Технологическая карта урока
Характеристика урока |
Содержание, формы организации работы |
Тема |
Устройство персонального компьютера и его основные характеристики |
Класс |
8 класс |
УМК |
Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В. |
Цели урока |
|
Образовательные |
- Познакомить учащихся со структурой персонального компьютера и его характеристиками; |
Развивающие |
- Продолжить развитие мировоззрения, памяти, восприятия, воображения, мышления |
Воспитательные |
- Продолжить воспитание интереса к информатике, любознательности, мотивов учения, положительного отношения к знаниям, информационной культуры |
Тип урока |
Изучение и первичное закрепление нового материала |
Методы |
Информационный |
Формы организации учебной деятельности |
Фронтальный опрос |
Оборудование |
Компьютер, проектор, экран, интерактивная доска |
Изучаемые вопросы |
Персональный компьютер – компьютер для личного пользования |
Домашнее |
§7,8 |
Приложение: SMART Notebook « Урок»
Ход занятия
1. Организационный момент
Сообщение темы и целей урока (Страница 1-2)
2. Актуализация знаний учебной деятельности учащихся
- Есть ли в природе прототип человека? (да, прототипом является сам человек)
- Перечислите составляющие информационной деятельности человека и соотнесите их с устройствами компьютера, выполняющих аналогичные функции? (хранение информации /память/ устройства памяти; обработка информации/мышление/процессор; прием информации/прием (органы чувств)/устройства ввода; передача информации/передача (речь, двигательная система)/устройства вывода)
- Используя схему, опишите процесс обмена информацией между устройствами компьютера? (Страница 3)
3. Объяснение нового материала
3.1. Что такое ПК? Основные устройства ПК
Современные ЭВМ бывают самыми разными: от больших, занимающих большие площади (суперкомпьютеры), до маленьких, помещающихся в кармане. Компьютеры используют в различных целях: для поиска информации в Интернете, в учебном процессе, в научно-исследовательской работе, на предприятиях, для создания мультимедиа продуктов и т. д. Самым массовым видом ЭВМ сегодня являются персональные компьютеры (ПК), предназначенные для личного пользования.
ПК - это малогабаритная ЭВМ, предназначенная для индивидуальной работы пользователя, оснащенная удобным для пользователя (дружественным) программным обеспечением. (Страница 4)
Базовая конфигурация ПК – минимальный комплект аппаратных средств, достаточный для начала работы компьютера. В комплект ПК входят: системный блок, монитор, клавиатура, мышь. (Страница 5,6)
Системный блок содержит все компоненты, необходимые для функционирования компьютера. Устройства для хранения и обработки информации находятся внутри системного блока. На задней панели системного блока находятся многочисленные разъемы, предназначенные для подключения электропитания и периферийных устройств. (страница 7)
Периферийные устройства — это устройства, с помощью которых информация или вводится в компьютер, или выводится из него. Они также называют внешними или устройствами ввода-вывода данных. (Страница 8)
Все устройства внешней памяти, а также устройства ввода / вывода взаимодействуют с ПК через специальные блоки, которые называют контроллерами (от англ. «controller»). Существует контроллер дисковода, монитора, принтера и т.д.
Упражнение.
Программа – тренажер «Устройство персонального компьютера»(набор цифровых образовательных ресурсов): расставьте подписи к устройствам персонального компьютера (задание выполняется на интерактивной доске SmartBoard).(Страница 9, приложение 1)
3.2 Магистральный принцип взаимодействия устройств ПК
Рассмотрим архитектуру компьютера. Архитектурой компьютера называют основных устройств и принципов работы компьютера (для объяснения можно использовать системный блок с открытой боковой панель).
Основные внутренние устройства компьютера (процессор и внутренняя память) размещаются на самой большой микросхеме – материнской плате. (Страница 10)Процессор представляет собой небольшую полупроводниковую пластину размером 5х5 см, на которой размещается до 10 млн функциональных элементов. Кристалл-пластинка помещается в пластмассовый или керамический корпус и соединяется золотыми проводками с металлическими штырьками. (Страница 11)
Внутренняя память компьютера состоит из двух частей: оперативного запоминающего устройства (ОЗУ) и постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) (Страница 12)
Принцип, по которому организована информационная связь между устройствами компьютера, называется магистральным принципом взаимодействия (по ходу объяснения выстраивается структура ПК). (Страница 13)
Процессор и внутренняя память через многопроводную линию (магистраль) и контроллеры, связывается с другими устройствами (устройствами ввода/вывода, долговременной памятью).
Организация магистрали такова:Шина данных (по ней передается обрабатываемая информация)
Шина адреса (по ней передается адрес требуемой ячейки памяти или устройства, к которым обращается процессор)
Шина управления (по ней передаются управляющие сигналы)
3.3 Основные характеристики ПК (Цифровые образовательные ресурсы «Основные характеристики персонального компьютера»)
В ходе объяснения учащиеся заполняют в тетрадях таблицу (Страница 14, приложение 2)
Название устройства |
Основное назначение |
Основные характеристики |
Возможные значения |
Микро |
Выполняет арифметические и логические операции; Координирует работу всех устройств компьютера |
Тактовая частота скорость передачи информации между устройствами компьютера |
75 МГц – 3 ГГц |
Разрядность процессора – максимальная длина двоичного кода, который может обрабатываться или передаваться процессором целиком |
8 – 64 бита |
||
Оперативная память |
Запись, считывание, хранение информации во время работы на компьютере |
Объем памяти |
сотни и тысячи Мб |
Внешняя память (магнитные и лазерные дисководы, флэш – память) |
Хранение, считывание, запись информации |
Объем памяти |
CD – 700 Мб |
Интересное сравнение:
Если бы процессор работал не со скоростью сотни миллионов байтов в секунду, а в привычном для человека ритме, то :
- Сигнал от клавиатуры он бы получал один раз в 10 лет;
- Обработка слова «КОМПЬЮТЕР» занимала бы почти 10 лет;
- Перемещение указателя мыши из одного угла экрана в другой заняло бы тысячелетие
4. Практическая работа на компьютере
Задание 1. Познакомится со свойствами вашего компьютера
Для этого:
- Вызвать контекстное меню для объекта Мой компьютер;
- Выбрать пункт Свойства;
- На вкладке Общие прочитать тип процессора, определить характеристики процессора и оперативной памяти, тип используемой операционной системы
- Закрыть окно
Задание 2. Определить размер жесткого диска, объем занятой и свободной дисковой памяти
Для этого:
- Открыть объект Мой компьютер (выполнить двойной щелчок ЛКМ)
- Открыть контекстное меню диска С;
- Выбрать пункт Свойства
- Изучить информацию в открывшемся окне;
- Закрыть окно Свойства (С) и Мой компьютер
5. Подведение итогов урока
6. Рефлексия (Страница 15)
1. Понравился ли вам сегодняшний урок? Какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке?
2. Какое чувство от урока вы испытываете (усталость, раздражительность, беспокойство, эмоциональный подъём, чувство удовлетворения)?
3. Выразите свое отношение к нашей работе и всему уроку в целом с помощью рисунка.
7. Домашнее задание (Страница 16): §7,8. Составить характеристику домашнего компьютера (в тетради)
Литература:
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса.
- Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)