Народные движения в XVII веке

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

Образовательные:

  • создать у учащихся прочные представления о причинах, поводах, основных событиях, особенностях и результатах народных движений в XVII веке;
  • рассказать, с использованием ИКТ, поэтапно, о Соляном бунте, Медном бунте, восстании Степана Разина и Соловецком восстании как крупнейшем движении старообрядцев,
  • сделать обобщения и выводы по изучаемому материалу;

Воспитательные:

  • продолжить воспитание у учащихся чувства уважения к прошлому своей страны, нетерпимость к любым формам насилия и угнетения;

Развивающие:

  • привлечь учащихся к активному анализу и синтезу изучаемого материала,
  • продолжить формирование умений и навыков учащихся работать с различными источниками информации для получения субъективно новых знаний о прошлом.

Тип урока:

  • комбинированный.

Оборудование урока:

  • учебник Данилов А.А. История России: конец XVI-XVIII: учебник для 7-го класса общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 240 с.,
  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XVIII век. 7-й класс.
  • рабочая тетрадь.
  • пособие для учащихся образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008. – 80 с.,
  • тетради для записей конспектов уроков,
  • CD (DVD) – диск с презентацией, выполненной в среде Microsoft Office Power Point 2003,
  • персональный компьютер с мультимедийным проектором,
  • экран.

План урока (соответствует плану в презентации приложение№1):

  1. Причины народных движений.
  2. Соляной бунт.
  3. Медный бунт.
  4. Восстание Степана Разина.
  5. Движения старообрядцев.

Ход урока

1. Организационный момент (до 5 мин.)

Приветствие, проверка отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания (до 10 мин.)

В начале урока, после организационного момента учитель организует проверку домашнего задания в форме индивидуальной работы учащихся в своих рабочих тетрадях. Учащимся предлагается выполнить задания 2, 3 и 4 к § 7 «Власть и церковь. Церковный раскол» (стр. 22 – 23 указанной рабочей тетради). В конце урока свои рабочие тетради учащиеся сдают на проверку.

3. Изучение нового материала (до 25 мин.)

Этап изучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель запускает презентацию урока, просит учащихся обратить внимание на экран, озвучивает тему урока (презентация, слайд 1), план урока (слайд 2) и задание на урок (слайд 3).

Учащиеся, обратив внимание на экран, поэтапно записывают в свои тетради для конспектов уроков тему, план урока и задание на урок.

2) Объяснение нового материла.

Учитель объясняет новый материал с опорой на текст и иллюстрации презентации, при необходимости отвечая на вопросы и предлагая записать учащимся основное для запоминания и осмысления (даты изучаемых восстаний, повод восстания, результаты).

Учащиеся слушают учителя, читают текст и рассматривают иллюстрации презентации, при необходимости задают вопросы и записывают основное для запоминания и осмысления по предложению учителя.

3) Рефлексия.

Учитель в конце презентации возвращается к заданию на урок (слайд 3) и просит учащихся его выполнить. При необходимости учитель комментирует ответы учащихся (см. возможные (ожидаемые) ответы).

Учащиеся выполняют задание, отвечают на вопрос.

Возможные (ожидаемые) варианты ответов:

«Не все народные движения потерпели поражение. Например, в результате Соляного бунта восставшие добились упорядочения законов и суда, введения Соборного уложения (хотя именно этот документ окончательно оформил крепостное право). А в результате Медного бунта были отменены медные деньги. С другой стороны, восстание Степана Разина и, особенно, Соловецкое восстание как крупнейшее движение старообрядцев однозначно потерпели поражения».

Таким образом, у учащихся формируется представление о противоречивости общественно-исторического процесса.

4. Закрепление (оставшееся время, а если времени на уроке не остаётся, то вопросы и задания переносятся на следующий урок уже как проверка домашнего задания)

Учитель предлагает учащимся написать по вариантам исторический диктант.

Вопросы и задания к историческому диктанту

Вариант 1

  1. Укажите дату Соляного бунта
  2. Укажите повод Медного бунта
  3. Укажите дату восстания Степана Разина
  4. Расскажите о первом этапе восстания Степана Разина
  5. Укажите причины народных движений XVII века

Вариант 2

  1. Укажите дату Медного бунта
  2. Укажите повод Соляного бунта
  3. Укажите дату Соловецкого восстания
  4. Расскажите о втором этапе восстания Степана Разина
  5. Укажите причины народных движений XVII века

5. Домашнее задание: §8, вопросы и задания устно (стр. 67 указанного учебника), рабочая тетрадь §8, задание 5 (стр. 26).*
_____________________________________________________________________

*Автор данного сценария выражает благодарность Андрею Чернову за предоставленные схемы презентаций.