Урок математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели.

Образовательная.

Сформировать умения складывать и вычитать десятичные дроби.

Развивающая.

Развивать алгоритмическое мышление, память.

Развивать речь учащихся, интерес к предмету, навыки самоконтроля и взаимопомощи.

Воспитательная.

Воспитывать чувство товарищества, коллективизма и взаимовыручки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

Ребята, а вы любите мультфильмы? А хотели бы сейчас посмотреть какой-нибудь? Давайте посмотрим!

(Учащиеся смотрят мультфильм “Ну, погоди!, 13 выпуск фрагмент, когда заяц с волком едут по стадиону навстречу друг другу)

Понравилось?

А это был отрывок какого мультфильма?

Кто в нём главные герои?

Они умеют жить дружно?

Поднимите руку те у кого есть друзья!

А ведь я ребята не просто так показала вам мультфильм, к нему есть задача, которую нам с вами дружно, вместе нужно будет решить!

Кто прочтёт выразительно?

Задача:

Заяц до столкновения с волком проехал на велосипеде 0,628 км, а волк до столкновения с зайцем проехал 0,272 км. На сколько километров путь зайца больше пути волка? Какой путь преодолели заяц и волк во время погони?

Вопросы к задаче.

Как называются числа, которые используются в условии этой задачи?

Ребята, как вы думаете? Какие знаки действия нужно использовать для решения этой задачи?

А вы ребята умеете складывать и вычитать десятичные дроби?

Хотите научиться?

Кто из вас сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?

Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь “Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями”

2. Устная работа.

Нам не нужно ни ручек, ни мела.

Устный работа! Это нужное дело!

Устные упражнения (на слайде).

1) Прочитайте дроби: 6,23; 98,704; 7,024; 8,003; 56,9; 4,0004; 24,20095, 124,9; 0,08;

а) выберите дроби, в которых содержится 2 цифры после запятой;

б) выберите дроби, в которых содержится 4 цифры после запятой;

в) выберите дроби, в которых содержится 3 цифры после запятой;

г) выберите дроби, в которых содержится 1 цифры после запятой.

Какое число осталось?

2) Как уравнять количество знаков после запятой в предложенных парах десятичных дробей?

2,78 и 3,7878;

0,5 и 0,499;

9,004 и 9,04;

89 и 0,79

2,5 и 3,8

3. Объяснения новой темы.

У вас на столах лежат листы помощи и самоконтроля (см. приложение). Положите их перед собой, подпишите фамилию и имя.

А сейчас работаем по таблице (на слайде. Презентация)

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

(Первые 2 примера подробно разбираются учителем, а 3 пример учащиеся пытаются выполнить самостоятельно на листах самоконтроля).

4. Отработка нового материала (примеры из учебника учащиеся решают столбиком на доске и в тетрадях, при оформлении примеров ребята постоянно проговаривают правило, прописанное в таблице).

№ 1186 (б), № 1187 (е), № 1192 (б, е)

5,8+22,191=27,991

6,6-5,99=0,61

129+9,72=138,72

830-0.0097=829,9903

Физминутка!

Десятичными дробями овладели мы сейчас,
Сложим, вычтем без ошибок,
Что докажем сей же час!

(Эти слова предложены на слайде. Ребята хором, дружно повторяют эти слова за учителем, при этом выполняют физические упражнения. После прочтения предлагается один пример, его нужно решить и присесть количество раз, равное натуральному числу, полученному в ответе. С каждым примером, темп выполнения упражнений ускоряется)

2,9-0,9=2

0,4+0,6=1

4,67-3,67=1

Домашнее задание.

Параграф 32 № 1228(а, б, в), 1229 (г, д, и).

5. Закрепление.

Задание на доске.

Проверь правильность решённых примеров.

2,7+3,651=6,351;0,325+11,76=15,01; 0,17+1=0,18

0,632-0,124=0,508.

(Учащиеся ищут ошибки в примерах, записанных столбиком на доске и исправляют их, основываясь на изученное правило)

Ребята, а теперь давайте вспомним задачу, которую я предлагала вам решить в начале урока. (Прочитать, разобрать, оформить решение с краткой записью в тетрадь).

1) 0,628+0,272=0,9 (км)

2) 0,628-0,272=0,356 (км)

Задание “Реши пример и найди букву.

(Ребятам предлагается 45 различных примеров на сложение и вычитание десятичных дробей по 4 примера на парту, работать можно в парах, после решения примера нужно найти полученный ответ под зашифрованными буквами и выйти к доске записать букву в клетку с соответствующим номером ответа)

6. Итог урока.

Чему вы научились сегодня на уроке?

Поднимите руку те, кто очень хорошо разобрался в теме?

Поднимите руку те, кто ещё сомневается в своих знаниях по новой теме?

А есть такие ребята, которые совсем ничего не поняли в новой теме?

Ребята, если кто что-то не понял, то на следующих уроках вы обязательно разберётесь, потому что это только первый урок в новой теме.

А сейчас оцените свою работу на уроке на листах самоконтроля словами: “Отлично!”, “Хорошо!” или “Плохо!”

Давайте ещё раз прочитаем полученное предложение!

Таблица

“Вместе можно сделать то, что нельзя сделать в одиночку”.

Давайте споём куплет из песни “Друг в беде не бросит”!

А сейчас пожмите друг другу руку,
Поблагодарите за помощь в течении урока.

И я вам желаю жить дружно и никогда не сориться, как сорятся волк с зайцем в мультфильме “Ну, погоди!”

Урок закончен! До свидания!