Урок литературного чтения в 4-м классе по теме «И.Соколов-Микитов "Русский лес"»

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока.

Развивающие.

1. Развивать воображение, мышление, речь.

2. Развивать творчество детей.

3. Развивать эмоциональную, социальную и познавательную мотивацию.

4. Обогащать словарный запас и кругозор детей.

Обучающие.

1. Познакомить с произведением И. Соколова-Микитова “Русский лес”.

2. Учить осознанному восприятию текста.

3. Учить краткому пересказу.

4. Познакомить с деревьями русского леса.

Воспитательные.

1. Воспитывать уважительное отношение к девочкам и любовь к матери.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

3. Воспитывать чувство дружбы и взаимопонимание.

Оборудование.

1. Компьютер и его составляющие.

2. Экран.

3. Картинки с изображением деревьев.

4. Карточки с названиями деревьев.

5. Портрет И. Соколова-Микитова.

6. Иллюстрации детей на тему “Моя Родина”.

7. Плакаты детей на тему “Мы хозяева нашей природы”.

8. Ароматизатор хвои.

9. Магнитофон.

10. Слова, трудные для чтения и понимания.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы предоставить право сесть красиво первым девочкам!

- А теперь тихонечко сядут мальчики.

- Почему мальчики должны уступать девочкам место, защищать и уважать девочек? (Потому что девочка будущая мама, а мама даёт нам жизнь)

- Как М. Пришвин относился к своей маме? (Очень любил её и ещё любил пить с ней по утрам вкусный чай)

II. Проверка домашнего задания.

- С чего начиналась родина для М. Пришвина? (С мамы, с восхода солнца, с ранних прогулок в природе)

1 уровень. Выразительное чтение 1 и 2 части.

- С чего Родина начинается для вас?

Просмотр иллюстраций “Моя Родина”.

2 уровень. Пересказ 3 и 4 части от III лица.

- Как понять выражение “кладовая солнца”. (Так автор образно называет природу. Солнце даёт свет, тепло, жизнь; природа хранительница жизни и земных богатств)

Просмотр плакатов на тему “Мы хозяева нашей природы”.

3 уровень. Составить рассказ на тему “Охранять природу – значит охранять Родину”.

- О Родине и природе написано много рассказов и стихов. Обратите внимание на выставку книг, представленную вашему вниманию. Одно из стихотворений З. Александровой есть на экране.

Слайд 1. Презентация

Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

- Прочитайте медленно, быстро, тихо, громко. Как нужно правильно читать это стихотворение?

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

- Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по просторам нашей Родины, а для этого нужна помощь друга. Мальчики откройте свои ладошки, а теперь девочки положите им сверху свои. Почувствуйте тепло друг друга. Оно поможет вам во время нашего путешествия.

- Закройте глазки и попробуйте представить, куда мы пойдём. Звучит музыка. Слайд 2

- Посмотрите, куда мы попали? (В лес)

- Правильно и думаю, что хотя этот лес с картины русского художника Шишкина, но находится он рядом с нашей школой, и мы часто его посещаем.

- Вдохните воздух полной грудью. (Ароматизатор хвои)

- А какое сказочное существо живёт в лесу? (Леший) Слайд 3

- Он сегодня у нас в гостях.

Леший:

Я лес люблю таинственный, густой,
Где по ночам в зелёном гуде
Глушь измеряю путаной верстой
И по ночам деревья все бужу я:

Трещу валежником, в ладоши громко бью,
И на крыло тетёрок подымаю;
Росу по искорке с листвы зелёной пью,
Но отчего я пьян не понимаю!

И запеваю песни невпопад,
Когда во все свистульки птицы дуют
Я красоте и дикой воле рад…
И никогда из леса не уйду я!

-Я хочу узнать, знаете ли вы деревья наших лесов? Поэтому я принёс вам задание. Выберите из карточек только названия деревьев наших лесов. Слайд 4

Работа в группах. Индивидуальное задание. (Найти деревья наших лесов на картинках)

Проверка выполнения задания. Слайд 5

V. Сообщение темы урока.

- Вот именно об этих деревьях мы сегодня и поговорим. А поможет нам в этом произведение И. Соколова-Микитова “Русский лес”.

- Рассказ об авторе.

- Как вы думаете, почему именно так автор назвал своё произведение?

Рассказ учителя с компьютером.

- Наша страна огромна, и леса в ней разные. На севере простирается широкая полоса хвойных лесов. Там растут ель, пихта, лиственница, кедр. Потом идёт полоса смешанных лесов. В них рядом с елью и сосной растут берёза, осина, ольха. Великолепны берёзовые рощи. А ещё южнее раскинулись лиственные леса из дуба, клёна, липы и ясеня.

VI. Чтение текста учащимися.

- Давайте прочитаем рассказ “Русский лес” и найдём строки, в которых показывается, как автор относится к природе.

Чтение сильными учащимися со слайдами на экране. Слайды 6-9

- Как же автор относится к русской природе?

VII. Словарная работа.

Посмотрите на доску, прочитайте слова. Слайд 10

Береста.

Увядающая.

Малейший.

Развесистые.

Распространённое.

Живописный.

Пурпурный.

Ютятся.

Проворные.

Шелестящим.

Оголенные.

Приготовившиеся.

Лапчатые.

Издавна.

1 уровень: Научитесь читать правильно целыми словами.

2 уровень: Составьте словосочетания с этими словами.

3 уровень: Составьте предложения с этими словами.

VIII. Физкультминутка.

- Давайте сделаем привал, встаньте

Руки подняли и покачали -
Это деревня в лесу.
Руки сомкнули, кисти стряхнули -
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылышки ложем назад.

- А теперь ручки вперёд и продолжим чтение о деревьях нашего леса.

IX. Работа по содержанию текста.

1) Чтение по цепочке.

- Давайте перечитаем текст и найдём, то новое, что узнали о деревьях русского леса.

2) Чтение про себя. Работа в группах.

- А теперь прочитаем этот текст ещё раз про себя и найдём слова, которые будут рассказывать о дереве, но не называть его, а другие группы

Будут отгадывать. (Задание на ушко)

1 уровень. Ель.

2 уровень. Берёза и дуб.

3 уровень. Липа и клён.

Проверка выполнения.

3) Вопросы “Лешего”. Слайд 11

  • Для чего нам нужен лес?
  • Что мы можем сделать из дерева?
  • Как лес помогал партизанам во время войны?
  • Кто в лесу живёт?
  • Что в лесу растёт?
  • Почему лес надо беречь?

4) Загадки. Слайды 12-15

Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит под горой. (Берёза)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Что за дерево стоит:
Ветра нет, а лист дрожит? (Липа)

IX. Домашнее задание.

1 уровень. Прочитай и расскажи о любом понравившемся дереве.

Нарисуй его.

2 уровень. Прочитай и перескажи о двух деревьях. Разгадай кроссворд.

3 уровень. Подготовь краткое описание каждого дерева.

Составь свой кроссворд “Русский лес”.

X Итог урока.

1) Выставление оценок за урок. Самооценка.

2) Чтение учителем стихотворения о лесе.

Лес не только для нашей забавы,
Он богатство нашей страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.

- Как же нужно относится к лесу? Как вести себя в лесу?

3) Хоровое чтение с экрана. Слайд 16

Кто любит лес, тот будет его беречь.

Мы охотно бережём и охотно охраняем то, что любим.

А наш русский лес очень нуждается в друзьях – охранителях. Д. Кайгородов.

4) Исполнение песни “Лесной марш”.

Приложение