Цели.
Познакомить детей с культурой ненцев, с
содержанием ненецких орнаментов.
Оборудование: аншлаг, трафареты, образцы орнаментов, картинки тундры, чума, оленей, куклы в ненецкой одежде, бурки, шапки, ненецкие игрушки, украшения, значки и книги с ненецким орнаментом, флаг нашего округа, образцы закладок.
Музыкальный ряд: песни о Нарьян-Маре, диск с аранжировками детских ненецких песен.
Ход урока
I. Организационный момент, проверка готовности к уроку. Вступительная беседа.
Дети читают стихи:
Суров мой север лишь на первый взгляд.
Пусть ветры завывают за стеною.
Вас каждый видеть будет рад
И обогреть душевной теплотою.
Дороже нет родного края,
Где отчий дом, семья, друзья.
Его я славлю, воспеваю,
Ведь это родина моя.
Звучит один куплет песни “Нарьян-Мар, мой, Нарьян-Мар”.
- Мы с вами живём в городе Нарьян-Маре.
- Столицей чего является город Нарьян-Мар? (НАО)
- Люди каких национальностей живут в нашем округе?
- Люди какой национальности являются коренными жителями нашего округа? (Ненцы).
Ненцы - очень мужественные люди. Они живут в тундре в необыкновенных домах - чумах. Вместе со стадом оленей ненцы кочуют по тундре. Очень, очень давно ненцы не умели ни читать, ни писать. Как же они передавали знания своим детям и внукам?
II. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем о древней письменности ненцев, поговорим о ненецких орнаментах. Узнаем о том, что рассказывает нам орнамент и сделаем своими руками закладку с ненецким орнаментом.
Много народов населяет нашу Россию и у каждого есть свои праздники, обычаи, своя национальная одежда, свои узоры, свой орнамент.
- Что же такое орнамент? (Ответы детей)
- Орнамент (слово на доске) - это узор для украшения одежды и быта. Женщины - ненки сами шьют на всю семью одежду из меха оленя, украшают её цветными лоскутками и узорами из меха.
- Где можно встретить ненецкие орнаменты?
III. Показ изделий из меха оленя с орнаментами.
- Куклы в мужской и женской ненецкой одежде.
- Бурки с ненецким орнаментом.
- Большеземельская и Канинская ненецкие шапки.
- Ненецкие игрушки.
- Ненецкие панно и украшения.
- Значки и книги с ненецким орнаментом.
- Флаг нашего округа.
Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев “говорящие”, но только их надо уметь “читать”.
Ученики класса (ненцы) читают стихи:
Нить вплела в узоры паниц.
Всё, чем славен мой народ.
Крылья песен, плавный танец,
Стад оленьих хоровод.
Зашифрованы в узорах,
Чтобы радовать людей
Синь озёр, а на озёрах,
Гордый контур лебедей.
Рыбы лов, охоты сценки,
Ритм труда, азарт игры...
С древних пор владеют ненки
Тайной мастерства иглы. (П. Явтысый)
- А сейчас давайте попробуем прочитать ненецкие орнаменты. На доске образцы ненецких орнаментов.
- Самые первые орнаменты вырезала древняя бабушка-ненка. В них она выражала свою мысль, которую хотела передать своим детям, внукам, правнукам. В своих узорах ненки рисуют тундру и чум, ведь с чума начинается жизнь ненцев, и он является самым главным в тундре. Показ фотографии чума (рисунок 1) и орнамента “ Подобие чума”.
А если есть чум, значит рядом должны быть люди. Людей в орнаменте древняя бабушка — ненка изобразила в виде узора “Головки”.
Возле чума всегда должны быть олени. Вот узор “Оленьи рога”.
Кто же охраняет оленей? Оленеводы, вся их жизнь связана с дорогой.
Вот узор “Тропы оленьи”.
В тундре, кроме людей живут птицы, звери, в озёрах - рыба, поэтому появились такие орнаменты, как “Уши зайца”, “ Медвежьи уши”, “След медведя”, “Красивые оленьи рога”, “Кости щуки”, “Вороны”.
Кроме этих, существует ещё много разных узоров - орнаментов. Мы с вами пока ещё маленькие, чтобы украшать одежду ненецким орнаментом, поэтому сегодня на память о нашем уроке, мы выполним закладку и украсим её ненецким орнаментом.
- Показ образцов закладки.
- Анализ выполненного образца.
- Повторение последовательности выполнения закладки.
- Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
IV. Самостоятельная работа учащихся. (Звучит музыка с аранжировками детских ненецких песен)
V. Итог.
Анализ детских работ.
Итоговое слово учителя:
Женщины тундры смогли создать и сохранить сказочный, образный язык - узорную письменность, донёсшую до нас из глубины веков обычаи, традиции, легенды ненецкого народа. Глядя на ненецкие узоры, мы видим, что ненцы издавна жили в тундре, разводили оленей. Тундра тогда и теперь полна зверьём, птицей. С помощью орнаментов ненцы украшали одежду, предметы быта. А нам с вами важно уметь читать эти орнаменты и создавать новые.
Наш урок я хочу закончить прекрасными стихами ненецкого поэта А.Пичкова.
Белым пламенем стынут снега
Где-то зябнут в сугробах селенья.
А в узорах я вижу рога
Красоту и отвагу оленью.
Вот они разбрелись на пимах,
На паницах я вижу узоры.
Будто стадо на вольном просторе,
Утопает в снегу, как во мхах.
И проворная тянет игла
Нитку прочную дальше и дальше.
В том узоре не чувствуешь фальши,
Где так вложено много тепла.