Цели и задачи урока.
Развивающие.
1. Развивать воображение, мышление, речь.
2. Развивать творчество детей.
3. Развивать эмоциональную, социальную и познавательную мотивацию.
4. Обогащать словарный запас и кругозор детей.
Обучающие.
1. Познакомить с произведением И. Соколова-Микитова “Русский лес”.
2. Учить осознанному восприятию текста.
3. Учить краткому пересказу.
4. Познакомить с деревьями русского леса.
Воспитательные.
1. Воспитывать уважительное отношение к девочкам и любовь к матери.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Воспитывать чувство дружбы и взаимопонимание.
Оборудование.
1. Компьютер и его составляющие.
2. Экран.
3. Картинки с изображением деревьев.
4. Карточки с названиями деревьев.
5. Портрет И. Соколова-Микитова.
6. Иллюстрации детей на тему “Моя Родина”.
7. Плакаты детей на тему “Мы хозяева нашей природы”.
8. Ароматизатор хвои.
9. Магнитофон.
10. Слова, трудные для чтения и понимания.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня мы предоставить право сесть красиво первым девочкам!
- А теперь тихонечко сядут мальчики.
- Почему мальчики должны уступать девочкам место, защищать и уважать девочек? (Потому что девочка будущая мама, а мама даёт нам жизнь)
- Как М. Пришвин относился к своей маме? (Очень любил её и ещё любил пить с ней по утрам вкусный чай)
II. Проверка домашнего задания.
- С чего начиналась родина для М. Пришвина? (С мамы, с восхода солнца, с ранних прогулок в природе)
1 уровень. Выразительное чтение 1 и 2 части.
- С чего Родина начинается для вас?
Просмотр иллюстраций “Моя Родина”.
2 уровень. Пересказ 3 и 4 части от III лица.
- Как понять выражение “кладовая солнца”. (Так автор образно называет природу. Солнце даёт свет, тепло, жизнь; природа хранительница жизни и земных богатств)
Просмотр плакатов на тему “Мы хозяева нашей природы”.
3 уровень. Составить рассказ на тему “Охранять природу – значит охранять Родину”.
- О Родине и природе написано много рассказов и стихов. Обратите внимание на выставку книг, представленную вашему вниманию. Одно из стихотворений З. Александровой есть на экране.
Слайд 1. Презентация
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
- Прочитайте медленно, быстро, тихо, громко. Как нужно правильно читать это стихотворение?
IV. Подготовка к восприятию нового материала.
- Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по просторам нашей Родины, а для этого нужна помощь друга. Мальчики откройте свои ладошки, а теперь девочки положите им сверху свои. Почувствуйте тепло друг друга. Оно поможет вам во время нашего путешествия.
- Закройте глазки и попробуйте представить, куда мы пойдём. Звучит музыка. Слайд 2
- Посмотрите, куда мы попали? (В лес)
- Правильно и думаю, что хотя этот лес с картины русского художника Шишкина, но находится он рядом с нашей школой, и мы часто его посещаем.
- Вдохните воздух полной грудью. (Ароматизатор хвои)
- А какое сказочное существо живёт в лесу? (Леший) Слайд 3
- Он сегодня у нас в гостях.
Леший:
Я лес люблю таинственный, густой,
Где по ночам в зелёном гуде
Глушь измеряю путаной верстой
И по ночам деревья все бужу я:
Трещу валежником, в ладоши громко бью,
И на крыло тетёрок подымаю;
Росу по искорке с листвы зелёной пью,
Но отчего я пьян не понимаю!
И запеваю песни невпопад,
Когда во все свистульки птицы дуют
Я красоте и дикой воле рад…
И никогда из леса не уйду я!
-Я хочу узнать, знаете ли вы деревья наших лесов? Поэтому я принёс вам задание. Выберите из карточек только названия деревьев наших лесов. Слайд 4
Работа в группах. Индивидуальное задание. (Найти деревья наших лесов на картинках)
Проверка выполнения задания. Слайд 5
V. Сообщение темы урока.
- Вот именно об этих деревьях мы сегодня и поговорим. А поможет нам в этом произведение И. Соколова-Микитова “Русский лес”.
- Рассказ об авторе.
- Как вы думаете, почему именно так автор назвал своё произведение?
Рассказ учителя с компьютером.
- Наша страна огромна, и леса в ней разные. На севере простирается широкая полоса хвойных лесов. Там растут ель, пихта, лиственница, кедр. Потом идёт полоса смешанных лесов. В них рядом с елью и сосной растут берёза, осина, ольха. Великолепны берёзовые рощи. А ещё южнее раскинулись лиственные леса из дуба, клёна, липы и ясеня.
VI. Чтение текста учащимися.
- Давайте прочитаем рассказ “Русский лес” и найдём строки, в которых показывается, как автор относится к природе.
Чтение сильными учащимися со слайдами на экране. Слайды 6-9
- Как же автор относится к русской природе?
VII. Словарная работа.
Посмотрите на доску, прочитайте слова. Слайд 10
Береста.
Увядающая.
Малейший.
Развесистые.
Распространённое.
Живописный.
Пурпурный.
Ютятся.
Проворные.
Шелестящим.
Оголенные.
Приготовившиеся.
Лапчатые.
Издавна.
1 уровень: Научитесь читать правильно целыми словами.
2 уровень: Составьте словосочетания с этими словами.
3 уровень: Составьте предложения с этими словами.
VIII. Физкультминутка.
- Давайте сделаем привал, встаньте
Руки подняли и покачали -
Это деревня в лесу.
Руки сомкнули, кисти стряхнули -
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылышки ложем назад.
- А теперь ручки вперёд и продолжим чтение о деревьях нашего леса.
IX. Работа по содержанию текста.
1) Чтение по цепочке.
- Давайте перечитаем текст и найдём, то новое, что узнали о деревьях русского леса.
2) Чтение про себя. Работа в группах.
- А теперь прочитаем этот текст ещё раз про себя и найдём слова, которые будут рассказывать о дереве, но не называть его, а другие группы
Будут отгадывать. (Задание на ушко)
1 уровень. Ель.
2 уровень. Берёза и дуб.
3 уровень. Липа и клён.
Проверка выполнения.
3) Вопросы “Лешего”. Слайд 11
4) Загадки. Слайды 12-15
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит под горой. (Берёза)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Что за дерево стоит:
Ветра нет, а лист дрожит? (Липа)
IX. Домашнее задание.
1 уровень. Прочитай и расскажи о любом понравившемся дереве.
Нарисуй его.
2 уровень. Прочитай и перескажи о двух деревьях. Разгадай кроссворд.
3 уровень. Подготовь краткое описание каждого дерева.
Составь свой кроссворд “Русский лес”.
X Итог урока.
1) Выставление оценок за урок. Самооценка.
2) Чтение учителем стихотворения о лесе.
Лес не только для нашей забавы,
Он богатство нашей страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
- Как же нужно относится к лесу? Как вести себя в лесу?
3) Хоровое чтение с экрана. Слайд 16
Кто любит лес, тот будет его беречь.
Мы охотно бережём и охотно охраняем то, что любим.
А наш русский лес очень нуждается в друзьях – охранителях. Д. Кайгородов.
4) Исполнение песни “Лесной марш”.