Урок по теме "Правописание приставок при- и пре-"

Разделы: Русский язык


Каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ).

При составлении конспекта за основу использована логическая структура урока, предлагаемая П.И.Третьяковым (Технология модульного обучения в школе.- М.: Издательство «Новая школа», 2005):

Модуль

 

Состав

Содержание учебного элемента

УЭ 0

Постановка целей урока.

УЭ 1

Входной контроль. Повторение изученного.

УЭ 2

Изучение теоретического материала по новой теме.

УЭ 3

Закрепление материала.

УЭ 4

Самопроверка.

УЭ 5

Осмысление (рефлексия).

УЭ 6

Экспертный контроль.

Домашнее задание

 

При изучении нового материала (ИНМ) на первом уроке модуля по теме «Правописание приставок пре- и при- » на этапе УЭ- 1 предлагается учащимся вспомнить теоретический материал, изученный в 5 классе по правописанию приставок, растянутый в нынешней программе на 2 года, т.е. проводится входной контроль - УЭ- 1:

Приставка — часть слова пиши слитно.

Неизменяемые приставки: с -, о -, от -, об -, по-, про-, на-, над-, пред -.+ иноязычные приставки: а -(ан -), анти-, архи-, гипер-, де-, дез-, интер-, контр-, ре-, прото-, пост-, ультра-, пан-;

Раз-, без-, из-, воз-, через - перед гласными и звонкими согласными; рас-, бес-, ис-, вос-, черес - перед глухими согласными;

Раз - роз, рас -рос;

После повторения начинается изучение нового материала, т.е. переходят ко 2-у УЭ.

Определяются значения приставок:

ПРЕ: 1) очень, 2) пере

ПРИ: 1) сближение, 2) около, 3) чуть-чуть и т.д.

Изучение нового материала обязательно предполагает самостоятельную работу с учебником, выполнение различных заданий, работу в парах, группе. Необходимо четко продумать объем, структуру, уровень сложности содержания нового материала, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля. Очень важно учебный материал дифференцировать. Он должен быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал.

В конце каждого учебного элемента обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль. После завершения работы с модулем проводится выходной контроль. Выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля. За каждое задание модуля учащиеся «начисляют» себе баллы. «Стоимость» каждого задания оговаривается в модуле. Например, за тестовый контроль знаний из 5 вопросов ученик должен получить максимально 5 баллов, он ответил правильно на 3 вопроса – получает 3 балла. При работе учащихся с учителем за каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Таким образом, в течение урока он выставлял себе баллы за самостоятельно выполненные задания, набирал дополнительные баллы при работе с учителем, заносил их в листок контроля (он дается каждому ученику перед началом урока). По этому листу сам себе и выставляет оценку по количеству набранных баллов

Таким образом, при изучении новой орфограммы практика применения модульной технологии показывает, что она эффективна, дает положительные результаты, вызывает интерес у учащихся и прививает им навыки самостоятельной деятельности, которые сегодня так необходимы.

Урок по теме

«Правописание приставок при- и пре-» , 6 класс.

(изучение нового материала, 1-й урок из 4-х модулей)

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

1

2

3

УЭ – 0

Цель: в результате овладения содержанием модуля вы должны получить знания о правописании приставок при- и пре-

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ – 1

Подготовка к работе.

I. Обсудите с соседом по парте и подготовьте устные ответы на следующие вопросы:

1. Что такое приставка? Как пишутся приставки со словом? (Приставка — часть слова - пиши слитно).

2. Назовите неизменяемые приставки (с-, о-, от-, об-, по-, про-, на-, над-, пред-). Приведите примеры и запишите их.

3. Как проверить правописание приставок:

1. раз-, без, из-, воз-, через-? (Раз-, без-, из-, воз-, через- перед гласными и звонкими согласными);

2. рас-, бес-, ис-, вос-, черес? (Рас-, бес-, ис-, вое-, черес- перед глухими согласными).

Приведите примеры и запишите их.

4. Словарная работа. Запишите и определите приставки в иноязычных словах: антибиотик, антивоенный (анти - против), архиплут (очень), гиперактивный (превышение нормы), дезинфекция (дез - отрицание), ультрасовременный (ультра - сверх), постскриптум (пост - после).

5. Как называется способ образования слов при помощи приставки?

II. Обсудите эти вопросы в классе. Составьте схему "Правописание приставок". Оцените свои знания.

 

Работайте в парах

Оценивается:

1) 2-я баллами;

 

2) 2-я баллами;

 

3) 4-я баллами;

 

 

Проверка фронтальная

 

5) 1 - балл;

Работайте с классом

УЭ – 2

Изучение нового материала

Цель: уяснить, что употребление приставок при- и пре- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания).

Задание: сравнивая примеры, простройте схему.

