Открытый урок "Полезная химия: задачи и истории" (химия, элективные курсы; 9-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 9


Цели урока:

  1. Обобщить пройденный материал.
  2. Рассмотреть проблемы экологии.
  3. Обобщить важные сведения о здоровье человека.
  4. Дать правильные советы по рациональному использованию различных веществ.

I. Вступительная часть.

Учитель.

Химия – удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас и внутри нас.

Поэтому химия нужна всем: повару, шофёру, садоводу, строителю. С другой стороны, эта наука весьма абстрактная. Она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные законы.

Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука – старушка, ей несколько тысяч лет. Вместе с тем постоянно открываются новые вещества, появляются новые методы их получения и исследования. И старая наука молодеет.

Химия – наука о веществах и их превращениях – одна из самых интересных и увлекательных. Химический микроскоп вмещает не меньше загадок, чем макрокосм. С древних времен и до наших дней люди стремятся отыскать ключи к замкам, за которыми природа хранит свои тайны. Попытайтесь и вы проникнуть в этот мир, вооружившись современными знаниями.

II. Учащиеся выступают с сообщениями.

1 ученик – сообщение “Садовая химия”.

- Кроме человека, растения кормят, сами того не желая, ещё и насекомых, и птиц, и грызунов. Чтобы урожай не достался непрошенным гостям, садоводу приходится быть на своём участке, и сторожем, и врачом, а значит – держать наготове необходимые сады “оружия” и “лекарства” - различные химические вещества. И химикаты, испытанные временем, и новые химические препараты помогают кормить и лечить растения, бороться с вредителями и болезнями сада.

Великие имена. Великие открытия.

2 ученик: сообщение “Д.И. Менделеев”.

3 ученик: сообщение “Джозеф Пристли”.

- Имена многих химиков вписаны в историю науки золотыми буквами. Они открыли законы химии, обнаружили новые элементы, исследовали ранее неизвестные химические реакции, изобретали новые виды химической посуды и оборудования, хотя не все, кто внёс ощутимый вклад в развитие науки, широко известен, время восстанавливает историческую справедливость и отдаёт им должное.

- Лабораторный опыт “Получение кислорода в лаборатории” (выполняет ученик 4).

В пробирку помещаем перманганат калия (KMnO4). Нагреваем сначала всю пробирку, а затем только ту часть пробирки, где находится исследуемое вещество. Кислород – бесцветный газ, без запаха. Немного тяжелее воздуха. Следовательно, кислород собирается в стакане методом вытеснения воздуха. Наличие кислорода доказываем с помощью тлеющей лучинки. Лучинка вспыхивает и ярко горит.

                  t                                           
2 KMnO4 —> K2 MnO4 + MnO2 + O2
Перманганат       манганат
калия                       калия

- Учащиеся решают расчетную задачу (у доски ученик 5).

- Выделенный кислород использовали для сжигания серы и при этом получили 2,1 л (н.у.) диоксида SO2. Рассчитайте массу серы, затраченной на сжигание.

Ученик 6 – сообщение “Химия и красота”.

Здоровье и чистота неотделимы друг от друга, а средства гигиены и косметики – необходимые составные части современного быта. Как же выбрать самый короткий путь к красоте? Снова вам на помощь приходит химия.

… Хорошее мыло имеет приятный запах за счет введенных в него парфюмерных добавок – отдушек. Кроме того, в состав туалетных сортов мыла добавляют наполнители и красители. Специальные сорта мыла включают также антисептики и биологически активные вещества. Существует множество сортов мыла, но главные компоненты любого мыла одни и те же, - это натриевые и калиевые соли жирных кислот (стеариновой, пальмитиновой и др.)

- Лабораторный опыт “Получение мыла” выполняет ученик 7.

Гидролиз жиров в щелочной среде (едкий натрий или сода). Этот процесс гидролиза называют омылением (т.к. образуются натриевые соли высших карбоновых кислот). Для получения мыла требуются преимущественно твердые жиры. Твердый жир нагреваем с раствором соды или щелочи, получается мыло. Чтобы выделить мыло, в раствор добавляем хлорид натрия (поваренную соль). При этом мыло всплывает наверх в виде плотного ядра. Из этой массы готовят так называемое ядровое мыло – обычные сорта хозяйственного мыла.

Ученик 8 делает сообщение “Химия на кухне”.

Многие методы химии и химической технологии выросли из древних приёмов “кухонных дел мастеров”. Не зря немецкий физикохимик Вильгельм Фридрих Оствальд (1853-1932 гг.) в своё время заметил, что “каждый химик должен протянуть руку кухарке и пожать её, как своему коллеге”. Кулинарные операции, состав и свойства распространенных компонентов пищи не объяснишь без знания химии.

Ученики 8, 10 делают сообщения по теме “Химический музей”

В истории химической науки немало поучительного. Заглянем в химический музей. Какие прекрасные камни! Изумруд, рубин, сапфир, аквамарин, жемчуг, алмаз.

Заключение.

Учитель приводит важные сведения о здоровье и гигиене человека, дает советы по рациональному использованию различных веществ, рассматривая проблемы экологии.