Урок окружающего мира по теме "Родная природа. Январь"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить детей с особенностями погодных явлений в январе.
  • Расширять кругозор учащихся, опираясь на ранее полученные знания и личные наблюдения.
  • Развивать мышление, память внимание, творческий потенциал школьников.
  • Прививать интерес к предмету.
  • Формировать навыки ЗОЖ.
  • Воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование: карточки с опорными словами – сигналы обратной связи, рисунки, фотографии, аудио и видео материалы, инвентарь и костюмы для театрализации, карточки для игры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Психологическая поддержка.

Мы – умные! Мы дружные! Мы – внимательные и старательные! Хорошо мы учимся и всё у нас получится!
– А самые хорошие ответы, я оценю вот такими жетонами и в конце урока мы выявим самого активного, внимательного и старательного ученика.

II. Постановка целей и задач урока

Стало всё белым – бело.
На деревьев серебро.
Лютый ветер, вьюга злиться
Мороз на речках мост мостит
Отвечайте поскорее:
Какое время года в наших краях гостит? (У нас в гостях зима)

– Как вы догадались?
– Выделим признаки зимы.
(Выпал (снег), всё белым-бело, на деревьев серебро – (иней), (лютый ветер), сильные (морозы).
(Карточки крепятся на доску)
– Какие зимние месяцы вы знаете?
(Дети называют выборочно)
– Выберите правильную последовательность. (Декабрь, январь, Февраль)
– Угадайте, о каком месяце эта загадка.
Он году начало, а зиме середина.
– К доске пойдут мои помощники.
Они поработают со снежной азбукой, а мы продолжим:
– Как вы понимаете: Году – начало? (1 месяц в году)
– Середина – зиме? (2 месяц в году)
(Значит средний )
Итак, прочитаем тему нашего урока (все)

Январь

– Мы поговорим об особенностях Января в нашем крае, узнаем много интересного. (Рассказ о январе ученика)

III. Работа по теме урока

– Своё нынешнее имя январь получил в Древнем Риме, а на Руси его величали ветрозвоном, лютовеем, студнем. Также считают Январь крышей зимы. (Нарисовать на доске)
– А какие праздники дарит Январь людям? (Новый год, Рождество, Старый Новый год, Крещение.)
– На Руси праздники отмечали весело, с пляской, песней.
– Сейчас мы с вами отдохнем под весёлую песенку.

Физминутка (Три белых коня).

Работа с учебниками

– Скажите, какое явление изображено?(Дети дают несколько вариантов ответов Вьюга)
– А в нашем крае зимой бывают вьюги?
– Вы наблюдали это явление?
– Как себя чувствуют живые существа в период вьюги? (Страх, нет радости, нет уюта.)
– Но в природе всё нужно и всё важно!
И вьюга, и метели, и бураны.
– Прочитаем отрывок из стихотворения С. Есенина. (Жужжащее чтение)

Словарная работа

1. Ученик читает вслух

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ:
– Кто видел ставни? (Показ картинки)
– Что сделала вьюга? (Разгулялась)
– Что сделали ели? (Наклонились)
– Что произошло со ставнями? (Заскрипели)
– С кем сравнивает поэт вьюгу, ели и ставни? (С живыми существами)
– Давайте прочитаем вопрос из учебника. Какие стихи вы приготовили к уроку ?

2. ученика читают отрывки из стихотворения.

– А сейчас слово ребятам 2 группы, они расскажутонародных приметах:

1. Зима снежная – лето дождливое
2. Зима морозная – лето жаркое.
3. Туманный круг около солнца – к метели.
4. Звёздное небо в конце января – ягодное лето.

Учитель: Январь в народе принято называть месяцем ярких звёзд, белых троп, синих льдов.
– В какой стране мира нет зимы? Мы живём в чудесном крае, где все времена года ярко выражены.Мы можем любоваться зимушкой, подснежниками, красотой осенних листьев.
– Мы очень счастливые люди, т.к. природа нам дарит всю свою красоту!
– А сейчас мы поиграем в игру «3-й лишний» а 2 человека у доски играют в игру «4-й лишний» (картинки на доске)
– Проверяем ребят работающих у доски объясняют те же. (Светофоры)
– Мы любовались работой художников, слушали стихи о зиме, а теперь с помощью музыки нарисуем картины зимы.

Физпауза (прослушивание музыки)

– Какие картины вы нарисовали?
– Продолжим работу в ТПО (тетрадях в печатной основе)
Ребята 1 в. – разгадывают кроссворд на с. 32.
Ребята 2 в. – дорисовывают картинки на с. 33.
(2 в. проверяет учитель)
Прохожу по рядам, проверяю и даю жетоны за правильную работу.
– А работу ребят 1 в. мы проверяем вместе.
– А сейчас я приглашаю всех в театр – миниатюр «ЖИВЫЕ КАРТИНКИ»
(Слово миниатюра означает – маленькое, крохотное.)
– Следите за нашими артистами и подумайте, всё ли они делали верно:
1 сцена – 2 девочки.
2 сцена – 2 мальчика.
– Итак, проверим ваше внимание, всё ли верно делали герои? (Ответы детей)
– А сейчас поиграем в игру «УМНЫЕ СТРЕЛОЧКИ» (на доске)
– Заботьтесь о своём организме, и я вам желаю здоровья!

4. Подведение итогов урока и работы учащихся

– Пора пришла итоги подводить и самых активных наградить.

1) Какие погодные явления характерны для января в нашем крае? (Морозы, снег, иней, вьюга …)
2) Как на Руси называли январь? (Лютовей, ветрозвон, студень)
3) Какие праздники мы отмечаем в январе?
– А теперь подсчёт жетонов.

НАГРАЖЛЕНИЕ ЛУЧШИХ УЧАЩИХСЯ!

МОЛОДЦЫ!