Каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ).
При составлении конспекта за основу использована логическая структура урока, предлагаемая П.И.Третьяковым (Технология модульного обучения в школе.- М.: Издательство «Новая школа», 2005):
Модуль |
|
Состав |
Содержание учебного элемента |
УЭ 0 |
Постановка целей урока. |
УЭ 1 |
Входной контроль. Повторение изученного. |
УЭ 2 |
Изучение теоретического материала по новой теме. |
УЭ 3 |
Закрепление материала. |
УЭ 4 |
Самопроверка. |
УЭ 5 |
Осмысление (рефлексия). |
УЭ 6 |
Экспертный контроль. |
Домашнее задание |
|
При изучении нового материала (ИНМ) на первом уроке модуля по теме «Правописание приставок пре- и при- » на этапе УЭ- 1 предлагается учащимся вспомнить теоретический материал, изученный в 5 классе по правописанию приставок, растянутый в нынешней программе на 2 года, т.е. проводится входной контроль - УЭ- 1:
Приставка — часть слова пиши слитно.
Неизменяемые приставки: с -, о -, от -, об -, по-, про-, на-, над-, пред -.+ иноязычные приставки: а -(ан -), анти-, архи-, гипер-, де-, дез-, интер-, контр-, ре-, прото-, пост-, ультра-, пан-;
Раз-, без-, из-, воз-, через - перед гласными и звонкими согласными; рас-, бес-, ис-, вос-, черес - перед глухими согласными;
Раз - роз, рас -рос;
После повторения начинается изучение нового материала, т.е. переходят ко 2-у УЭ.
Определяются значения приставок:
ПРЕ: 1) очень, 2) пере
ПРИ: 1) сближение, 2) около, 3) чуть-чуть и т.д.
Изучение нового материала обязательно предполагает самостоятельную работу с учебником, выполнение различных заданий, работу в парах, группе. Необходимо четко продумать объем, структуру, уровень сложности содержания нового материала, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля. Очень важно учебный материал дифференцировать. Он должен быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал.
В конце каждого учебного элемента обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль. После завершения работы с модулем проводится выходной контроль. Выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля. За каждое задание модуля учащиеся «начисляют» себе баллы. «Стоимость» каждого задания оговаривается в модуле. Например, за тестовый контроль знаний из 5 вопросов ученик должен получить максимально 5 баллов, он ответил правильно на 3 вопроса – получает 3 балла. При работе учащихся с учителем за каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Таким образом, в течение урока он выставлял себе баллы за самостоятельно выполненные задания, набирал дополнительные баллы при работе с учителем, заносил их в листок контроля (он дается каждому ученику перед началом урока). По этому листу сам себе и выставляет оценку по количеству набранных баллов
Таким образом, при изучении новой орфограммы практика применения модульной технологии показывает, что она эффективна, дает положительные результаты, вызывает интерес у учащихся и прививает им навыки самостоятельной деятельности, которые сегодня так необходимы.
Урок по теме
«Правописание приставок при- и пре-» , 6 класс.
(изучение нового материала, 1-й урок из 4-х модулей)
Номер учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
||||
1 |
2 |
3 |
||||
УЭ – 0 |
Цель: в результате овладения содержанием модуля вы должны получить знания о правописании приставок при- и пре- |
Внимательно прочитайте цель урока |
||||
УЭ – 1 |
Подготовка к работе. I. Обсудите с соседом по парте и подготовьте устные ответы на следующие вопросы: 1. Что такое приставка? Как пишутся приставки со словом? (Приставка — часть слова - пиши слитно). 2. Назовите неизменяемые приставки (с-, о-, от-, об-, по-, про-, на-, над-, пред-). Приведите примеры и запишите их. 3. Как проверить правописание приставок: 1. раз-, без, из-, воз-, через-? (Раз-, без-, из-, воз-, через- перед гласными и звонкими согласными); 2. рас-, бес-, ис-, вос-, черес? (Рас-, бес-, ис-, вое-, черес- перед глухими согласными). Приведите примеры и запишите их. 4. Словарная работа. Запишите и определите приставки в иноязычных словах: антибиотик, антивоенный (анти - против), архиплут (очень), гиперактивный (превышение нормы), дезинфекция (дез - отрицание), ультрасовременный (ультра - сверх), постскриптум (пост - после). 5. Как называется способ образования слов при помощи приставки? II. Обсудите эти вопросы в классе. Составьте схему "Правописание приставок". Оцените свои знания. |
