Цель: ввести понятие " внутреннее" и "внешнее" строением тела человека;
Задачи:
- Познакомить с частями и внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов;
- Развивать интерес к познанию собственного организма;
- Воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью
Оборудование: компьютер, медиапроектор, поролоновая губка для каждого ученика, воздушный шарик, бельевая веревка, секундомер, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. Введение в тему урока. (Слайд 2)
- Что вы видите на рисунке?
- Как дом устроен снаружи? (Крыша, окна,труба) Чего не хватает на нашем рисунке, но всегда должно быть в доме?
- То, что мы видим это внешнее строение дома)
- Как думаете, что может находиться внутри дома? (Мебель, бытовая техника, посуда, пол)
- Как можно назвать то, что находится внутри дома? (Внутреннее содержание дома)
- Верно, то, что снаружи - это внешнее строение дома, что находится внутри - это внутреннее строение дома.(слайд 3)
- Что вы видите на этом рисунке?(слайд 4)
- Подходит ли этот рисунок к нашей схеме?
- Назовите внешние части автомобиля (слайд 5)
-А что находится внутри? Как назвать всё это одним словом?
- Итак, какие предметы мы рассмотрели? Это разные или одинаковые предметы?
-А увидели ли вы в этих предметах что-то общее?
- Какие предметы, окружающие нас имеют внутреннее и внешнее строение?
2. Постановка темы урока.
- Посмотрите на эти предметы , что к ним добавилось? Как вы думаете почему
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? А нужно ли нам это? Зачем?
-Можем ли мы и строение человека соотнести с этой схемой?
Вызов.
1) Внешнее строение тела человека. (Слайд 7)
- - Посмотрите друг на друга и запишите на листочках-заготовках, как внешне устроено тело человека, используя прием "кластера".
- Обсудите с одноклассником, с которым обнимался, какие части тела человека вспомнил он, а ты не вспомнил. ВЗАИМОПРОВЕРКА
- Теперь проверим вместе. Назовем и укажем местоположение частей тела человека. Приготовьте "Рабочую тетрадь" стр.3 №1
(Прикрепляем полоски с названиями частей тела человека: *голова, *шея, *туловище, * верхние конечности, *нижние конечности, грудь, живот, спина на человека, нарисованного на таблице).
Все ученики указывают стрелками части тела в "Рабочей тетради".
- Вернитесь к своему "кластеру" и допишите. Куда вписать грудь, живот, спину? *
- Как назывался наш "кластер"?
Закончен ли наш кластер? Чего в нём не хватает? Верно и тема нашего урока сегодня:..
Физминутка.
Используется игра: "Внутренний орган, часть тела и ловушка".
Учитель произносит слова. Если он называет внутренний орган, дети скрещивают руки на себе. Если часть тела - машут руками. Если слово не относится к теме - это ловушка и приседают.
СЛОВА для игры: голова, сердце, руки, желудок, кухня, печень, живот, мотор, лёгкие, нижние конечности, шея.
- Какие слова были лишние? (Кухня, мотор) Постарайтесь их запомнить до конца урока.
3. Осмысление
2) Внутреннее строение человека.
-- Мы рассмотрели внешние строение человека. А кто может рассказать о его внутреннем строение?
-Из чего состоит наше тело внутри?(из органов)
- Наше тело внутри состоит из различных органов. Попробуем разобраться, из каких органов состоит тело человека и какую работу они выполняют?
А) Самостоятельная работа( в группах)
-Сейчас каждая группа выберет себе карточку, на которой написано название органа и открыв учебник на странице подготовит сообщение по плану. Затем один человек от группы выступит с сообщением.
- Когда вы выполняете какую- нибудь работу, как вы думаете, это происходит само собой или вами кто-то руководит?
- Все, верно, всеми нашими действиями, мыслями, чувствами управляет "главный командный пункт нашего организма" - головной мозг. Чтобы человек не делал, всем управляет мозг.
- В какой части тела расположен головной мозг? (Слайд9)
- Головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека, ведает правильной работой всех внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим.
- Как думаете, как долго человек может не дышать?
А) Практическая работа №1.
- Давайте проверим. По моему сигналу задержите дыхание и, как только вам захочется вдохнуть, поднимите руку и запомните число, которое я вам назову.
