Цель урока:
- сформировать общее представления о глобальных проблемах современной цивилизации, взаимосвязи и взаимозависимости современного мира: показать, каким образом эти проблемы отражаются на жизни современного мирового сообщества, в том числе Россия;
- обсудить с учащимися возможные пути решения этих проблем;
- формировать умения выделять проблему, ставить вопросы, работать с публикациями прессы, вести диалог, грамотно отставить свою точку зрения;
- воспитывать чувство гражданской ответственности за судьбу человечества.
Тип урока: нетрадиционный, урок обобщения знаний.
Форма проведения: пресс-конференция.
Оборудование: видеофрагменты, карта мира.
Мы все умрём, людей бессмертных нет,
И это всё известно и не ново.
Но мы живём, чтобы оставить след:
Дом или тропинку, дерево иль слово
Расул Гамзатов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Учитель обращает внимание на эпиграф, сообщает тему пресс-конференции, цели и задачи, а также вопросы, которые необходимо рассмотреть.
2. Приветствие гостей.
II. Выступление экспертов
Эксперты – это «экологи», «демографы», «экономисты», «военные». Выступают с докладами, на основе приготовленного заранее материала, используя видеофрагменты.
Вопросы для обсуждения:
- Проблемы народонаселения в мире.
- Экологические проблемы на Земле.
- Проблемы разоружения на земном шаре.
- Борьба с международным терроризмом.
- Продовольственная проблема на Земле.
III. Пресс-конференция для журналистов
Ответы экспертов на вопросы журналистов.
Журналист представляется «от какой газеты или журнала»,задает заранее заготовленные вопросы экспертам.
- Почему именно во 2-й половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем человечества.
- Какие проблемы связаны с противоречиями внутри общества.
- Какие проблемы связаны с противоречиями между обществом и средой
- На какой стадии царила гармония между обществом и природой.
- Почему проблемы со временем всё более усугубляются, а не решаются.
IV. Дискуссия
Вопросы к дискуссии:
- Какие проблемы и почему относятся к глобальным?
- Каковы причины появления глобальных проблем?
- Почему в современном обществе все больше появляется глобальных проблем?
- Почему странам нельзя изолированно решать такие проблемы, как борьба с терроризмом?
- В чём выражается взаимосвязь глобальных проблем?
- Какова роль научно – технического прогресса в сложившейся экологической ситуации?
- Каковы основные направления разрешения глобальных проблем?
Ведущий организует работу журналистов, следит за ответами экспертов, обобщает этапы работы конференции.
V. Заключительная часть
Учитель подводит итоги пресс-конференции, оценивает участников.