Цели: повышение уровня информативности подростков по проблемам, связанных со здоровьем человека.
Задачи:
- выяснить исходный уровень знаний подростков по проблемам связанных с сохранением здоровья человека;
- показать факторы отрицательно и положительно влияющие на здоровье;
- расширить знания обучающихся по проблемам ВИЧ инфекции, наркомании, табакокурении, алкоголизма;
- формирование умения выбора между «можно» и «нельзя».
1. Мозговой штурм
– Что такое здоровье, от чего оно зависит и что может повлиять на ваше здоровье?
– Объясните, почему мы определили, что именно эти факторы влияют на здоровье человека.
2. Рассмотрим несколько факторов, влияющих на наше здоровье более подробно
а) Питание
– Перечислите, что Вы обычно употребляете в
пищу и пьете в течении дня.
(бутерброды, сосиски, газировка, продукты
быстрого приготовления, полуфабрикаты)
Я предлагаю Вам посмотреть отрывок
документального фильма «Осторожно еда» 15 мин.
Обсуждение.
И так, какие же выводы мы можем сделать?
– Питаться нужно в определенном режиме,
употреблять в пищу натуральные продукты
овощи, фрукты, каши, супы и как можно меньше
полуфабрикатов, бутербродов, фас футов.
– Употребление газированных напитков может
значительно снизить уровень Вашего здоровья.
– Внимательно изучать упаковку в магазине перед
покупкой продуктов, обращать внимание на срок
годности и состав.
б) Влияние вредных привычек на здоровье человека
Курение
Упражнение «Любопытство, воля, разум»
Инструкция. Сейчас мы разделимся на три группы.
1-я группа – любопытство, 2-я – воля, 3-я – разум.
«Воля» встает в центр и образует круг таким
образом, чтобы все участники стояли лицом вовне,
изображающие «разум» справа сидят в линию,
«любопытство» – слева, также в линию. Задача
«воли» – выслушать внимательно все аргументы,
которые приводят «любопытство» и «разум», и в
конце принять решение: пробовать начать курить
или нет. Любопытство пытается склонить волю
на свою сторону : «попробуй закурить», разум – на
свою: «не пробуй ни в коем случае». (На это дается
10 минут)
«Любопытство» и «разум» закрывают глаза. Каждый
из участников, находящихся в роли «воли»,
самостоятельно принимает решение – переходит на
чью либо сторону.
– Почему «ВОЛЯ» приняла такое решение, чем
руководствовалось?
– Кто был более убедительным: «РАЗУМ» или
«ЛЮБОПЫТСТВО»?
– На что опиралось «ЛЮБОПЫТСТВО», когда
выдвигало свои аргументы?
– Какие контраргументы предлагал искать
«РАЗУМ»? Трудно ли было их искать и приводить?
ПРИМЕЧАНИЕ: педагогу необходимо внимательно
следить за тем, чтобы дети выслушивали все
аргументы и говорили, не перебивая друг друга.
Алкогольная и наркотическая зависимость
Упражнение «Алкогольная и наркотическая
зависимость»
Зачитываются предложения под диктовку, во время
паузы участники должны эти предложения
закончить; наиболее верна первая реакция;
если какое-то предложение не подходит, его
можно пропустить; в конце дается немного времени
для того, что бы все завершить:
– Когда я вижу пьяного, я чувствую…
– Алкоголик или наркоман – это …
– Человек с алкогольными проблемами – это…
– Общаясь с алкоголиками или наркоманами, мне
труднее всего бывает…
– Когда я наблюдаю поведение алкоголика или
наркомана, я понимаю, что…
– Главным признаком алкогольной или
наркотической зависимости, как мне кажется,
является…
Можно эти предложения заготовить в виде
распечаток и раздать для самостоятельной работы
(10 минут). Затем группа делится на пары и
участники поочередно зачитывают друг другу их
варианты предложений. При общем обсуждении
необходимо отметить наиболее типичные точки
зрения, а также наиболее отличные.
