Задачи урока:
- знакомство дошкольников с общими задачами курса, с тетрадью "Ты - словечко, я - словечко..." и героем Риториком;
- побуждать к бережному и обдуманному отношению к слову, с которым он обращается к собеседнику;
- учить общаться вежливо, правильно, умело;
- формировать речевые умения: внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
- оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого;
- владеть своим голосом, понимать как нужно говорить.
Ход урока
1. Организационный момент.
Воспитатель рассаживает детей за столики так, чтобы они видели друг друга. Перед ними - тетрадь "Ты - словечко, я - словечко..." и цветные карандаши.
2. Знакомство с новым материалом.
А) Знакомство с тетрадью и героем Риториком.
- Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с новой тетрадью. Посмотрите внимательно на обложку тетради. Что делает мальчик?
- Он ракеткой подбрасывает мяч, передает.
- А знаете, что написано на мяче? Кто умеет читать, прочитайте нам.
- Словечко.
- Верно. "Словечко", которое мальчик будто бы посылает другому человеку. Как называется игра в мяч с помощью ракеток?
- Бадминтон.
- Вспомните, как вы играли в бадминтон. Вы получаете мяч и передаете его обратно. Так и в речи, в общении: один собеседник обращается к другому, а тот ему отвечает. И получается: ты - словечко, я - словечко. Вот так и начинается разговор, беседа. И наша книжка называется "Ты - словечко, я - словечко...". Очень важно, чтобы слова эти были добрыми, такими, которые не обидели бы нашего собеседника, вежливыми. Мы будем учиться на занятиях тому, чтобы наша речь была вежливой, правильной, доброжелательной.
- Откройте тетрадь. Ребята, этого мальчика зовут Риторик. Он тоже дошкольник, как вы. С ним мы отправимся в страну, где все жители общаются вежливо, правильно и умело.
Б) Раскрашивание героя Риторика.
- Давайте раскрасим Риторика так, как подсказывает нам художник. Волосы у Риторика какого цвета?
- Рыжего.
- Какого цвета должно быть лицо?
- Светло-розового.
- Каким надо нарисовать костюм?
- Голубым.
- Что раскрасите желтым цветом?
- Пряжку на ремне.
- А сам ремень каким цветом раскрасите?
- Коричневым.
- Какого цвета будут брюки?
- Синего.
- В какие цвета будете раскрашивать кроссовки?
- Белый и фиолетовый.
- А теперь попробуйте самостоятельно Риторика раскрасить - красиво одеть.
В) Самостоятельная работа (раскрашивание).
3. Физминутка.
- Какой красивый у вас получился Риторик! Теперь он готов отправиться в увлекательное путешествие вместе с вами. А вы готовы? Тогда - поехали!
(Дети выходят из-за столов. Звучит песня "Веселые путешественники". Дети, двигаясь, поют вместе с учителем песенку.)
"Веселые путешественники" Стихи С. Михалкова
Мы едем, едем, едем | Когда живется дружно, |
В далекие края. | Что лучше может быть? |
Хорошие соседи. | И ссориться не нужно. |
Счастливые друзья. | И можно всех любить. |
Нам весело живется, | Ты в дальнюю дорогу |
Мы песенку поем. | Бери собой друзей: |
А в песенке поется | Они тебе помогут, |
О том, как мы живем. | И с ними веселей. |
Припев: | Припев. |
Красота, красота! | Мы ехали, мы пели |
Мы везем с собой кота, | И с песенкой смешной |
Чижика, собаку | Все вместе, как сумели, |
Петьку-забияку, | Приехали домой. |
Обезьянку, попугая - | Нам солнышко светило, |
Вот компания какая, | Нас ветер обвевал: |
Вот компания какая! | В пути нескучно было, |
И каждый напевал: | |
Припев. |
- Ребята, а мы с вами дружно живем? Значит, и путь наш тоже будет нескучным.
4. Знакомство с условными обозначениями.
- Молодцы! Вы все верно отгадали. Ребята, эти маленькие картинки -так называемые условные знаки, сигналы, которые будут помогать нам ориентироваться во время нашего путешествия.
- О чем говорят вам сигналы на первой странице нашей тетради?
- Раскрась! Иди вперед! Продолжай путь!
- Полистайте тетрадь! Какие сигналы нашли на второй странице?
- Рассмотри! Подумай! Раскрась!
- Молодцы! Научились отгадывать сигналы. А какой знак - сигнал оказался неразгаданным?
- Этот знак особенный, волшебный. А почему? Сейчас узнаете! Кто первый из вас найдет этот сигнал в тетради?
- На страницах 5, 7 и других.
- Если есть такой сигнал, значит, нужно искать волшебный квадратик на странице, который вырезается. Кто нашел его? Потом мы его наклеиваем на последнюю страницу в определенную клеточку. Постепенно у нас получится картинка, на которой вы увидите... Впрочем, когда мы закончим наше путешествие, тогда вы сами и увидите.
5. Игровой элемент с театрализацией. Итог урока.
- Ой, ребята, кто это к нам пришел? Но прежде чем вы его увидите, отгадайте загадку:
У отца был мальчик странный. | На земле и под водой |
Необычный - деревянный. | Ищет ключик золотой? |
Но любил папаша сына. | Всюду нос сует он длинный. |
Что за странный | Кто же это? Человечек деревянный |
- Буратино.
- Верно, ребята. Это Буратино. Появляется Буратино.
- Ребята, я тоже хочу с вами отправиться в путешествие и увидеть, что же получится из этих волшебных знаков. Обещаю, что буду умненьким и благоразумненьким.
- Ребята, возьмем Буратино с собой?
- Да.
- А ты, Буратино, имей в виду, что путешествие будет нелегким.
- Спасибо, ребята! Я оправдаю ваше доверие.
- Ребята, но Буратино не знает, что обозначают сигналы, с которыми мы с вами сегодня познакомились. Расскажите ему, что они обозначают.
- Молодцы! Вы все справились с этим заданием, запомнили все сигналы, помогли Буратино. А теперь закрасьте прямоугольник в нижней части страницы, рядом с сигналами, любым цветом. Это тоже знак, который говорит о том, что вы прекрасно справились с заданием и можете идти вперед. А вперед мы пойдем только на следующем уроке.