Моя малая Родина

Разделы: Внеклассная работа


Цель: воспитывать в детях любовь к своей малой Родине.

Задачи:

  • Воспитывать патриотические чувства у  учащихся.
  • Учить бережно относится к своему городу и к людям, живущим в нем.
  • Учить видеть красоту своей  малой Родины, ее неповторимость.
  • Развивать творческие способности учащихся.

На доске прикреплены рисунки / фотографии Родины, записана тема мероприятия.

Ученики  читают стихотворение Степанова В.А. «Что мы Родиной зовем?»

1 ученик:

«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

2 ученик:

Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.

3 ученик:

Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем».

У: Ребята, у нас с вами одна единственная большая Родина – наша страна Россия, и малая Родина – город Новосибирск. Но ведь малая Родина – это не только весь Новосибирск, это и  дворик, и дом, где ты родился и вырос. Именно с такого крошечного дворика и начинается наша с вами Родина.

Учитель включает песню «С чего начинается Родина?».  Во время звучания песни показываются слайды (Приложение 1).

С чего начинается Родина?

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот..
С той самой березки, что во поле,
Под ветром, склоняясь, растет.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли…

А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина?

У: А с чего, по-вашему,   начинается Родина? Нарисуйте.

Дети рисуют рисунки своего дворика, дома и т.п. Все то, с чего  начинается Родина по их мнению. Учитель вывешивает рисунки на доску.

У: Посмотрите,  какие все разные получились рисунки! Каждый из вас по-своему  видит свою Родину, но у всех нас Родина одна.

Учитель читает стихотворение Александровой «Родина»:

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки береза-скромница
И ромашковый бугор…
И другим, наверно, вспомнится
Свой родной, любимый двор.

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна».

У: Ребята, вот мы с вами говорили об истории становления нашего города, о современном Новосибирске, о природе Новосибирска и НСО, и даже вспомнили некоторые сказки и легенды, которые сложил сибирский народ (с данным материалом ребята знакомились  раньше). Но еще ни слова не сказали о людях, которые живут в Новосибирске: о новосибирцах.
– Какие это люди? (Ответы детей)
– Какими, по-вашему,  мнению, должны быть настоящие новосибирцы?
– А как вы понимаете слово идеальный?

Детям дается задание создать образ идеального новосибирца (нарисовать, описать его качества, черты характера и т.п.).
Дети создают образ «идеального новосибирца». Рисуют, наделяют чертами характера и т.п.

У: Ребята, а как мы должны относиться к своей Родине? Почему? (Ответы детей)

(Пиложение 2)

– Во все времена наши русские люди берегли свою Родину. Начиная еще с древних времен, русский человек вставал на защиту своего Отечества, не жалея жизни. Так, во время Великой Отечественной войны погибло очень много сибиряков. Фашисты очень боялись сибиряков, считали их наделенными какими-то сверхъестественными силами. Это было, наверное, потому, что наши земляки шли в бой, твердо зная, что отступать некуда, что за их спинами Родина, их родной дворик, с которого именно эта Родина и начиналась. В настоящее время в Новосибирске и в НСО много памятников воинам, погибшим на войне. В Новосибирске горит вечный огонь, который не дает забыть людям, что сегодняшний мирный Новосибирск – это заслуга погибших на войне русских людей, в  том числе и новосибирцев. Во время ВОВ в Новосибирск, чтобы спасти от фашистов, перевозили заводы. На этих заводах трудились женщины и дети, чтобы обеспечить солдат оружием, едой и одеждой. Новосибирск – это был надежный тыл. Люди это понимали и трудились, не отходя от рабочего станка сутками, для того, чтобы поскорее наступил мир, чтобы дети были счастливы, спокойно ходили в школу, чтобы у них на лицах всегда сияла беззаботная улыбка.

У: Ребята, мы теперь живем в мирном Новосибирске. Как вы можете беречь нашу Родину сейчас? (Ответы детей).

Дети под руководством учителя делают из ткани объемную коллективную поделку – голубя, сидящего на огоньках.

– Для того чтобы в Новосибирске всегда царили мир и доброта, а сердца новосибирцев были такими же яркими и  пламенными, как эти цветы, чтобы в сердцах новосибирцев всегда жила только любовь друг к другу и к своему городу.
(Голубь – символ мира. Огоньки – цветы,  которые растут только в Сибири).

Дети делают отдельные части поделки индивидуально или группами (огоньки,  голубь), затем составляется коллективная поделка.

После чего учитель дает детям задание написать небольшой стих – поздравление нашему городу, у которого скоро День рождения.
Дети сочиняют стихотворение. Желающие рассказывают свои стихи всему  классу.
Учитель включает песню Д. Базванова «С днем рождения, Новосибирск!».  Во время этой песни учитель показывает заключительные  слайды (Приложение 2), в которых  показаны разные моменты жизни города и, главное, показано, как прекрасен  – наш любимый город, наша малая Родина!

С днем рождения, Новосибирск!

1.Новосибирск, твои широкие улицы,
Я люблю размах твоих площадей.
Ну, а шар земной в столетиях кружится,
Изменяя ход снегов и дождей.
Жил паромщик со своей переправою,
Но над Обью встали сваи моста,
Дотянулся левый берег до правого,
Первый раз над Обью шли поезда.

Припев:

Новосибирск, лучший ты без сомнения!
Новосибирск, люблю облик твой!
С днем рождения тебя, с днем рождения,
С днем рождения тебя, город мой!

2. Новосибирск, промчится лето с фонтанами,
Завершив прогулку желтой листвой.
Новостройки вновь с подъемными кранами
Обнялись, любуясь тобой.
И по Красному проспекту движение
Замирает в объятьях ночей.
Поздний час он не иметь значения
Для влюбленных в парке, для фонарей.

Припев:

3. Новосибирск, нам не страшны расстояния,
Прибыл поезд на знакомый вокзал.
В Толмачево также по расписанию
В самолетах я к тебе прилетал.
Что нам зимы с морозами лютыми?
В этом городе я их не боюсь.
Снова еду я твоим маршрутами.
С детства знаю я их все наизусть.

Припев: