Урок истории в 10-м классе "Присоединение Сибири. Нерусские народы"

Разделы: История и обществознание


Гордится славою своих предков не только можно,
но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».
А.С.Пушкин

Цели урока:

  1. Самостоятельно на основе карты урока, учебника, дополнительного материала, имеющихся знаний рассмотреть, обобщить материал по истории Дальнего Востока в XVII веке;
  2. Продолжить воспитание любви к малой Родине;
  3. Формирование навыков самостоятельной работы.

Ход урока

Слово учителя.

Для нас, жителей Дальнего Востока, эта тема очень близка, для вас она не новая, многие вопросы были рассмотрены в предыдущие годы, и задача данного урока самостоятельно сформировать представления о причинах и способах проникновения русских в Сибирь, о противоречивости процесса колонизации, его значения в российской истории. Постараться дать собственную оценку событий тех лет.

«Заветный край особой славы» - так писал о нашей земле поэт Твардовский. Что же входит в эту особую славу?

Задание №1. Рассмотреть карту «Присоединение Сибири к России в XVII веке и сделать все возможные выводы.

Предполагаемые выводы учащихся

  • жили разные народы;
  • наличие большого количества городов;
  • освоение шло с 1601г. – 1649г. – Мангазея-Анадырский, Тобольск-Удский (1587-1679);
  • продвижение было довольно мирным;
  • Москвитин, Поярков, Дежнев, Хабаров – первооткрыватели.

Итак, часть выводов сделана, территория Сибири и Дальнего Востока входят в состав России в XVII веке.

Слово учителя

В целом, можно выделить несколько этапов присоединения.

I этап – это присоединение Западной Сибири.

Задание №2.

- Используя знания изученного материала, отметить даты включения в состав России Западной Сибири.

  • 1533-1584,
  • 1581-1585,
  • 1558-1583

- С именем кого связанно присоединение Сибири?

  • Иван IV,
  • Строгановы,
  • Романова,
  • Кучум,
  • Ермак

II этап - первая половина XVII века первопроходцы шли от Оби к Енисею, далее к Лене и Тихому океану.

III этап с середины XVII века до конца XVII века. В это время происходит включение Сибири и Дальнего Востока в процесс всероссийского рынка, закладываются города, создаются земледельческие центры.

Задание № 3. Составьте вопросы к карте, которые бы начинались со слов: кто? что? как? с какими?

Предполагаемы вопросы учащихся

  1. Кто? жил на данной территории?
  2. Кто? осуществлял колонизацию?
  3. Что? двигало людьми, с какими целями они шли?
  4. Как? складывались взаимоотношения с местным населением?
  5. С какими? трудностями столкнулись при открытии новых территорий?
  6. Кто? (жил на данной территории и что она собой представляла)
  7. Кто? (осуществлял колонизацию? Кто шел «Встречь солнцу»?)
  8. Что? (их толкало в непроходимые топи, тайгу, на край света?)

Задание №4. Рассмотрите карту, определите, чем могли заниматься люди на данных территориях, соотнесите их занятия с географическим положением, запишите эти занятия.

Прослушайте информацию о заселении края (информация прилагается) и сделайте нужные выводы.

Задание № 5. Составьте тест на тему «Люди, осуществляющие колонизацию Сибири, шедшие «встречь солнцу» были…

Задание № 6. Прочтите документы и сделайте выводы о причинах продвижения в Сибирь русских.

Документ №1: «Я не разделяю того мнения, что будто алчность к наживе, вела русских все далее в глубь Сибири. Нет, помимо материальных интересов ими руководил необыкновенный дух предприимчивости, страсть к рискованным предприятиям, жажда знания – что таится в неведомых местах. Об этом свидетельствует неопровержимые исторические факты».

ХIХ век. Бущинский.

Документ №2: «Предписание Якутского воеводы П.Головина В Пояркову: «отправляйся для государева ясачного сбору и для прииску вновь неясашных людей, и для серебренной и медной, и свинцовой руды и хлеба».

Задание №7.

  1. Какие экспедиции были проведены?
  2. Кто были эти люди?
  3. Почему их имена остались на карте и в памяти людей?
  4. Прослушайте информацию об:
    Иване Москвитине,
    Василии Пояркове,
    Ерофее Хабарове.
  5. Рассмотрите карту «Присоединение Сибири к России в XVII веке».

Чтение стихотворения учеником.

Якутск, Якутск!...
В былые годы
Здесь, у России на краю,
Ты провожал не раз в походы
Лихую вольницу свою.
Стадухин шел от этих башен
На ледяную Колыму,
И был поход ему не страшен,
И ты добра желал ему.
К Ламскому морю плыл на кочах
Поярков – славный атаман,
И ты людей давал охочих
В его ладейный караван.
От этих стен твоих к даурам
С дружинной храброю своей –
Остроги ставить над Амуром –
Ходил Хабаров Ерофей.
Ты видел здесь ладьи Дежнева,
Челны Ивана Москвина.
И вот сейчас, быть может снова,
Их, вспоминая имена.

