей, их опыта и знаний и с точки зрения современной педагогической науки. А в споре, как известно, рождается истина. Педагогическое просвещение родителей проводится и через демонстрацию достигнутых ребенком успехов. При этом на родительских собраниях комментирование оценок учащихся, их поведения, особенностей психики недопустимо. Чтобы дать возможность родителям на родительском собрании ознакомиться с достижениями детей, я использую следующий прием: составляю сводную таблицу успеваемости учащихся класса, где фамилия каждого ребенка заменена определенным номером. Этот же прием использую для ознакомления родителей с рейтинговой оценкой своего ребенка (участие в олимпиадах, конкурсах, творческих делах класса и школы, в самоуправлении), то есть участие учащегося в учебной и внеурочной деятельности. Таким образом, не ущемляются права ребёнка и самолюбие родителей. Если в поведении или успеваемости детей есть проблемы, то их решаю с родителями индивидуально.
В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают похожую проблему, испытывают одинаковые затруднения личностного плана и учебного. Эти проблемы можно решать лишь в кругу тех людей, которых она объединяет и которым она близка. В своей педагогической практике для решения таких проблем я провожу «Часы общения».
Следующим направлением в моей работе является вовлечение родителей в совместную внеклассную деятельность. Здесь я ощущаю их поддержку и большую помощь. Яркими примерами этому могут служить такие общеклассные праздники, как: экономическая игра «ШУМ» (школьный универсальный магазин), ежегодные ярмарки, День Матери, День именинника, 8 марта, 23 февраля, празднование Нового года, классные часы.
Частыми стали туристические походы детей с родителями, выезд детей с родителями на природу, организация экскурсий. Так мы побывали на экскурсиях в этнографическом музее с. Шушенское, в железнодорожном музее в г.Абакане, на карамельной фабрике в г.Абакане, посетили городской музей в Черногорске. В начале каждого учебного года выезжаем с детьми и родителями на природу: Минусинский бор, с.Биджа, ст.Крупская, а зимой организуем массовое катание на санках с гор. Систематическое вовлечение родителей в коллективно творческие дела помогает мне сплотить коллектив, как родителей, так и детей. Хочется особенно отметить то как гордятся дети своими родителями, которые помогают организовывать и проводить внеклассные мероприятия.
Еще одно из направлений в моей работе с родителями – участие родителей в управлении УВ процессом: участие родителей класса в работе родительского комитета класса; участие родителей класса в работе совета школы. Мне повезло члены родительского комитета – это инициативные, деятельные, активные люди. Родительский комитет принимает активное участие в составлении плана воспитательной работы класса, вносит свои предложения. Все члены родительского комитета имеют обязанности: председатель родительского комитета, заместитель председателя родительского комитета, учебный сектор, культмассовый сектор, хозяйственный сектор. Члены родительского комитета совместно со мной посещают квартиры учащихся, проводят индивидуальные беседы с детьми, требующими постоянного контроля. Следует отметить, что встречи с родителями одноклассников, авторитетность чужих родителей в глазах педагогически запущенных ребят иногда «делают» гораздо больше, чем привлечение других специалистов. В этом учебном году родительский комитет провёл заседание, на которое были приглашены слабоуспевающие ученики и нарушители дисциплины вместе с родителями, в результате было принято решение: обязать родителей посещать уроки вместе со своими детьми. На мой взгляд, воздействие родителей на родителей более эффективно, чем воздействие учителя.
Подводя итог вышесказанному можно отметить следующие положительные моменты в использовании данных форм в работе с родителями:
- Сплочение родителей класса влечет за собой сплочение детского коллектива.
- Своевременная информированность родителей помогает избегать конфликтных ситуаций между родителями и учителями, родителями и детьми.
- Появление общих интересов способствует укреплению взаимопонимания между детьми и родителями, их более тесному общению.
- Формирование позитивного отношения у родителей к школе, классу.
Вместе с тем имеют место и остаются проблемы:
- всё-таки большинство родителей в силу занятости работой не интересуются успехами детей в школе, уклоняются от своих родительских обязанностей, перекладывая весь воспитательный процесс на школу;
- семьи все разные: полные, неполные, благополучные, неблагополучные, многодетные, обеспеченные, малообеспеченные, поэтому надо продолжить работу по дальнейшему поиску форм работы с ними.
- в силу того, что в классе в основном мальчики, и есть те, которые воспитываются в неполных семьях и нуждаются в сильном мужском слове, необходимо организовать в классе совет отцов.
Желаю всем классным руководителям обрести в родителях своих учеников помощников, советчиков, союзников, друзей.