Цели. Повторить изученные гласные звуки и буквы; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков; развивать мелкие мышцы руки; учить читать первые слова; работать над выразительностью чтения, его интонационным разнообразием; расширить кругозор детей знанием грибов, ягод, обитателей леса.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Тема урока. (Презентация)
Учитель. Сегодня мы вместе с Аней и Машей отправимся в лес за грибами и ягодами /слайд /
- В лесу очень много грибов, Аня с Машей очень удивились и воскликнули: “У! О!” /слайд/
Дети произносят эти звуки несколько раз – с интонациями радости, удивления и восторга.
- Какие это звуки – гласные или согласные?
Д. Гласные.
У. Почему?
Ответы детей.
- Каким квадратиком из звуковой схемы мы можем обозначить эти звуки?
Д.Красным.
Далее следует работа с индивидуальными звуковыми схемами.
- Какие грибы вы знаете?
Ответы детей.
-Какие грибы ядовиты? Несъедобны?
Ответы детей.
- Эти грибы нельзя собирать, но их не надо уничтожать, так как они, во-первых, являются украшением, а во-вторых, ими питаются некоторые животные.
Осенью в лесу много не только грибов, но и ягод. Какие ягоды растут в лесу?
Ответы детей.
- А теперь речевая разминка /слайд/
Я по лесу пройду,
Я бруснику найду,
Если нет лукошка,
Соберу в ладошку.
Если дети не знают значения слова лукошко, учитель объясняет.
Во время речевой разминки он рассыпает перед детьми мозаику - ягоды.
- Кто больше соберет ягод?
Дети собирают ягоды – выполняют разминку пальцев.
- Во время прогулки по лесу можно встретить различных диких животных.
Каких?
Д. Белку, ежа, зайца, лису /слайд/
Учитель показывает изображение совы /слайд/
У. Как называется эта птица?
Д. Сова.
У. Как она кричит?
Д. У?- у?- у!
У. Какой это звук – гласный или согласный?
Д. Гласный.
У. Почему?
Ответы детей.
- Повторите, как кричит сова.
Дети повторяют.
Учитель записывает на доске: у-у-у.
- Знак ударения показывает, что каждый звук надо читать отрывисто, выделять. А как это звучит, если читать протяжно?
Д. У-у-у!
У. Кто так воет? /слайд/
Д. Волк.
У. Как нужно прочитать эти звуки?
Д. Страшным, грубым голосом, можно громко, а можно тихо, таинственно.
У. Услышали Аня с Наташей этот звук, испугались, закричали: “А-а-а!” - и побежали. Покажите их путь.
Ученики показывают путь детей сначала в воздухе, затем рисуют его в тетрадях в клетку – упражнение на развитие координации движений.
- Долго бежали, петляли дети по тропинке и …заблудились. Какие звуки им надо произнести, чтобы выбраться?
Д. Ау! Ау!
У. Какие это звуки – гласные или согласные?
Д. Гласные.
Далее учитель проводит обобщение пройденного материала по вопросам.
У. Сколько слогов в слоге ау? Сколько звуков?
Д. Два.
У. О чем нам говорит знак ударения?
Д. О том, что второй слог, то есть второй звук, следует произносить с большей силой.
У. Молодцы! А теперь откройте “Азбуку” на странице 40. Прочитайте предложения.
Дети выполняют задание.
- Сколько здесь предложений? Какой знак препинания стоит после каждого из них?
Д. Восклицательный.
У. О чем он нам говорит?
Д. Читать нужно громко.
У. Послушайте продолжение истории.
Шли дети, шли, а всюду их окружали деревья большие и маленькие. Какие деревья вы видите на картинке?
Д. Высокие березы, низкие елочки.
У. Нарисуйте их в тетрадях в виде длинных и коротких прямых линий.
Дети выполняют задание.
- Послушайте, есть ли [а] или [у] в названии деревьев:
сосна, осина, липа, береза, дуб, ель /слайд/. Если услышите один из них, то поднимите соответствующую букву – а или у.
Дети показывают нужную букву.
III. Физкультминутка /слайд/
IV. Тема урока /продолжение/
У. Начинается дождь. Изобразите легкими движениями пальчиков дождинки, которые падают сначала редко, затем все чаще и чаще.
Дети выполняют задание.
- Нарисуйте капельки дождя в тетради – сначала маленькие, затем крупные, потом чередуйте их.
- Теперь нарисуйте короткие наклонные линии и длинные наклонные линии.
-Наташа и Аня вымокли и заплакали: “Уа! Уа!” С какой интонацией нужно читать?
Д. С плаксивой.
У. Но вот дождик кончился, и дети побрели дальше. Вдруг они увидели озеро, а там известный герой сказки что-то ловит. Что ловит Буратино?
Д. Буквы.
У. Назовите эти буквы. Гласные или согласные?
Дети выполняют задание.
Найдите такие же буквы в азбуках и положите их на соответствующие буквы в “озере”. Помогите Буратино выловить буквы и положите их на нужную картинку. Чтобы выполнить задание, нужно предметы, изображенные на картинках на берегу, назвать одним словом, выделить первый звук и обозначить его буквой.
Дети выполняют задание.
- Буратино помог детям выбраться из леса, а они помогли нам научиться читать первые слова: ау, уа.
Дети печатают прочитанные слова в тетрадях или складывают их из букв азбуки.
V. Итог урока.
VI Домашнее задание.