В библиотеке дифференцированный подход к каждому читателю. Библиотекарь помогает в формировании направленности разных читательских интересов.
- Учебная (в помощь школьной программе, "деловое чтение" учебной литературы);
- Художественная (чтение художественной литературы по "программе" и "досуговое");
- Профессиональное (чтение учителей в помощь самообразованию, учебе, подготовке к урокам, (методика), чтение литературы для проведения классных часов).
Школьная библиотека обслуживает всех членов школьного сообщества: учащихся, учителей, родителей, выпускников. Для работы со всеми этими группами требуются особые навыки общения и взаимодействия.
Информационная работа.
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогов.
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся.
Информационное обслуживание родителей.
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогов.
Составление заказа на УМЛ
Методический бюллетень
Участие в проведении предметных недель
Оформление выставок
Участие в работе метод.совета школы (подбор материала при работе над метод.темой школы, при подготовки пед.советов, заседаний МО )
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся.
Обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале
Обслуживание читателей по МБА
Подбор литературы для написания проектов, рефератов, докладов, сообщений ит.д.
Оказание помощи в подготовки к общешкольным и классным мероприятиям.
Информационное обслуживание родителей.
Предоставление информации о пользовании библиотекой их детьми
Оформление выставок для родителей на актуальные темы
Выступление на родительских собраниях.
Воспитательная работа.
Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя (обучение пользованию книгой и др.носителями)
Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы (беседы, диспуты, викторины, литературно-музыкальные композиции, БУ и др.)
Популяризация литературы библиотечными формами работы.
Создание актива школьной библиотеки.
Совместная работа с детскими библиотеками, педагогическими классами, психологической службой школы, школьным музеем.
Межбиблиотечная связь.
Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского.
Библиотека Московского городского Дворца детского(юношеского) творчества.
Центральная Городская Детская Библиотеке им. А.П.Гайдара.
Библиотека №193 им. А.А.Ахматовой
Библиотека № 202 им. Ю.А.Гагарина
Муниципальная библиотека "Внуково"
Совместная работа с ОМЦ.
Обсуждение проекта плана работы школьной библиотеки на текущий год с учетом главной темы года и знаменательных дат.
Получение рекомендаций по оформлению выставок, стендов и т.д
Посещение совещаний, на которых решаются вопросы участия библиотеки в УВП.
Посещение и организация семинаров.
Творческая деятельность уч-ся.
В своей работе я использую различные формы работы, но особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся, так как путь к книге через собственное творчество - старый и очень эффективный путь, весьма востребованный в эпоху "нечтения".
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся.
Перефразируя слова академика СИ. Вавилова "....современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка". Следовательно, возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве таких посредников выступают библиотеки.
На базе школьной библиотеки был разработан тематический план по информационной грамотности.
Тематический план работы кружка "Информина" (развитие ИГ у уч-ся 5-7 кл.)
(1 раз в неделю по 1,5 ч.; 51 час в год)
№ пп | Наименование тем. |
Всего часов. |
1 | Введение. Информационная культура школьника. | 1,5 |
2 | Тема 1. Понятие "информация". Информационное общество. Информационные ресурсы. | 1,5 |
3 | Тема 2. Типы и виды документов, используемых в учебном процессе | 1,5 |
4 | Тема 4. Библиотека как центр
информационного обеспечения учебной
деятельности (абонемент, читальный зал, отдел
хранилищ, медиатека) Выбор книг в библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду: порядок расстановки книг в фонде, полочные разделители. Закладки. Книжные выставки. Практикум. Подготовить викторину "Информина" для нач.школы |
4,5 |
5 | Тема 5. Информационные ресурсы школьной
библиотеки. Справочно-поисковый аппарат школьной библиотеки (алфавитный и систематический каталоги, справочные издания, картотеки) Библиографическое описание документа. Практическое занятие. "Объясни этот набор слов" Экскурсия в районную библиотеку. |
4,5 |
6 | Тема 6.Методы работы с книгой. Структура книги как инструмент информационной деятельности. Обложка (переплет), титульный лист. Корешок, предисловие и послесловие, оглавление (содержание), аннотация. Художественное оформление книги. Иллюстрации. Роль иллюстрации в восприятии текста. Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями для школьников. Понятие о периодической печати. Практическое занятие по поиску информации "Восстанови логическую цепочку". |
6 |
7 | Тема 7. Система обслуживания в
библиотеках на основе новых информационных
технологий. Современные носители информации. Возникновение нетрадиционных носителей информации. Информация на пластинках, аудиокассетах, видеокассетах. Роль компьютера в хранении и распространении информации. Практическое занятие по поиску информации "Правда ли это?". |
4,5 |
8 | Тема 8. Работа с информационными
ресурсами. Информация на традиционных носителях. Основные виды изданий, типы литературы, типы справочных изданий. Особенности использования информационных ресурсов на электронных носителях. Методы работы с информацией. Способы чтения. Научно-справочный аппарат книги. Оценка информационных ресурсов. Анализ текста. Практическое занятие "Найди ошибку" |
4,5 |
9 | Тема 9. Поиск информации. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Виды каталогов. Алфавитно-предметный указатель. Систематическая картотека. Предметные картотеки. Информационно-поисковые системы. Методика составления ключевых слов. |
4,5 |
10 | Тема 10. Поиск информации в библиотеках.
Структура библиотечных фондов. Принципы
расстановки литературы в фонде. Полочные
разделители. Электронные библиотеки.
Особенности систематизации информации в
электронных библиотеках. Поисковый запрос.
Ключевое слово. Практическое занятие "Использование 1С: Школа для подготовки д.з." |
6 |
11 | Тема 11. Выполнение мини-проектов; оформление мини- проекта в целом, списка использованной литературы и библиографических ссылок | 12 |
Итого. |
51 |
Наша библиотека стремится создать условия для полноценного удовлетворения запросов учащихся, учителей, используя при этом различные формы: выставки, викторины, обзоры, выпуски рекламных изданий, пополнение тематических папок, картотек. Фонд библиотеки открыт для свободного доступа. Читатели могут сами выбирать на полке справочные пособия по различным разделам школьной программы. К услугам читателя предложены тематические картотеки: "Книги обо всем на свете", "Школьнику о вредных привычках", "Люблю тебя, мой край родной". "Экология - зона тревоги". Большим спросом пользуются тематические папки: "Поэты серебряного века", "В помощь классному руководителю", "Они должны жить", "Великой победе посвящается".
Услугами библиотеки пользуются не только учащиеся, но и конечно же учителя - предметники, классные руководители. С большим интересом они пользуются рубрикой "Для Вас педагоги" - где представлены новинки методической литературы. Помощь библиотекаря самая разнообразная - подбор материалов к уроку, участие в подготовке выставок и бесед, обзоров и викторин. Традиционно в нашей школе проходят предметные недели, и библиотека принимает активное участие в этих мероприятиях: например, к "Неделе английского языка" - представлена книжная выставка и ее обзор "Английские писатели нашего детства". К "Неделе математики" - обзор литературы "Занимательная математика" и книжная выставка "Математика - царица всех наук".
Библиотека в современной школе должна быть информационным и культурным центром для уч-ся, родителей и учителей.