Педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в воспитательной работе современной школы

Разделы: Организация школьной библиотеки


В библиотеке дифференцированный подход к каждому читателю. Библиотекарь помогает в формировании направленности  разных читательских интересов.

- Учебная (в помощь школьной программе, "деловое чтение" учебной литературы);

- Художественная  (чтение художественной литературы по "программе" и "досуговое");

- Профессиональное (чтение учителей в помощь самообразованию, учебе, подготовке к урокам, (методика), чтение литературы для проведения классных часов).

Школьная библиотека обслуживает всех членов школьного сообщества: учащихся, учителей, родителей, выпускников. Для работы со всеми этими группами требуются особые навыки общения и взаимодействия.

Информационная работа.

Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогов.

Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся.

Информационное обслуживание родителей.

Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогов.

Составление заказа на УМЛ

Методический бюллетень

Участие в проведении предметных недель

Оформление выставок

Участие в работе метод.совета школы (подбор материала при работе над метод.темой школы, при подготовки пед.советов, заседаний МО )

Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся.

Обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале

Обслуживание читателей по МБА

Подбор литературы для написания проектов, рефератов, докладов, сообщений ит.д.

Оказание помощи в подготовки к общешкольным и классным мероприятиям.

Информационное обслуживание родителей.

Предоставление информации о пользовании библиотекой их детьми

Оформление выставок для родителей на актуальные темы

Выступление на родительских собраниях.

Воспитательная работа.

Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя (обучение пользованию книгой и др.носителями)

Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы (беседы, диспуты, викторины, литературно-музыкальные композиции, БУ и др.)

Популяризация литературы библиотечными формами работы.

Создание актива школьной библиотеки.

Совместная работа с детскими библиотеками, педагогическими классами, психологической службой школы, школьным музеем.

Межбиблиотечная связь.

Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского.

Библиотека Московского городского Дворца детского(юношеского) творчества.

Центральная Городская Детская Библиотеке им. А.П.Гайдара.

Библиотека №193 им. А.А.Ахматовой

Библиотека № 202 им. Ю.А.Гагарина

Муниципальная библиотека "Внуково"

Совместная работа с ОМЦ.

Обсуждение проекта плана работы школьной библиотеки на текущий год с учетом главной темы года и знаменательных дат.

Получение рекомендаций по оформлению выставок, стендов и т.д

Посещение совещаний, на которых решаются вопросы участия библиотеки в УВП.

Посещение и организация семинаров.

Творческая деятельность уч-ся.

В своей работе я использую различные формы работы, но особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся, так как путь к книге через собственное творчество - старый и очень эффективный путь, весьма востребованный в эпоху "нечтения".

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся.

Перефразируя слова академика СИ. Вавилова "....современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка". Следовательно, возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве таких посредников выступают библиотеки.

На базе школьной библиотеки был разработан тематический план по информационной грамотности.

Тематический план работы кружка "Информина" (развитие ИГ у уч-ся 5-7 кл.)

(1 раз в неделю по 1,5 ч.; 51 час в год)

№ пп

Наименование тем.

Всего часов.
1 Введение. Информационная культура школьника. 1,5
2 Тема 1. Понятие "информация". Информационное общество. Информационные ресурсы. 1,5
3 Тема 2. Типы и виды документов, используемых в учебном процессе 1,5
4 Тема 4. Библиотека как центр информационного обеспечения учебной деятельности (абонемент, читальный зал, отдел хранилищ, медиатека)

Выбор книг в библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду: порядок расстановки книг в фонде, полочные разделители. Закладки. Книжные выставки.

Практикум. Подготовить викторину "Информина" для нач.школы

4,5
5 Тема 5. Информационные ресурсы школьной библиотеки.

Справочно-поисковый аппарат школьной библиотеки (алфавитный и систематический каталоги, справочные издания, картотеки)

Библиографическое описание документа.

Практическое занятие. "Объясни этот набор слов"

Экскурсия в районную библиотеку.

4,5
6 Тема 6.Методы работы с книгой.

Структура книги как инструмент информационной деятельности. Обложка (переплет), титульный лист. Корешок, предисловие и послесловие, оглавление (содержание), аннотация.

Художественное оформление книги. Иллюстрации. Роль иллюстрации в восприятии текста.

Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями для школьников.

Понятие о периодической печати.

Практическое занятие по поиску информации "Восстанови логическую цепочку".

6
7 Тема 7. Система обслуживания в библиотеках на основе новых информационных технологий.

Современные носители информации. Возникновение нетрадиционных носителей информации. Информация на пластинках, аудиокассетах, видеокассетах. Роль компьютера в хранении и распространении информации.

Практическое занятие по поиску информации "Правда ли это?".

4,5
8 Тема 8. Работа с информационными ресурсами.

Информация на традиционных носителях. Основные виды изданий, типы литературы, типы справочных изданий. Особенности использования информационных ресурсов на электронных носителях. Методы работы с информацией. Способы чтения. Научно-справочный аппарат книги. Оценка информационных ресурсов. Анализ текста.

Практическое занятие "Найди ошибку"

4,5
9 Тема 9. Поиск информации.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Виды каталогов. Алфавитно-предметный указатель. Систематическая картотека. Предметные картотеки. Информационно-поисковые системы. Методика составления ключевых слов.

4,5
10 Тема 10. Поиск информации в библиотеках. Структура библиотечных фондов. Принципы расстановки литературы в фонде. Полочные разделители. Электронные библиотеки. Особенности систематизации информации в электронных библиотеках. Поисковый запрос. Ключевое слово.

Практическое занятие "Использование 1С: Школа для подготовки д.з."

6
11 Тема 11. Выполнение мини-проектов; оформление мини- проекта в целом, списка использованной литературы и библиографических ссылок 12

Итого.

51

Наша библиотека стремится создать условия для полноценного удовлетворения запросов учащихся, учителей, используя при этом различные формы: выставки, викторины, обзоры, выпуски рекламных изданий, пополнение тематических папок, картотек. Фонд библиотеки открыт для свободного доступа. Читатели могут сами выбирать на полке справочные пособия по различным разделам школьной программы. К услугам читателя предложены тематические картотеки: "Книги обо всем на свете", "Школьнику о вредных привычках", "Люблю тебя, мой край родной". "Экология - зона тревоги". Большим спросом пользуются тематические папки: "Поэты серебряного века", "В помощь классному руководителю", "Они должны жить", "Великой победе посвящается".

Услугами библиотеки пользуются не только учащиеся, но и конечно же учителя - предметники, классные руководители. С большим интересом они пользуются рубрикой "Для Вас педагоги" - где представлены новинки методической литературы. Помощь библиотекаря самая разнообразная - подбор материалов к уроку, участие в подготовке выставок и бесед, обзоров и викторин. Традиционно в нашей школе проходят предметные недели, и библиотека принимает активное участие в этих мероприятиях: например, к "Неделе английского языка" - представлена книжная выставка и ее обзор "Английские писатели нашего детства". К "Неделе математики" - обзор литературы "Занимательная математика" и книжная выставка "Математика - царица всех наук".

Библиотека в современной школе должна быть информационным и культурным центром для уч-ся, родителей и учителей.