Вывод: Без воздуха человек может прожить недолго, т.к. не может не дышать.
- Человеку постоянно нужно вдыхать и выдыхать воздух. При помощи какого органа происходит дыхание?(Сообщение 1группы - про лёгкие. Слайд 10)
-Верно, мы дышим при помощи легких, у человека их два - правое и левое. Находятся они в груди. Приложите ладони обеих рук к груди.
Б) Практическая работа №2.
-Лёгкие похожи на губку (Раздать губки детям) При выдохе они выпускают воздух и уменьшаются в размере(сжать губку), а при вдохе расширяются, т.к. лёгкие наполняются воздухом(отпустить губку)
-- Приложите руку к левой стороне груди. Что вы почувствовали? Что произойдёт, если сердце остановится? (Сообщение 2группы - про сердце. Слайд 11)
Сожмите кулачок - ваше сердце чуть больше кулачка.
- Какую работу выполняет сердце?(Гонит кровь по сосудам)
- Скажите, чтобы жить, что мы должны делать каждый день, и даже по несколько раз в день?
- Верно, а любую ли пищу может принимать наш организм?
Нашему организму нужна обработанная пища. Все, что попало в рот, должно перевариться и впитаться в кровь.
- Кто знает, какие органы занимаются переработкой пищи? (Выступление 3 группы -про желудок. Слайд 12)
- Главное отделение "внутренней кухни" - желудок. Он находится в верхней части живота с левой стороны. Покажите, где у вас находится желудок. Когда вы голодны, ваш желудок напоминает спущенный шарик. (Опыт с воздушным шариком). Дунешь в шарик и он чуть надуется. Так же и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Но в желудке пища перерабатывается только наполовину. Окончательную обработку она получает в кишечнике, который тянется почти на 8 метров.
В) Практическая работа №3(растягивание верёвки) слайд 14
-Как же он помещается в нашем животе? (Свёрнут плотно)
Кроме этого с правой стороны от желудка в верхней части живота находится печень, она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает перерабатывать пищу.
Вывод: Итак, мы поговорили о внутренне строение человека. Скажите ,может ли человек жить без какого - либо внутреннего органа?
4. Закрепление изученного.
1) Самостоятельная работа (Рабочая тетрадь к учебнику "Мир вокруг нас" задание №1, №2, с.3-4)
2) Задание в тестовой форме:
Обвести кружком номер правильного ответа.
Не относится к частям тела:
А) верхние конечности В) сердце
Б) голова Г) шея
2. Не относится к внутренним органам:
А) головной мозг В) грудь
Б) желудок Г) лёгкие
3.Орган, управляющий работой всего организма:
А) печень В) головной мозг
Б) сердце Г) желудок
4. Орган, с помощью которого человек дышит:
А) лёгкие В) печень
Б) сердце Г) кишечник
5. Сердце:
А) управляет работой других органов
Б) гонит кровь по сосуда
В) переваривает пищу
6) Съеденная пища поступает:
А) кишечник Г) лёгкие
Б) печень В) желудок
7) Полупереваренная пища поступает в:
А) лёгкие В) кишечник
Б) печень Г) желудок
8) Орган, помогающий переваривать пищу в кишечнике:
А) сердце В) печень
Б) лёгкие Г) желудок
9) Непереваренные остатки твёрдой пищи:
А) исчезают сами
Б) перерабатываются в кишечнике
В) перерабатываются в печени
Г) через нижние отделы кишечника выводятся из организма
10) Не является частью туловища:
А) спина В) шея
Б) грудь Г) живот
5. Итог урока. Рефлексия.
*Над какой темой работали сегодня на уроке? (им. прил.)
*Что нового вы сегодня узнали на уроке о строении человека? (Учитель не спрашивает, а только смотрит на реакцию ребят)
*Мне очень приятно видеть, что новое узнал почти каждый. Ребята в начале урока мы составляли кластер, но не закончили его.
У каждого из вас есть такая возможность. Перед вами лежит листок (с клейким краем) напишите, как бы вы закончили этот кластер. Работают в парах.
По окончании работы ребята приклеивают свои выводы у доски на кластере. (Удобнее, если кластер оформлен на ватмане)
Слайд 15
Домашнее задание: составить кроссворд на тему части тела.