Заполнить таблицу: (предполагаемый ответ учащихся)

Землепроходцы

Годы

Открытия

Иван Москвитин

1639 -

Алдан – Мая – Улья – вышли к Тихому Океану.

Василий Поярков

1643 – 1646

Открыл Амур

Семен Дежнев

1648 -

Пролив между Азией и Америкой

Ерофей Хабаров

1649 – 1651

Путь в Приамурье

Петр Бекетов

1652 – 1656
1697 – 1699

Камчатка, Курильские острова.

Заполнение таблицы идет поэтапно с рассказом учащихся у карты.

Итак, за полвека русские вышли к Океану. Как им это удалось? Что можете предположить?

(Предполагаемый ответ учащихся)

  • население крайне малочисленное и не могло оказать должного сопротивления.
  • не было военно-политических конкурентов (Китай не таил большой угрозы).
  • Сибирь не была отделена от своей метрополии, Урал не разделял Сибирь и Россию.
  • легальная и нелегальная подпитка населением.
  • продвижение шло путем строительства городов.

Слово учителя.

Город село деревня починки-заимки.

Сибирский город даже своим внешним видом производил впечатление грозной военной крепости; рубленные толстые стены, высокий острожной тын, по углам и посередине высились мощные угловые и проездные башни, вырытый ров и насыпной вал. В центре города высился еще один «город» - крепость, где чаще всего располагались воеводский двор, приказная изба, амбары с ясачной казной.

Работа по карте «Присоединение Сибири к России в XVII веке»

Задание №8. В какие годы города почти не ставились, как это связано с особенностями внутреннего положения России в начале XVII в.?

Задание №9. Дать определение терминов:

  • ясак,
  • острог,
  • починок.

Слово учителя.

Управлением Сибирью ведал Посольский приказ, затем Приказ Казачьего дворца, затем специальный Сибирский приказ.

Задание №10. Составить альтернативный тест, где должны присутствовать термины, означающие центральные органы управления в XVI - XVIIвв.

Задание №11. Заполнить таблицу. Значение освоения Сибири. Привести в соответствие данные правого и левого столбцов.

1. Значение для Российского государства

в) Расширение территории, увеличение количества плательщиков ясака, полезные ископаемые.

2. Для русских переселенцев в Сибирь

б) уход из-под крепостного гнета, развитие пашенного земледелия.

3. Значение для местных народов

а) развитие пашенного земледелия, подъем производительных сил, сближение русских и нерусских народов, развитие промышленности, торговли, прекращение междоусобных войн

Задание №12. Дайте ответы на тест:

Сибирь была включена в состав России во время правления:

а) Ивана III:
б) Михаила;
в) Алексея Михайловича;
г) Ивана Калиты.

Сделайте вывод по уроку.

Изложите свое мнение используя следующие е предложения;

Я считаю, что включение Сибири в состав России привело ___________________________

Я могу доказать это тем, что _____________________________________________________

Исходя из этого, я делаю вывод__________________________________________________

Д/з. Таблица «Нерусские народы»

Название народа

Район расселения

Основные занятия

Уровень общественного развития

Быт народа

 

 

 

 

 

Дополнительный материал к уроку.

Поход Василия Пояркова.

15 июня 1643 года 112 служилых, 15 «охочих» людей, 2 целовальника, 2 толмача и кузнец во главе с Василием Даниловичем Поярковым вышли из Якутска.

Цель похода: сбор ясака, поиск полезных ископаемых, новой «землицы» на юге.

Воевода Петр Головин выделил судовой инструмент, много парусины, боеприпасов, пищалей, медных котлов и тазов, сукна и бисера – для подарков местным жителям.

В конце июня на шести дощаниках Поярков поднялся по Алдану и рекам ее бассейна Учуру и Гонаму. Судоходство по Гонаму возможно только на 200 километров. От устья, выше начинаются пороги, где их больше 40. Осенью, когда река стала, Поярков оставил часть людей зимовать с судами и припасами на Гонаме, а сам налегке с отрядом в 90 человек пошел «зимнеком» на нартах и лыжах через Становой хребет и вскоре добрался до реки Умлекан, левого притока р.Зеи. Здесь жили дауры, у которых были крепкие дома, запасы хлеба, много скота и домашней птицы.

Они вели обменную торговлю с Китаем. Поярков решил зимовать на Зеи, поставили острог возле устья р. Умлекан. Зимовка была трудной: нападали окрестные дауры, не хватало продовольствия. Начался голод. Казаки примешивали в муку кору, питались кореньями, болели и умирали.