Работайте в парах Оценивается: 1) 2-я баллами;
2) 2-я баллами;
3) 4-я баллами;
Проверка фронтальная
5) 1 - балл; Работайте с классом |
||||
УЭ – 2 Изучение нового материала |
Цель: уяснить, что употребление приставок при- и пре- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания). Задание: сравнивая примеры, простройте схему. Рифмованное правило:
Значение приставок При-:
Пре-:
|
Работа с упражнением учебника Схема
Продолжите работу со схемой в справочнике |
||||
УЭ – 3
Практическое закрепление нового материала |
Цель: самостоятельно изучить теоретический материал учебника. I. Прочитайте лингвистический текст (с.76), запишите примеры в тетрадь; II. Прочитайте лингвистический текст под рубрикой «Возьмите на заметку!» и сделайте орфографический анализ слов из приведенных текстов (с.78); (различайте разные по значению слова: презирать-призирать, предать-придать, пребывать-прибывать, претворить-притворить ит.д.) III. Подготовьте пересказ текста с опорой на схему Задание 1: 1. Выполните упр.:182(по образцу). 2. Упр.:184 (синонимическая замена). Задание 2: Осложненное списывание (Текст проецируется на доске). IV. Проверьте правильность выполнения заданий (Текст контроля проецируется на доске). Оцените работу. Проанализируйте ошибки. |
Работайте самостоятельно, делая записи в справочник в рубрику "Запомни!"
Работайте с классом Работу выполняйте письменно в тетрадях
Оценивается 4-мя баллами |
||||
УЭ – 4 Закрепление изученного материала |
Цель: выявить уровень усвоения нового материала. Задание 1: Перескажите правописание приставок при- и пре-с опорой на схему. Приведите примеры. Задание 2: Заполните таблицу:
Распределите слова:
Обсудите результаты работы. |
Работайте с учителем За пересказ – 3 б. Примеры - 1 балл Работайте самостоятельно в тетрадях. Оцените свою работу: 0 ош. - 5 баллов; 1 ош. - 4 балла; 2 ош. - 3 балла; 3 ош. - 2 балла; 4 ош. - 1 балл; Свыше 4 ош.-0. |
||||
УЭ – 5 |
Подведение итогов урока.
Подсчитайте количество баллов, которое Вы набрали при выполнении заданий. Поставьте себе оценку. |
Индивидуально Вместе с классом Внесите свои баллы (лист контроля сдается учителю) |
||||
Домашнее задание. |
|
Подготовьте лексический диктант из 10 иноязычных слов с приставками пре- и при- |
Листок контроля знаний
Фамилия, имя ученика |
|||||||||
Учебный элемент |
УЭ – 1 |
УЭ – 3 |
УЭ – 4 |
||||||
Максимальное кол-во баллов |
9 |
4 |
9 |
||||||
Номера заданий |
1 |
2 |
3 |
5 |
4 |
3+1 |
5 |
||
Практическое закрепление нового материала |
|
|
|
|
|
|
|
||
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
||
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
||
Ваша оценка: |
Если Вы набрали
|
Текст для списывания
1) Пр-зидент, пр_остановивший указ, пр_думал пр_забавный рассказ. 2) Солдат, пр_командированный к штабу, готовится пр_нять пр_сягу. 3) Школа, пр_образованная в лицей, убрана к пр_ёму гостей. 4) Пр_школьный двор,метённый нами, мы украсили цветами. 5) Лягушка, пр_вращенная в пр_нцессу, пр_сутствовала на пр_мьере пьесы. 6) Пр_ехавший в пр_озерный край пр_мьер пр_дпринял целый список мер. 6) Пр-чал, окрашенный вчера, сегодня пр_кратил работу из-за того, что там с утра решили праздновать День флота.
Текст контроля
1) Президент, приостановивший указ, придумал презабавный рассказ. 2) Солдат, прикомандированный к штабу, готовится принять присягу. 3) Школа, преобразованная в лицей, убрана к приёму гостей. 4) Пришкольный двор, метённый нами, мы украсили цветами. 5) Лягушка, превращенная в принцессу, присутствовала на премьере пьесы. 6) Приехавший в приозерный край премьер предпринял целый список мер. 6) Причал, окрашенный вчера, сегодня прекратил работу из-за того, что там с утра решили праздновать День флота.