Программа и план клуба "Росток"

Разделы: Биология


Пояснительная записка к программе.

Лекарственное цветоводство - выращивание комнатных лекарственных растений, всегда считалось почетным и увлекательным занятием. Надо отметить, что на этом поприще человек преуспел. За последние 150-200 лет, в течение которых лекарственное цветоводство развивалось особенно быс­тро, было выведено более 1,5 млн. сортов декоративных и лекарственных растений. Первые сведения об этом относятся к V - VI тысячелетиям до нашей эры. Люди с глубокой древности использовали цветы не только для украшения храмов и дворцов, но и для лечения. Найдены рецепты лекарственных трав, относящиеся к бронзовому веку. Во времена расцвета египетской цивилизации путешественники привозили из дальних стран не только драгоценности, пряности и благовония, но и цветы.

В настоящее время, существует огромное количество видов целебных комнатных растений, которые без особого труда выращиваются в нашей стране. Цветы в квартире, на приусадебном участке, во дворе дома или какого-нибудь учреждения, радуют глаз, способствуют приятному эмоциональному состоянию и прививают тягу к прекрасному. Поэтому, особенно важно, чтобы дети знали как можно больше о растениях и умели за ними ухаживать. Ведь каждый цветок, каждое дерево или кустарник требует особого ухода и тем более, если это растение — чужестранец.

Программа клуба актуальна для гармоничного развития школьников, формирует бережное отношение к природе и труду человека. Учащиеся начальной школы имеют только общие представления о растениях, поэтому данный курс особенно актуален. Содержание его направлено на формирование у детей целостного восприятия живой природы, умения использовать элементарные знания и умения по уходу за растениями из личного опыта на занятиях, развитие познавательного интереса к изучению окружающего мира. Оно расширяет знания учащихся по ботанике, географии и экологии, развивает навыки учебной деятельности — наблюдения, описания, систематизации, проведения опытов (кратковременных и длительных), работу с литературой. Содержание курса дает дополнительную возможность для экологического образования, формирования универсальных знаний.

Кроме занятий в классе (как теоретических, так и практических) предусматриваются экскурсии.

Содержание программы носит общий характер и может быть конкретизировано на уроках естественного курса.

Целью является:

  1. Эстетическое развитие личности учащихся и гармоничное восприятие окружающей среды.
  2. Расширение и углубление теоретических знаний учащихся в области здорового образа жизни, самовоспитание духовности, экологических основ здоровья человека, поведения в экстремальных ситуациях.

Задачами являются:

  • формирование знаний о комнатных и лечебных растениях,
  • умение формировать из них аэрофитомодули для разных возрастных групп,
  • умений выращивания цветов различных экологических групп,
  • раскрытие сфер использования цветочных растений.
  • формирование представлений о последствиях вредных привычек.
  • обеспечение практической деятельности учащихся по сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья, изучению собственного организма и внутренних резервов.

Планируемый результат предполагает, что после работы по данной программе, учащиеся будут иметь общее представление о комнатных растениях и области их применения. Определять по внешним признакам растения по принадлежности к экологическим группам; знать методы и приемы размножения декоративных растений и применять их на практике; осуществлять уход за растениями; иметь элементарные умения по составлению фитомодулей для различных помещений.

Сформировать у школьников представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

В целом курс позволит реализовать воспитательный и развивающий потенциал в знаниях о человеке, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся, охрану собственного здоровья и знание гигиенических правил, связанных с использованием лекарственных комнатных растений.

Содержание программы

Тема 1. Почвы для комнатных растений, их обработка и удобрения (4 часа).

Типы почв. Состав и свойства почв комнатных растений. Формирование почв. Обработка почвы в природе и для комнатного цветоводства. Методы внесения удобрений и сроки удобрения различных комнатных растений.

Практическая работа. Физические свойства различных типов почв.

Вес песчаных, торфяных и глинистых почв. Плотность и вязкость почв. Понятие тяжелых и легких почв. Растворимость почв и их фильтрование; рН водной вытяжки.

Тема 2 Травмпункт.

Ссадины, ранки, порезы – не редкость при работе с землей. Далеко не каждая ранка требует обращения к врачу, но очень важно оказать ребенку первую помощь.

Практическая работа. Первая помощь при травмах. Как забинтовать себе палец? Чистые руки – хорошее здоровье. Влияние режима дня на успеваемость.

Тема 3. Классификация цветочно-декоративных растений (4 часа)

Отличительные особенности растений, используемых в фитомодулях и декоративном цветоводстве: по форме и окраске венчика, листьев, по лечебным и ароматическим свойствам. Отношение растений к влаге, освещенности, составу воздуха и питательным веществам. Продолжительность жизни растений.

