Около 30 лет в Новоильинском агротехническом лицее Заиграевского района Республики Бурятия существует школьный краеведческий музей, имеющий несколько отделов: «История школы», «История и культура Бурятии», «Воины-интернационалисты».
В результате большой поисковой работы был создан ещё один отдел школьного краеведческого музея «Домашний быт семейских Забайкалья» В поселении, которое не является местом компактного поселения семейских, но где около 30 % семей считают себя потомками старообрядцев, возникла острая проблема сохранения их лучших традиций, обрядов. Поскольку музейный отдел материально-технически был организован на базе учебного кабинета русского языка и литературы, его работу решено было связать с воспитательной системой класса. В каждое из шести традиционных направления воспитательной работы были включены основные морально-этические нормы педагогики семейских.
Направление «Патриот»
Традиции землячества как отношения к Отчизне, Родине выходят далеко за рамки представления: Родина - это место, где ты родился. Родина, для семейского, это та земля, откуда пошел твой род, где родились твои родители, твои деды и прадеды. Это твой дом, место, где зарыта твоя пуповина.
Направление «Творчество»
Развитие материальной, хозяйственной деятельности зачастую тяжелой, требующей напряжения всех физических сил, тесно связано с развитием духовного мира. Человек не мог жить, довольствуясь только материальными интересами. Вот почему сам процесс труда, включающий: подготовку к работе, непосредственную работу и подведение итогов своей традиционной деятельности, - отмечались и украшались своеобразными традициями, выраженными в обрядах, празднествах, ритуалах. Все они отражали своеобразие культуры, быта русского народа, но вместе с тем несли отпечаток особенных условий жизни староверов. Так у семейских существует свой годовой цикл праздников и обрядов, тесно связанный с земледельческим трудом.
Направление «Дело»
Вся атмосфера семейной жизни семейских способствовала трудовому воспитанию. Морально-этические традиции семейских, как отношение к труду и трудовой деятельности глубоко связаны с осмыслением явлений природы и человека, жизнь которого представляет один из приемов огромного процесса мироздания
Направление «Семья»
В основе взаимоотношений между поколениями у семейских лежало уважение к старшим: родителям, дедам и прадедам, бабушкам, старикам и пожилым людям в общине.
Направление «Здоровье»
До конца XIX века старообрядцы не употребляли вина и водки, не курили. Семейские вели здоровый образ жизни, который включал постоянный труд на свежем воздухе, здоровую пищу, отсутствие вредных привычек.
В целях развития каждого из направлений воспитательной системы класса разработан ряд воспитательных мероприятий, которые помогают более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.
Все мероприятия, предлагаемые в рамках воспитательной системы, разработаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использование совместной работы учащихся, родителей, общественности позволяет сформировать желаемый образ ученика средних и старших классов и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе.
Для реализации выше перечисленных целей учебно-воспитательный процесс рассчитан на три года (соответственно разделён на три этапа):
I этап (подготовительный) 2007-2008 учебный год
- Знакомство научно-популярной литературой духовно-нравственного направления
- Знакомство с методической литературой по проблеме создания и развития раздела «Домашний быт семейских Забайкалья».
- Создание творческих групп учащихся для разработки краеведческих проектов.
- Проведение необходимой психологической подготовки учащихся, родителей.
- Организация экскурсий в этнографический музей г. Улан-Удэ и в с. Мухор-Тала
II этап (практический) 2008-2009 учебный год
- Организация поисковой краеведческой работы.
- Разработка материалов для тематических классных часов в рамках проектов «Одежда семейской женщины», «Традиции семейских в нашей семье», «Земледельческий календарь».
- Планирование тематики кружка, элективного курса.
- Сбор экспонатов для музейного уголка.
- Продолжение ознакомления учащихся, родителей с задачами, содержанием, организацией воспитательного процесса с использованием национально-регионального компонента.
III этап (исследовательский) 2009-2010 учебный год
- Анализ и коррекция создавшейся системы работы.
- Подготовка научно-исследовательских работ.
- Выявление и оценка реальных результатов эффективности воспитательной работы.
- Определение перспектив развития.
Музейный отдел развивается уже третий год. За это время накоплен достаточный материал: учащимися подготовлены экскурсии на основе творческих проектов, ведётся поисковая, научно-исследовательская работа.
Учащимися разработаны творческие проекты, ставшие материалом для проведения экскурсий:
- Костюм семейской женщины.
- Подворье.
- Народные промыслы.
- Домовая роспись семейских Забайкалья.
- Вышивка.
- Кружево.
- Лоскутная техника.
- В здоровом теле—здоровый дух.
- Внутреннее убранство жилища.
- Ткачество.
- Домашняя утварь.
Проведён открытый классный час на районном конкурсе «Самый классный классный» «Жива традиция, жива», на который были приглашены Сивцова Евдокия Яковлевна и Димова Мария Карповна (с. Мухор-Тала, Заиграевский р-н), которые исполнили несколько народных песен. Такое соприкосновение с самобытной культурой глубоко западает в душу каждого человека, оставляя ощущение праздника.
Сбор краеведческого материала проводится систематически. Используются различные формы накопления музейного материала. Организуются поисковые экспедиции, копирование архивных документов и текстов из книг краеведческого характера, запись бесед с носителями культуры семейских Забайкалья, фотографирование.
Выступления на Республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее»: Козлова Мария «Лексика родства в говорах семейских Забайкалья».
3 место на 1 Республиканском слёте юных музееведов – Сорокина Анна (представление экспоната отдела)
Краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Именно тесная творческая связь, совместная деятельность школьных краеведческих музеев может помочь раскрыть учащимся духовные ценности, связи родного села с великой Родиной, помогут уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе такого сотрудничества лежит поиск, дерзания, глубокий интерес к прошлому.
Музейный отдел стал центром в учебно-воспитательной деятельности, поскольку музеи создают огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с учащимися.
Гуманистические идеи, заложенные в духовно-нравственных семейских, соотносятся с основными нравственными ценностями и служат одним из средств для более глубокого и полного усвоения основ человеческой морали, воспитания истинно человеческих отношений между людьми.