Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Гласные звуки и буквы. Обобщение"

Разделы: Начальная школа


Цели. Повторить изученные гласные звуки и буквы; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков; развивать мелкие мышцы руки; учить читать первые слова; работать над выразительностью чтения, его интонационным разнообразием; расширить кругозор детей знанием грибов, ягод, обитателей леса.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Тема урока. (Презентация)

Учитель. Сегодня мы вместе с Аней и Машей отправимся в лес за грибами и ягодами /слайд /

- В лесу очень много грибов, Аня с Машей очень удивились и воскликнули: “У! О!” /слайд/

Дети произносят эти звуки несколько раз – с интонациями радости, удивления и восторга.

- Какие это звуки – гласные или согласные?

Д. Гласные.

У. Почему?

Ответы детей.

- Каким квадратиком из звуковой схемы мы можем обозначить эти звуки?

Д.Красным.

Далее следует работа с индивидуальными звуковыми схемами.

- Какие грибы вы знаете?

Ответы детей.

-Какие грибы ядовиты? Несъедобны?

Ответы детей.

- Эти грибы нельзя собирать, но их не надо уничтожать, так как они, во-первых, являются украшением, а во-вторых, ими питаются некоторые животные.

Осенью в лесу много не только грибов, но и ягод. Какие ягоды растут в лесу?

Ответы детей.

- А теперь речевая разминка /слайд/

Я по лесу пройду,
Я бруснику найду,
Если нет лукошка,
Соберу в ладошку.

Если дети не знают значения слова лукошко, учитель объясняет.

Во время речевой разминки он рассыпает перед детьми мозаику - ягоды.

- Кто больше соберет ягод?

Дети собирают ягоды – выполняют разминку пальцев.

- Во время прогулки по лесу можно встретить различных диких животных.

Каких?

Д. Белку, ежа, зайца, лису /слайд/

Учитель показывает изображение совы /слайд/

У. Как называется эта птица?

Д. Сова.

У. Как она кричит?

Д. У?- у?- у!

У. Какой это звук – гласный или согласный?

Д. Гласный.

У. Почему?

Ответы детей.

- Повторите, как кричит сова.

Дети повторяют.

Учитель записывает на доске: у-у-у.

- Знак ударения показывает, что каждый звук надо читать отрывисто, выделять. А как это звучит, если читать протяжно?

Д. У-у-у!

У. Кто так воет? /слайд/

Д. Волк.

У. Как нужно прочитать эти звуки?

Д. Страшным, грубым голосом, можно громко, а можно тихо, таинственно.

У. Услышали Аня с Наташей этот звук, испугались, закричали: “А-а-а!” - и побежали. Покажите их путь.

Ученики показывают путь детей сначала в воздухе, затем рисуют его в тетрадях в клетку – упражнение на развитие координации движений.

- Долго бежали, петляли дети по тропинке и …заблудились. Какие звуки им надо произнести, чтобы выбраться?

Д. Ау! Ау!

У. Какие это звуки – гласные или согласные?

Д. Гласные.

Далее учитель проводит обобщение пройденного материала по вопросам.

У. Сколько слогов в слоге ау? Сколько звуков?

Д. Два.

У. О чем нам говорит знак ударения?

Д. О том, что второй слог, то есть второй звук, следует произносить с большей силой.

У. Молодцы! А теперь откройте “Азбуку” на странице 40. Прочитайте предложения.

Дети выполняют задание.

- Сколько здесь предложений? Какой знак препинания стоит после каждого из них?

Д. Восклицательный.

У. О чем он нам говорит?

Д. Читать нужно громко.

У. Послушайте продолжение истории.

Шли дети, шли, а всюду их окружали деревья большие и маленькие. Какие деревья вы видите на картинке?

Д. Высокие березы, низкие елочки.

У. Нарисуйте их в тетрадях в виде длинных и коротких прямых линий.

Дети выполняют задание.

- Послушайте, есть ли [а] или [у] в названии деревьев:

сосна, осина, липа, береза, дуб, ель /слайд/. Если услышите один из них, то поднимите соответствующую букву – а или у.

Дети показывают нужную букву.

III. Физкультминутка /слайд/

IV. Тема урока /продолжение/

У. Начинается дождь. Изобразите легкими движениями пальчиков дождинки, которые падают сначала редко, затем все чаще и чаще.

Дети выполняют задание.

- Нарисуйте капельки дождя в тетради – сначала маленькие, затем крупные, потом чередуйте их.

- Теперь нарисуйте короткие наклонные линии и длинные наклонные линии.

-Наташа и Аня вымокли и заплакали: “Уа! Уа!” С какой интонацией нужно читать?

Д. С плаксивой.

У. Но вот дождик кончился, и дети побрели дальше. Вдруг они увидели озеро, а там известный герой сказки что-то ловит. Что ловит Буратино?

Д. Буквы.

У. Назовите эти буквы. Гласные или согласные?

Дети выполняют задание.

Найдите такие же буквы в азбуках и положите их на соответствующие буквы в “озере”. Помогите Буратино выловить буквы и положите их на нужную картинку. Чтобы выполнить задание, нужно предметы, изображенные на картинках на берегу, назвать одним словом, выделить первый звук и обозначить его буквой.

Дети выполняют задание.

- Буратино помог детям выбраться из леса, а они помогли нам научиться читать первые слова: ау, уа.

Дети печатают прочитанные слова в тетрадях или складывают их из букв азбуки.

V. Итог урока.

VI Домашнее задание.