Использование музея в воспитательной системе класса

Разделы: Внеклассная работа


Около 30 лет в Новоильинском агротехническом лицее Заиграевского района Республики Бурятия существует школьный краеведческий музей, имеющий несколько отделов: «История школы», «История и культура Бурятии», «Воины-интернационалисты».

В результате большой поисковой работы был создан ещё один отдел школьного краеведческого музея «Домашний быт семейских Забайкалья» В поселении, которое не является местом компактного поселения семейских, но где около 30 % семей считают себя потомками старообрядцев, возникла острая проблема сохранения их лучших традиций, обрядов. Поскольку музейный отдел материально-технически был организован на базе учебного кабинета русского языка и литературы, его работу решено было связать с воспитательной системой класса. В каждое из шести традиционных направления воспитательной работы были включены основные морально-этические нормы педагогики семейских.

Направление «Патриот»

Традиции землячества как отношения к Отчизне, Родине выходят далеко за рамки представления: Родина - это место, где ты родился. Родина, для семейского, это та земля, откуда пошел твой род, где родились твои родители, твои деды и прадеды. Это твой дом, место, где зарыта твоя пуповина.

Направление «Творчество»

Развитие материальной, хозяйственной деятельности зачастую тяжелой, требующей напряжения всех физических сил, тесно связано с развитием духовного мира. Человек не мог жить, довольствуясь только материальными интересами. Вот почему сам процесс труда, включающий: подготовку к работе, непосредственную работу и подведение итогов своей традиционной деятельности, - отмечались и украшались своеобразными традициями, выраженными в обрядах, празднествах, ритуалах. Все они отражали своеобразие культуры, быта русского народа, но вместе с тем несли отпечаток особенных условий жизни староверов. Так у семейских существует свой годовой цикл праздников и обрядов, тесно связанный с земледельческим трудом.

Направление «Дело»

Вся атмосфера семейной жизни семейских способствовала трудовому воспитанию. Морально-этические традиции семейских, как отношение к труду и трудовой деятельности глубоко связаны с осмыслением явлений природы и человека, жизнь которого представляет один из приемов огромного процесса мироздания

Направление «Семья»

В основе взаимоотношений между поколениями у семейских лежало уважение к старшим: родителям, дедам и прадедам, бабушкам, старикам и пожилым людям в общине.

Направление «Здоровье»

До конца XIX века старообрядцы не употребляли вина и водки, не курили. Семейские вели здоровый образ жизни, который включал постоянный труд на свежем воздухе, здоровую пищу, отсутствие вредных привычек.

В целях развития каждого из направлений воспитательной системы класса разработан ряд воспитательных мероприятий, которые помогают более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.

Все мероприятия, предлагаемые в рамках воспитательной системы, разработаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использование совместной работы учащихся, родителей, общественности позволяет сформировать желаемый образ ученика средних и старших классов и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе.

Для реализации выше перечисленных целей учебно-воспитательный процесс рассчитан на три года (соответственно разделён на три этапа):

I этап (подготовительный) 2007-2008 учебный год

  1. Знакомство научно-популярной литературой духовно-нравственного направления
  2. Знакомство с методической литературой по проблеме создания и развития раздела «Домашний быт семейских Забайкалья».
  3. Создание творческих групп учащихся для разработки краеведческих проектов.
  4. Проведение необходимой психологической подготовки учащихся, родителей.
  5. Организация экскурсий в этнографический музей г. Улан-Удэ и в с. Мухор-Тала

II этап (практический) 2008-2009 учебный год

  1. Организация поисковой краеведческой работы.
  2. Разработка материалов для тематических классных часов в рамках проектов «Одежда семейской женщины», «Традиции семейских в нашей семье», «Земледельческий календарь».
  3. Планирование тематики кружка, элективного курса.
  4. Сбор экспонатов для музейного уголка.
  5. Продолжение ознакомления учащихся, родителей с задачами, содержанием, организацией воспитательного процесса с использованием национально-регионального компонента.

III этап (исследовательский) 2009-2010 учебный год

  1. Анализ и коррекция создавшейся системы работы.
  2. Подготовка научно-исследовательских работ.
  3. Выявление и оценка реальных результатов эффективности воспитательной работы.
  4. Определение перспектив развития.

Музейный отдел развивается уже третий год. За это время накоплен достаточный материал: учащимися подготовлены экскурсии на основе творческих проектов, ведётся поисковая, научно-исследовательская работа.

Учащимися разработаны творческие проекты, ставшие материалом для проведения экскурсий:

  1. Костюм семейской женщины.
  2. Подворье.
  3. Народные промыслы.
  4. Домовая роспись семейских Забайкалья.
  5. Вышивка.
  6. Кружево.
  7. Лоскутная техника.
  8. В здоровом теле—здоровый дух.
  9. Внутреннее убранство жилища.
  10. Ткачество.
  11. Домашняя утварь.


Проведён открытый классный час на районном конкурсе «Самый классный классный» «Жива традиция, жива», на который были приглашены Сивцова Евдокия Яковлевна и Димова Мария Карповна (с. Мухор-Тала, Заиграевский р-н), которые исполнили несколько народных песен. Такое соприкосновение с самобытной культурой глубоко западает в душу каждого человека, оставляя ощущение праздника.

Сбор краеведческого материала проводится систематически. Используются различные формы накопления музейного материала. Организуются поисковые экспедиции, копирование архивных документов и текстов из книг краеведческого характера, запись бесед с носителями культуры семейских Забайкалья, фотографирование.

Выступления на Республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее»: Козлова Мария «Лексика родства в говорах семейских Забайкалья».

3 место на 1 Республиканском слёте юных музееведов – Сорокина Анна (представление экспоната отдела)

Краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Именно тесная творческая связь, совместная деятельность школьных краеведческих музеев может помочь раскрыть учащимся духовные ценности, связи родного села с великой Родиной, помогут уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе такого сотрудничества лежит поиск, дерзания, глубокий интерес к прошлому.

Музейный отдел стал центром в учебно-воспитательной деятельности, поскольку музеи создают огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с учащимися.

Гуманистические идеи, заложенные в духовно-нравственных семейских, соотносятся с основными нравственными ценностями и служат одним из средств для более глубокого и полного усвоения основ человеческой морали, воспитания истинно человеческих отношений между людьми.