Урок русского языка в 3-м классе по теме "Непроизносимые согласные"

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с правилами правописания непроизносимых согласных.

Задачи:

  1. Дать учащимся понятие о непроизносимых согласных.
  2. Выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными.
  3. Развивать наблю­дательность, внимание, логическое мышление. Прививать интерес к предмету.

Ход урока

1. Ребята, прежде чем начать урок, я бы хотела прочитать вам письмо, которое пришло нам из леса, от Хозяйки леса. В нем она хотела рассказать о том, что происходит в лесу сейчас. Но по дороге письмо попало в руки хитрому деду Буквоеду, и он похитил из некоторых слов буквы.

Если мы сумеем восстановить слова, то они останутся в нашей речи, а если нет, то могут навсегда исчезнуть.

Но дед Буквоед похитил буквы на такие правила, которые мы еще не изучали, но встречались с этими словами в речи. И я думаю, вы догадае­тесь, как помочь словам.

Вот такая ответственная задача стоит перед нами.

2. На доске текст:

"Редко светит со?нце. Стоят ненас?ные дни. Гру?но в эту пору в лесу. Отошли ягоды, орехи. Пахнет прелой листвой.

Еще видны кое-где запоздалые поз?ние цветы.

Но вот из-за сизой тучки выглянуло солнышко, и под его ласковыми лу­чами заулыбалась хмурая картина осени".

(Дети вставляют пропущенные буквы, доказывают правильность на­писания.)

Выпишите данные слова в столбик. Подчеркните согласные, которые не произносятся.

Обратите внимание, когда же согласный не произносится в слове? (Ко­гда рядом несколько согласных.)

Как можно назвать согласный, который не произносится в слове? (Не­произносимый.)

Какие согласные могут быть непроизносимыми? (Т, д, л.)

Помощь: посмотрите на соседей вставленной буквы. Какие звуки они обозначают - гласные или согласные?

Вывод. Сегодня на уроке мы начинаем изучение темы "Непроиз­носимые согласные".

А теперь прочитайте правило в учебнике:

а) самостоятельно;

б) один человек - вслух .

Правильный мы сделали вывод? (Да.)

Молодцы!

Мы справились с задачей деда Буквоеда: сами вывели еще одно правило русского языка, и за это я хочу вас познакомить с одной из народных при­мет.

Н а д о с к е: Если осень стоит ненастная, будет дождливая весна. (Дети читают.)

Можно сравнить с нынешней осенью и сделать вывод о будущей весне. Есть ли в этом предложении слова с непроизносимыми согласными?

Ненастная — ненастье, дождливая - дождь.

Спишите предложение, проговаривая каждое слово. Пишите красиво и аккуратно.

3. Поздняя осень была любимой порой А. С. Пушкина, и он писал:

Дни поздней осени
Бранят обыкновенно,
Но мне она мила

Мы уже знаем много стихов А. С. Пушкина, но сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта.

На доске:

Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С печальной думой на лице.
Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?

- Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизно­симыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у А. С. Пушкина.

Запись в тетрадях (с последующим выносом на доску).

С печальной - с грустной.
Добрый день - здравствуй.
Пасмурный - ненастный.

- Но чтобы лучше запомнить правило написания непроизносимых со­гласных, мы послушаем песенку «Радио-няни». (Слушание)

- Выпишите слова с непроизносимыми согласными, которые запомнили.

Прелестный, солнце, празднично, местность, окрестность, сердца, пастбище, грустно, чувствует, здравствуйте.

- А теперь, я думаю, вы справитесь с самостоятельной работой (упр. 202). Составьте предложение с одним из слов, подчеркните подлежащее и сказуемое.

- Молодцы! Вы хорошо работали, и, чтобы немного отдохнуть, я загадаю вам загадку.

4. На доске:

Хорошо по лестнице
Нам идти с тобой,
Лестница-чудесница
Бежит сама собой.
(Эскалатор)

- Назовите слова с непроиз­носимыми согласными. Лестница.

- Какой согласный не произносится? (Т.)

- Подберите проверочное слово, чтобы согласный т слышался ясно. Да, та­ких слов нет.

- В нашем языке есть еще 2 слова, в которых нельзя проверить непроиз­носимые согласные.

Праздник Чувство

- Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этих слов, то мы увидим, что эти буквы не зря находятся в данных словах.

а) Слово лестница произошло от древнерусского лествица, от слова лества (лезть) - то, с помощью чего лезут;

б) Как появилась буква в слове чувство, вы узнаете сами, используя

этимологический словарь;

в) Слово праздник в древнерусском языке звучало праздь (свободный от работы день), отсюда и буква д.

Но праздники есть не только у людей, есть праздники и у природы.

"В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первые соловьи. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды".

О какой это поре? (Об осени.)

Хозяйка леса рассказала вам в своем письме о том, что происходит сей­час в лесу, а вы расскажите ей о том, какова поздняя осень в городе, поста­райтесь использовать слова с непроизносимыми согласными.

(Личное со­чинение.)

Несколько человек зачитывают.

5. Итоги урока.

  1. Что хотите сказать о сегодняшнем уроке?
  2. Что но­вого узнали?
  3. Кто доволен тем, как работал?

В заключение можно еще послушать песню, дети могут подпевать.