Упражнение «Сюрприз»
Ведущий кладет в непрозрачную коробку
морковку. Участникам говорится, что то, что там
лежит «нельзя», «плохо», «запрещено», не объясняя
причин. Коробочку клвдут посередине круга. При
этом ведущий говорит о том, что каждый участник
может проявить себя по отношению к этой
коробочке, как хочет.
Обычно больше половины участников выражают свое
любопытство и заглядывают внутрь. Всем
напоминают, что то, что лежит в коробочке – это
«плохо», «нельзя», но, несмотря на это, многие не
захотели принять это во внимание.
После этого по кругу ведущий спрашивает у
участников, что они чувствовали, когда коробочка
стояла в центре комнаты, ведущие «рекламировали
товар», а часть участников заглядывала в
коробочку, проявляя любопытство.
После этой игры целесообразно привести
результаты исследований, которые показали бы
реальные причины начала употребления
наркотиков.
Итак, давайте обобщим, как употребление никотина,
алкоголя и наркотиков сказывается на здоровье
человека?
Беспорядочные половые связи
– Чем же опасны беспорядочные половые связи? (заражение ВИЧ и СПИД)
– Я хочу обсудить с Вами следующие вопросы:
1. Что такое ВИЧ и СПИД?
2. Почему так много говорят об этой теме?
3. Как передается ВИЧ инфекция?
4. В каких жидкостях организма содержится
достаточное для заражения количество вируса?
5. Какие периоды заражения ВИЧ?
6. Каким образом передается ВИЧ инфекция?
7. Как избежать инфицирования ВИЧ?
Ежедневно в России выявляется 2000 граждан,
являющимися носителями данного вируса. Первая
стадия – скрытая. Человек может не знать об
инфекции даже на протяжении нескольких лет.
Последняя стадия полное «разваливание
организма».
ВИЧ – это вирус, передающийся половым путем,
который ослабевает иммунную систему.
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита,
вызван инфекцией ВИЧ. СПИД – это последняя
стадия развития заболевания.
Жидкости организма человека, через которые может
передаваться ВИЧ: кровь, сперма, материнское
молоко.
Первые симптомы СПИДа могут проявиться через 2
месяца или не проявятся в течении 7 лет.
Упражнение «Жизнь с болезнью»
Цель: осознание участниками проблем, связанных с ВИЧ, СПИД; изменение взглядов на проблему ВИЧ – инфицированных/
Материал: небольшие листы бумаги, ручки всем участникам.
Каждому участнику выдать по 9 листов
бумаги (размером 3 на 3) и попросить написать: на 3
листочках – название любимых блюд, на 3 любимые
занятия, на 3 – имена близких, любимых людей.
Когда все участники готовы, ведущий говорит, что
такая опасная болезнь как СПИД, требует от
человека больших жертв, и участников просят
выбрать и отдать по 1 любимому занятию, блюду и
любимому человеку. Далее болезнь требует новых
жертв, и участники отдают еще три листочка. После
этого ведущий проходит и сам забирает, не глядя,
листочки у каждого участника (1-3 на выбор). Все что
осталось у участников – это возможные варианты
того, что болезнь может сделать с жизнью
человека.
Обсуждение упражнения: Как Вы себя чувствовали
во время игры?
– Какие чувства Вы испытывали, когда болезнь
забирала жертву?
– Как сейчас себя чувствуете?
После игры обязательно проводится эмоциональная
разгрузка, для того чтобы вывести участников из
игровой ситуации.
3. Подведение итогов
– Как Вы считаете, выражение «Мое
здоровье – здоровье нации» относится к Вам?
– Объясните, что оно обозначает?
Упражнение «Мой выбор»
Сейчас каждый из Вас подойдет к ватману и маркером напишет, то, что на его взгляд положительно влияет на его здоровье.