Рифмованное правило:

Пре- или при-? –
На значенье смотри:
Близость, чуть-чуть -
Значит, пишем при -.
На пере- иль очень
Замена возможна,
Пре в этом слове
Пиши непременно.

Значение приставок

При-:

  • приближение;
  • присоединение;
  • неполное действие;
  • близость;
  • многократное повторение действия.

Пре-:

  • пре- = очень;
  • пре- = пере-.

Работа с упражнением учебника

Схема

 

 

 

 

 

Продолжите работу со схемой в справочнике

УЭ – 3

 

 

 

 

Практическое закрепление нового материала

Цель: самостоятельно изучить теоретический материал учебника.

I.  Прочитайте лингвистический текст (с.76), запишите примеры в тетрадь;

II. Прочитайте лингвистический текст под рубрикой «Возьмите на заметку!» и сделайте орфографический анализ слов из приведенных текстов (с.78); (различайте разные по значению слова: презирать-призирать, предать-придать, пребывать-прибывать, претворить-притворить ит.д.)

III. Подготовьте пересказ текста с опорой на схему

Задание 1:

1.    Выполните упр.:182(по образцу).

2.    Упр.:184 (синонимическая замена).

Задание 2:

Осложненное списывание (Текст проецируется на доске).

IV. Проверьте правильность выполнения заданий (Текст контроля проецируется на доске).

Оцените работу.

Проанализируйте ошибки.

Работайте самостоятельно,

делая записи в справочник в рубрику

"Запомни!"

 

Работайте с классом

Работу выполняйте письменно в тетрадях

 

Оценивается 4-мя баллами

УЭ – 4

Закрепление изученного материала

Цель: выявить уровень усвоения нового материала.

Задание 1:

Перескажите правописание приставок при- и пре-с опорой на схему.

Приведите примеры.

Задание 2:

Заполните таблицу:

При-

Пре-

 

 

Распределите слова:

  • пр_плыть,
  • пр_мудрая,
  • пр_бить,
  • пр_крутить,
  • пр_писать,
  • пр_брежный,
  • пр_ехать,
  • пр_успевать,
  • пр_интересный,
  • пр_вращать.

Обсудите результаты работы.

Работайте с учителем

За пересказ – 3 б.

Примеры - 1 балл

Работайте самостоятельно в тетрадях.

Оцените свою работу:

0 ош. - 5 баллов;

1 ош. - 4 балла;

2 ош. - 3 балла;

3 ош. - 2 балла;

4 ош. - 1 балл;

Свыше 4 ош.-0.

УЭ – 5

Подведение итогов урока.

  1. Прочитайте цели урока.
  2. Достигли ли Вы цели урока? В какой степени?
  3. Оцените свою работу на уроке.

Подсчитайте количество баллов, которое Вы набрали при выполнении заданий.

Поставьте себе оценку.

Индивидуально

Вместе с классом

Внесите свои баллы (лист контроля сдается учителю)

Домашнее задание.

 

Подготовьте лексический диктант из 10 иноязычных слов с приставками пре- и при-

Листок контроля знаний

Фамилия, имя ученика

Учебный элемент
(этапы работы)

УЭ – 1
Проверка изученного материала

УЭ – 3
Закрепление нового материала

УЭ – 4
Практическое закрепление нового материала

Максимальное кол-во баллов

9

4

9

Номера заданий

1

2

3

5

4

3+1

5

Практическое закрепление нового материала

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка:

Если Вы набрали

  • 21-22 «5»
  • 20-18- «4»
  • 17-14- «3»
  • 13-…- «2»

Текст для списывания

1) Пр-зидент, пр_остановивший указ, пр_думал пр_забавный рассказ. 2) Солдат, пр_командированный к штабу, готовится пр_нять пр_сягу. 3) Школа, пр_образованная в лицей, убрана к пр_ёму гостей. 4) Пр_школьный двор,метённый нами, мы украсили цветами. 5) Лягушка, пр_вращенная в пр_нцессу, пр_сутствовала на пр_мьере пьесы. 6) Пр_ехавший в пр_озерный край пр_мьер пр_дпринял целый список мер. 6) Пр-чал, окрашенный вчера, сегодня пр_кратил работу из-за того, что там с утра решили праздновать День флота.

Текст контроля

1) Президент, приостановивший указ, придумал презабавный рассказ. 2) Солдат, прикомандированный к штабу, готовится принять присягу. 3) Школа, преобразованная в лицей, убрана к приёму гостей. 4) Пришкольный двор, метённый нами, мы украсили цветами. 5) Лягушка, превращенная в принцессу, присутствовала на премьере пьесы. 6) Приехавший в приозерный край премьер предпринял целый список мер. 6) Причал, окрашенный вчера, сегодня прекратил работу из-за того, что там с утра решили праздновать День флота.