УМК: под редакцией Пономарёвой И.Н.
Тема: «Органы чувств. Анализаторы»
Тип учебного занятия: комбинированное учебное занятие по расширению и закреплению знаний в теме «Анализаторы» с элементами исследования.
Формы проведения: коллективная работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа.
Методы: эвристическая беседа, рассказ, работа с информационным источником, практическая работа по изучению собственных анализаторов, тестирование, решение биологических задач.
Дидактическое сопровождение: тесты, дидактические карточки-задания, электронный учебник «Анатомия 8 класс».
Список используемой литературы:
1. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и
его здоровье» в 8 классе, – В.: Государственное
образовательное учреждение «Воронежский
государственный педагогический университет»,
2002. – 147с.
2. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек: 8
класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф,
2005. – 195с.
Тема урока: Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов. «Определение выносливости вестибулярного аппарата» п/р. №23, «Проверка чувствительности тактильных рецепторов» п/р. №24, «Обнаружение холодовых точек» п/р. №25.
Оборудование: мультимедийный проектор; интерактивная доска; мультимедийная презентация (Приложение 1); ноутбук; электронный учебник «Анатомия. 8 класс»; таблицы с изображением уха, вестибулярного аппарата, кожи, органов обоняния и вкуса; модели черепа с откидной крышкой, уха и вестибулярного аппарата; Большой справочник школьника. Биология»; склянка с пахучей жидкостью; кусочки сухого хлеба; секундомер; циркуль-измеритель с двумя иглами, остро заточенный карандаш (у каждого ученика).
Задачи урока:
- разъяснить связь строения и функции изучаемых органов чувств;
- раскрыть взаимодействие анализаторов друг с другом и их взаимную дополняемость;
- показать изменения анализаторов, возникающие под влиянием условий жизни, и возможности их совершенствования.
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний
1. Актуализация знаний
– Мир познаваем. Докажите.
– Что обеспечивает процесс познания?
– Что такое анализатор? Из каких частей он
состоит?
– Назовите составные части зрительного
анализатора, слухового анализатора
2. Решение биологических задач(индивидуально по карточкам)
- На одном из заводов был такой случай. Один кузнец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улёгся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался на станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка оказалась плачевной – спящий кузнец мгновенно оглох. В чём причина наступления глухоты?
- Оказывается артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрывах рекомендуют открывать рот. Почему?
3. Тест(выполняют учащиеся 1 варианта по индивидуальным карточкам)
1. Наружное ухо состоит из:
а) наружного слухового прохода
б) ушной раковины
в) барабанной перепонки
г) слуховых косточек
2. Слуховые косточки расположены в:
А) наружном слуховом проходе
Б) среднем ухе
В) улитке
Г) слуховой трубе
3. Рецепторы слухового анализатора – это:
А) слуховые косточки
Б) палочки и колбочки
В) клетки костного лабиринта
Г) ушная раковина
4. Высший отдел слухового анализатора расположен в коре больших полушарий в доле:
А) височной
Б) лобной
В) затылочной
Г) теменной
(взаимопроверка 1– а, б, в; 2 – б; 3 – в; 4 – а)
4. Самостоятельная работа (выполняют учащиеся 2 варианта)
– Запишите в тетрадь правила, соблюдение которых позволит сохранить слух.
5. Оценка и обсуждение результатов самостоятельных работ учащихся.
II. Вводно-мотивационный этап
1. Формулирование проблемы урока, его темы и цели
1) Сегодня, идя к вам на урок, я остановилась на
минутку во дворе нашей школы и была поражена
окружающим. Как звонко поет синичка среди лип,
чуть шуршащих от нежного прикосновения ветерка,
радует глаз багрянец тюльпанов…
– Достаточно ли увиденного и услышанного, что бы
передать всю прелесть окружающего? Что вы
могли бы добавить к сказанному мной.
(Показываю ветку цветущей сакуры)
2) Определение проблемы урока
Какие мировосприятия доступны человеку? Как
они осуществляются? О каких новых способы
познания мира вы хотели бы узнать?
(Запись темы, формулирование цели урока)
2. Актуализация знаний (мозговая атака)
– Назовите места нахождения органов чувств у человека.
Глаз – орган зрения
Ухо – орган слуха
Нос – орган обоняния
Язык – орган вкуса
Кожа – орган осязания
Вестибулярный аппарат – орган равновесия
III. Операционно-познаватльный этап
1. Самостоятельная работа по изучению нового материала (работа в группах и обсуждение в классе вопросов после представления представителем группы итогов их самостоятельной работы)
1 группа
– Изучите особенности строения и функционирование вестибулярного аппарата, используя статью учебника стр. 206 и рисунки. Используя воздушный шарик с песком, объясните, как действует вестибулярный аппарат.
– Почему после катания на качелях у некоторых людей появляется тошнота, головокружение?
2 группа
– Изучите особенностистроения и
функционирование органа обоняния, используя
статью учебника стр. 209 и рисунки.
– Определите запах предложенных объектов.
– Подумайте, почему одни вещества пахну, другие
нет.
– Как воспринимается нами запах.
– Почему вредно вдыхать ядовитые вещества?
3 группа
– Изучите особенностистроения и
функционирование органа вкуса, используя статью
учебника стр. 209-210 и рисунки.
– Попробуйте кусочек сухого хлеба на вкус.
Проследите, как меняются ваши вкусовые ощущения?
– Как воспринимается нами вкус пищи.
– Почему кажется безвкусной холодная, горячая.
– Какая опасность подстерегает человека, если он лишится способности определять вкус?
4 группа
– Изучите особенностистроения и
функционирование органа осязания, используя
статью учебника стр. 208-209 и слайд электронного
учебника.
– Рассмотрев, места расположения различных
рецепторов кожи, объясните, к чему более
восприимчива кожа человека?
– Каждый обладает индивидуальным узором на
подушечках пальцев. Объясните причину
данного явления.
2. Объяснение учителя о мышечном чувстве
3. Закрепление и систематизация изученного(сопровождается заполнением схемы с использованием интерактивной доски),
– Какие органы чувств имеет человек? К какому анализатору они относятся? Какие функции выполняют?
Физкультминутка
4. Практическая работа (Выполняется по инструктивным карточкам учебника с оформлением результатов работы в тетради)
Тема: Определение выносливости
вестибулярного аппарата
Стр. 207
Тема: Проверка чувствительности тактильных
рецепторов
Стр. 208
IV. Рефлексивно-оценочный этап
1. Решение биологических задач
– Назовите профессии людей, где необходима
повышенная чувствительность того, или иного
органа чувств?
– Почему иногда говорят «вкусно пахнет»?
– Что такое токсикомания? Чем опасна данная
привычка?
– Почему боль – это защитное чувство?
– Что происходит с человеком, если у него какой –
то орган чувств функционирует плохо?
2. Вывод (продолжи высказывание)
Органы чувств нужны и важны, потому что…
3. Домашнее задание
В § 54 статью «Орган равновесия» и материал § 55. Выполнить задания и ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя» (с. 211, 212). Возможно сообщения о людях-исключениях в вопросе чувствительности.
4. Рефлексия
– Уходя, поставь любой знак в схеме на доске в зависимости от того, как ты чувствовал себя на уроке.