Экскурсия в сельскохозяйственную академию им. К. П. Тимирязева. Строение растений в зависимости от среды произрастания. Сходство строения растений произрастающих в одинаковых экологических условиях.

Практическая работа. Составление дневника наблюдения за растениями. Зеленая аптека.

Тема 4. Тайны глаза.

Влияние цветовой гаммы растений на зрение. Почему глаза устают? Какое цветовое воздействие оказывают растения на глаза. Гимнастика для глаз. Компьютер и глаза. Профилактика нарушения зрения с использованием лекарственных растений.

Тема 5. Растения пустыни и луковичные растения (4 часа)

Особенности строения суккулентов и склерофитов. Различные способы экономии воды и ее запасания. Уход за комнатными растениями засушливых областей. Полив и состав воздуха, внесение удобрений в зависимости от сезона. Понятие об эфемерах и эфемероидах.

Практическая работа. Правила посадки комнатных растений.Уход за растениями. Приготовление почвенных смесей для молодых и взрослых растений. Пересадка и подкормка растений засушливых зон.

Ролевая игра для начальной школы: «Если хочешь быть здоров»?

Тема 6. Растения тропиков и субтропиков (4 часа)

Внешний вид растений тропиков. Необходимость поддержания большой влажности воздуха для образования воздушных корней. Искусственное увлажнение воздуха. Строгий температурный режим тропических растений. Поддержание микроклимата. Отличия тропических растений от обитателей субтропиков.

Практическая работа. Уход за растениями тропиков. Опрыскивание и полив растений тропиков. Выбор подходящего места в школьном кабинете. Составление фитомодулей из тропических растений показ композиций в классах.

Тема 7. Адаптация к физическим нагрузкам.

Воздействие физической нагрузки на позвоночник (правильное поднятие и перенос тяжелых предметов: горшков с землей, подставок под цветы). Повторение правил ношения рюкзака и школьного ранца. Хорошая осанка залог хорошего здоровья. Что такое осанка?

Практическое занятие в начальной школе проверь свою осанку.

Тема 8. Влияние комнатных растений на оздоровление микроклимата в классе.

Изучение термометров комнатного, уличного, водного. Практическое занятие: определение запыленности воздуха в классе, влажности воздуха.

Тема 9. Вегетативное размножение растений (4 часа)

Биологический смысл и специфика вегетативного размножения. Методы и приемы вегетативного размножения: делением куста, отпрыс­ками, детками, черенкованием побега и листа.

Практическая работа. Размножение растений методами деления куста и черенкованием. Размер черенка, способы укоренения черенков (в воде и в почвенной смеси). Деление куста растения при пересадке. Отделение корней от земли.

Практическое занятие в начальной школе: плохие привычки хороших детей.

Тема 10. Вредители декоративных растений (4 часа)

Заболевания растений, вызванных вредителями. Проявления заболеваний и методы борьбы с вредителями.

Колемболы как индикатор переувлажнения почвы. Вред, наносимый тлями, титовками, трипсами и паутинными клещиками. Заболевания, несвязанные с вредителями: мучнистая роса и серая плесень.

Практическая работа. Борьба с вредителями комнатных растении. Признаки обнаружения зараженных растений. Обработка растений, зараженных паутинным клещиком, титовкой и мучнистой росой. Ознакомление со строением щитовки при увеличении (под лупой и микроскопом). Обучающая игра: «Цветочный санаторий»

Тема № 11 Микроорганизмы в нашей жизни.

Бактерии вредные и полезные (рост дрожжевого теста, молоко с коркой хлеба, лактобактерии в желудке, смывы с рук грязных и чистых, пыль на листьях цветов, роль растений в очищении воздуха).

Ролевая игра: «Друзья здоровья»

Тема 8. Лечебные растения в озеленении классов и интерьера школы. (4часа)

Декоративные растения для высадки в классах, в комнате отдыха, в школьном коридоре. Планирование жи­вой изгороди, каменистых садов и декоративное оформление классных комнат. Учет простран­ственных и экологических потребностей растений при планировании фитомодуля в коридоре школы. Сочетание цветов друг с другом при составлении композиций фитомодуля. Выявление воздействие фитомодуля на микроклимат помещения.

(влажность и чистота воздуха, количество пыли на листьях и т. д.)

Практическая работа. Составление композиций фитомодуля в классах, в коридорах школы. Результаты практической работы фиксируются анализируются и подводятся итоги работы.

Итоговое мероприятие: «Чистота – залог здоровья».

План работы клуба "Росток" (приложение).