Урок чтения во 2-м классе "Жизнь дана на добрые дела"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • ознакомить с произведением С. Баруздина “ Имя на снегу”;
  • развивать навыки чтения глазами, выразительно, по ролям, отвечать на вопросы, умения анализировать;
  • воспитывать в детях чувства доброты, чувства сопереживания.

Оборудование:наглядность-рисунки Леопольда,2 девочек,карточки со словами “красивая”(2 шт), “добрая”, “жадная”;цветок с лепестками со словами “вырезал”, “засмеялся”, “жизнь”,по 2 листка с заранее нарисованными домиками.

Ход урока

1.Орг.момент

– Послушайте, пожалуйста, эти строки (Эпиграф урока, написан на доске):

Добрым быть совсем – совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды
– Какие замечательные слова:
“доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды”

– Ребята, сегодня мы рассмотрим 2 произведения, в которых встретимся с добрыми людьми, добрыми поступками.

– Сегодня у нас много гостей. Есть и жюри. В составе жюри ученики. Нашей работе на уроке, нашим поступкам, нашим выводам оценку даст справедливое, неподкупное жюри.

Есть и Леопольд – самый добрый сказочный герой. Он будет радоваться нашим успехам.

2. Проверка домашнего задания

– А теперь проверим домашнее задание. Какой рассказ вы читали дома?

– Рассказ Глебова “Красивая”

– О ком это рассказ? Как зовут главных героинь рассказа?

– Лиза и Маша

– Давайте прочитаем рассказ выразительно.

– Что думала о себе Лиза? Найдите этот отрывок в произведении.Кто прочитает?

– О чем попросили ребята Лизу?

– Что она им ответила?

– А как поступила Маша?

– Как вы думаете, кто из девочек поступил лучше? Кто поступил правильно?

Вот две девочки – Маша и Лиза. На столах у вас карточки со словами “красивая”, “красивая”, “Добрая”, “жадная”. Приложите карточки соответствующей девочке. А как бы Вы поступили в подобной ситуации?

-А теперь давайте посмотрим инсценировку. (Подбираете любая сценка, подходящая по теме)

3. Физминутка.

– Теперь немного отдохнем и споем песенку про Леопольда.

4. Новая тема.

– Вводная беседа

Всегда приятно встретиться с добрыми и чуткими людьми, которые умеют дарить людям тепло и нежность, которые при встрече отдают частичку своего сердца.

Наверное, и Вы ,ребята, встречали в своей жизни людей, которые охотно делились, отдавали, дарили может быть не вещи, но хорошее настроение, улыбку. И встреча с такими людьми согревает наши сердца.

Сегодня мы прочитаем произведение про мальчика Саню, который с добротой относился даже к природе.

Напоминаю, что за нами наблюдает наше строгое жюри, которое не оставит без внимания вашу активность.

– Чтение учителя. С. Баруздин “Имя на снегу”, после словарная работа.

У Леопольда в руке ромашка с тремя лепестками.( На лепестках написаны слова “вырезал”,“засмеялся”, “жизнь”.)

Давайте попробуем правильно произнести слова “вырезал”, “засмеялся”.

А теперь глазами прочитайте один раз текст.

– У Леопольда остался еще один лепесток.На нем написано слово “Жизнь”.

А что это такое? Давайте переведем на родной язык это слово.

Итак, Жизнь – это то время, которое суждено прожить на Земле. Мы живем. И жить надо так, чтобы не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

– Давайте вернемся к эпиграфу урока.Как вы думаете, что означают эти слова:

“не зависит доброта от роста”?

Даже малыши могут совершать добрые поступки. А как вы понимаете строки: “доброта приносит людям радость и взамен не требует награды”?

– Давайте вернемся к рассказу и прочитаем его по ролям.

– А как бы Вы поступили на месте Сани и Вани?

5. Физминутка

– Закройте глаза и подумайте, успели ли вы сегодня уже совершить что-нибудь доброе?

6. Социометрия “2 домика”

Сегодня мы поработали с двумя произведениями. Героями одного 2 девочки – Лиза и Маша, другого– 2 мальчика Саня и Ваня.

А теперь немного поиграем. Игра “2 домика”. У вас на столе 2 листка. На одном листке нарисован большой красивый красный дом, а на другом маленький невзрачный черный. Представь себе, что красный дом принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Пожалуйста, подумайте и напишите, кого из наших героев ты пригласил бы к себе, а кого ты поселил бы в черном домике? Не хотите ли вы поменять кого-нибудь местами?

Анализ игры. Не удивительно, что вы поселили именно так. А скажите, есть ли шанс у Сани переселиться в красный домик? При каких условиях?

Да, Саня поступил необдуманно. Ведь мы часть природы. И мы должны любить, беречь все вокруг, чтобы этими деревьями могли любоваться не только мы, но и наши дети, и наши внуки.

– А теперь слово жюри. Оцените, пожалуйста работу первого, второго, третьего и четвертого стола. Ответы какого ученика Вам понравились больше всего?

– Леопольд очень добрый и в подарок нам принес сердечки. Они будут напоминать нам, что в каждом из нас есть маленькое солнце-доброта. Это солнце вот здесь.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

– Начните творить добро уже сегодня. И если вы еще не решили, какой добрый поступок совершить, начните с улыбки. Улыбнись маме, улыбнись солнцу и станет намного светлее и радостнее.

7. Домашнее задание.

Получите задание на дом. Прочитать, уметь пересказывать текст.

– Давайте поблагодарим друг друга за участие, за внимание. И послушаем песенку, которую поет наш Леопольд.