Интегрированный урок по обществознанию и географии на тему "Глобальные проблемы современности"

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  • сформировать общее представления о глобальных проблемах современной цивилизации, взаимосвязи и взаимозависимости современного мира: показать, каким образом эти проблемы отражаются на жизни современного мирового сообщества, в том числе Россия;
  • обсудить с учащимися возможные пути решения этих проблем;
  • формировать умения выделять проблему, ставить вопросы, работать с публикациями прессы, вести диалог, грамотно отставить свою точку зрения;
  • воспитывать чувство гражданской ответственности за судьбу человечества.

Тип урока: нетрадиционный, урок обобщения знаний.

Форма проведения: пресс-конференция.

Оборудование: видеофрагменты, карта мира.

 Мы все умрём, людей бессмертных нет,
И это всё известно и не ново.
Но мы живём, чтобы оставить след:
Дом или тропинку, дерево иль слово

                      Расул Гамзатов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Учитель обращает внимание на эпиграф, сообщает тему пресс-конференции, цели и задачи, а также вопросы, которые необходимо рассмотреть.

2. Приветствие гостей.

II. Выступление экспертов

Эксперты – это «экологи», «демографы», «экономисты»,  «военные». Выступают с докладами, на основе приготовленного заранее материала, используя видеофрагменты.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблемы народонаселения в мире.
  2. Экологические проблемы на Земле.
  3. Проблемы разоружения на земном шаре.
  4. Борьба с международным терроризмом.
  5. Продовольственная проблема на Земле.

III. Пресс-конференция для журналистов

Ответы экспертов на вопросы журналистов.

Журналист представляется  «от какой газеты или журнала»,задает заранее заготовленные вопросы экспертам.

  • Почему именно во 2-й половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем человечества.
  • Какие проблемы связаны с противоречиями внутри общества.
  • Какие проблемы связаны с противоречиями между обществом и средой
  • На какой стадии царила гармония между обществом и природой.
  • Почему проблемы со временем всё более усугубляются, а не решаются.

IV. Дискуссия

Вопросы к дискуссии:

  1. Какие проблемы и почему относятся к глобальным?
  2. Каковы причины появления глобальных проблем?
  3. Почему в современном обществе все больше появляется глобальных проблем?
  4. Почему странам нельзя изолированно решать такие проблемы, как борьба с терроризмом?
  5. В чём выражается взаимосвязь глобальных проблем?
  6. Какова роль научно – технического прогресса в сложившейся экологической ситуации?
  7. Каковы основные направления разрешения глобальных проблем?

Ведущий организует работу журналистов, следит за ответами экспертов, обобщает этапы работы конференции.

V. Заключительная часть

Учитель подводит итоги пресс-конференции, оценивает участников.