Внеклассное занятие в 1-м классе по теме "Красивые зубы — красивая улыбка"

Разделы: ОБЖ, Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение здоровых зубов.

Оборудование на каждого ученика:

  • изображение улыбающегося человека;
  • зеркальце;
  • зубная щетка;
  • 2 изображения контура зуба.

ХОД УРОКА

1. Отгадайте загадку:

32 веселых друга,
Уцепились друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб грызут, грызут орешки. (Зубы)

– Пощупайте языком свои зубы и десны. Какие они? Опишите их (гладкие или шершавые, мягкие или твердые).

– А какие они по форме? Какие у них края? (Передние – острые края, задние – большая бугристая жевательная поверхность).

2. Значение зубов

– Представьте себе человека, у которого нет рта. Что не может делать такой человек?

Пережевывание пищи. Попробовать откусить яблоко, закрыв передние зубы губами. (Учитель раздает кусочки яблока).

Речь. Произнести слово «дом», «стол», не касаясь языком передних зубов.

Внешний вид. Посмотрите, какие красивые люди на картинках. Закрасьте им зубы черным фломастером. Какие некрасивые и даже страшные они стали.
Попробуйте улыбнуться, как если бы у вас не было зубов, или они были некрасивыми, с закрытым ртом.

Вывод: Так что же находится у нас во рту? (Зубы)
– Какие они? (Гладкие, твердые, с разными краями)
– Для чего нужны зубы? (Переживание, речь, улыбка)

3. Строение зуба

Когда ребенок рождается, у него в деснах уже есть зубы. В возрасте 6-7 месяцев начинают прорезываться молочные зубы (или временные) и полностью прорезываются к 2,5-3 годам. Всего у ребенка 20 молочных зубов. Они постепенно выпадают и появляются постоянные (коренные). Зубы состоят из самого твердого вещества, какой есть в нашем организме. У каждого зуба есть свой корень (Рисунок 1), он закрепляет зуб. Зуб окружает десна. Рассмотрите в зеркальце свои зубы. Нам видна лишь верхняя часть – коронка, покрытая эмалью. Она тоже не однородная, а имеет свое внутреннее строение, но об этом вы узнаете позднее. Зубы нужно содержать в чистоте, особенно после приема сладкой, липкой пищи (леденцы, карамель, сгущенное молоко и т.п.). Необходимо показываться доктору (стоматологу) не реже 2-х раз в год. (Приложение 2).

Вывод:
– Как по-другому называются первичные зубы? (Молочные)
– Какие зубы вырастают им на смену? (Коренные)
– Расскажите, опираясь на таблицу о строении зуба? (Коронка, корень, эмаль)
– Как нужно заботиться о зубах? (Чистить 2 раза в день, полоскать после каждого приема пищи, не реже 2-х раз в год ходить к стоматологу).

4. Фантазирование

– Давайте пофантазируем. Возьмите рисунок с изображением зуба и представьте, что наш Зубик улыбается. А каким будет больной зуб? (Дети рисуют черным фломастером).

5. Заболевание зубов

– А чем могут заболеть наши зубы и от чего? (Механические повреждения, кариес)
Кариес зуба вызывается бактериальным зубным налетом.
– Что такое бактерии? (Маленькие разрушающие организмы).
– Что такое зубной налет? (Это липкая тонкая пленка на поверхности зубов).

Бактерии налета питаются сахарами и выделяют кислоту. С кислотой справляются специальные вещества, содержащиеся в слюне. Но когда этих бактерий слишком много, слюна не справляется со своей задачей и кислота начинает разъедать верхний слой коронки – эмаль. И тогда на зубе образуется кариес. (Приложение 1).

Вывод:

– Что разрушает наши зубы? (Сладкая пища…)
– Как сохранить зубы здоровыми?

6. Как я чищу зубы

– Чтобы удалить налет, пока он не стал толстым и плотным. Нужно чистить зубы 2 раза в день6 утром и вечером.
–  Что для этого необходимо? (Зубная щетка, зубная паста). Возьмите зубную щетку.
– Кто знает, как правильно выбрать зубную щетку?
Зубная щетка должна быть равна ширине двух-трех ваших зубиков и меняться каждые 3 месяца, потому что ворсинки отходят в сторону и могут поранить десну, а еще меняется наша пища.
– А что должна содержать ваша зубная паста?
Зубная паста должна обязательно содержать ФТОР, КАЛЬЦИЙ, которые предотвращают появление кариеса, а кальций к тому же укрепляет эмаль зуба.
– А теперь научимся правильно чистить зубы. (Дети повторяют движения зубной щеткой, не касаясь зубов).
Верхние зубы чистят сверху – вниз , нижние снизу –  вверх , а потом слева – направо, справа – налево жевательную поверхность и изнутри кончиком щетки круговыми движениями. И не забудьте почистить язык, на нем тоже скапливается очень много бактерий. Повторим. (Закрепление по таблице «Учись чистить зубы». Рисунок 2).

7. Упражнения на развитие

– Выберите с выставки те продукты, которые полезны для зубов, и объясните свой выбор. (Морковка, шоколадка, яблоко, творог, жевательная резинка и т.д.).

(Дети выбирают и объясняют свое решение).

– «Что изменилось?»

У нас на выставке собранные детьми зубные пасты, щетки, жевательные резинки, расположенные в определенном порядке. Вы закрыли глаза, а в это время прибежала Шапокляк и нашкодила, что-то унесла с выставки. Что именно? (Учитель убирает один-два предмета, и меняет местами остальные. 2-3 раза).

8. Психогимнастика

Вам необходимо посетить зубного врача, а чувство страха мешает это сделать. Найдите положительные моменты в этой ситуации. (Я храбрый, у меня будут красивые зубы, я познакомлюсь с доктором…).

9. Итог урока

– Зачем нужны зубы?
– Расскажите о строении зуба?
– Чем и почему могут болеть зубы?
– Как нужно чистить зубы?
– Как правильно выбрать зубную щетку и зубную пасту?
– Как правильно питаться, чтобы сохранить зубы?
– Какие новые слова узнали на занятии? (Приложение 3).

И, в заключение, отгадаем ребус.

Расположите цифры от одного до десяти в порядке возрастания и прочитайте получившееся предложение. (Дети по одному выходят к доске и переставляют карточки, все вместе читают «БЕРЕГИ ЗУБЫ»). (Рисунок 3).