Весной, в мае пришли суда с припасами . Поярков решил двигаться вниз по Зеи, в июне вышли на Амур. Инструкция приписывала двигаться вверх по Амуру на Шилку для поиска серебряных руд. Но в отряде осталось только 50 человек, после трудной зимовки, трудно будет двигаться против течения, и принял решение плыть к устью Амура.

Во время плавания встретили поселение нанайцев, которые жили за счет ловли рыбы, побочным промыслом была охота, для езды пользовались собачьими упряжками. На нижнем Амуре увидели нивхов. Рыбачили на маленьких берестяных лодках. Казаки остались зимовать, собрали много сведений об о. Сахалине, богатом пушниной. Выяснили, что из устья Амура можно попасть в южные моря. Поярков первым побывал на берегах Амура, открыл неведомые земли, привез описание увиденного. Собрал сведения о народах, живущих по Амуру – даурах, дючерах, нанайцах и нивхах. Преодолели 8 тысяч километров.

Иван Москвитин.

В 20-е годы 17 века группа промышленных людей с Пантелеем Пяндой вышли с Нижней Тунгуски на р.Лену (прошел слух, что эти места богаты пушным зверем).

Служилые, промышленные и торговые люди устремились «встреч солнце» на р.Лену.

В 1632 году казачий сотник Петр Бекетов основал Якутск, отсюда землепроходцы двинулись на Дальний Восток.

Отряд томских казаков во главе с Дмитрием Копыловым через эвенков стал искать серебро, в котором нуждалась Россия. Он на поиск серебра отправил Ивана Москвитина. Ранней весной 1639г. 20 томских и 11 беглых красноярских казаков поплыли вниз по р. Алдану, а потом вверх по р.Майе. Двигались на небольшом дощанике, шесть долгих недель.

Эвены показали казакам самый легкий переход через хребет Джугджур. Русские вышли к Тихому океану.

Заложили первое селение на Дальнем Востоке и на берегах Тихого океана Усть-Ульянское зимовье и приступили к сбору ясака с аборигенов.

Страдая от нехватки продовольствия, заинтересовались рассказами местных охотников о рыбных богатствах р.Охоты. Рыбные богатства поразили москвитинцев. На двух кочах участники похода решили идти к устью Амура, но не дошли т.к. вынуждены были вернуться из-за возможной недружественности нивхов.

Вернулись в Якутск в 1641 году.

Вывод: казаки отряда Москвитина первыми вышли на земли Дальнего Востока, лично познакомились с побережьем от Охоты до Урала на севере до устья Амура и острова Сахалин на юге.

Собрали множество сведений о Приамурье и его населении.

Ерофей Хабаров

Летом 1649 года Ерофей Павлович Хабаров с отрядом в 70 человек выступил из Якутска на р.Олекму. Это был очень энергичный, предприимчивый человек. Зарабатывал деньги торговлей, давал их в рост, решил, что на новых землях можно разбогатеть.

Перевалив на нартах и лыжах Становой хребет, подчинили ряд улусов даура Албазы. Так зародился Албазин как русское селение Сил для подчинения всей Даурии не было, оставив часть отряда в Албазине, вернулся в Якутск за подмогой. К Хабарову примкнули 117 «Охочих людей» и 20 казаков. Летом 1651г. отряд Хабарова поплыл вниз по Амуру, ниже устья реки Уссури казаки встали на зимовку, где построили укрепленный острожек, чтобы защищаться от местных племен.

Продвигаясь по Амуру, Хабаров изучал окружающую природу, составлял карты побережья реки. Результатом походов Хабарова было закрепление за Москвой левобережья Амура.

Афанасий Пашков.

В середине XVII века совершил поход на Верхний Амур Афанасий Пашков, енисейский воевода.

Ему предписывали основать остроги, завести пашню, чтобы обеспечить выдачу жалования за счет даурского хлеба. Среди них находился сыльный протопоп Аввакум, в 1658г. Пашков заложил Нерченский острог.

Этнический состав.

На территории Сибири и Дальнего Востока проживали чукчи, коряки, эскимосы, ительмены, юкагиры, нивхи и т.д.

Они обитали в различных климатических условиях, относились к разным языковым семьям.

Крайний Северо-восток Азии – территория расселения чукчей, ительменов.

От побережья Ледовитого океана до р.Анадырь население занималось охотой на дикого оленя, к югу от р.Анадырь проживали рыболовы и охотники, которые создали вороний эпос. В мифах ворон действовал как творец благ, которые дает людям природа, и как устроитель жизни на Камчатке и Чукотке. Он создал реки, горы, растения, оленей и других животных, научил их жить в суровом снежном безмолвии.

Юкагиры – континентальные охотники на северного оленя и рыболовы.

По нижнему и среднему течению реки Амура жили тунгусы. Они сумели приручить оленя и использовать их в качестве транспортного средства. Для жилья использовали берестяной чум. Этнический состав населения в южной части Дальнего Востока во время их включения в состав России был очень сложным.