Знать:
Уметь:
- Правильно писать имена числительные, определять их грамматические категории.
- Правильно склонять имена числительные в соответствии с их разрядами по значению.
- Производить синтаксический разбор предложений с именами числительными.
- Соблюдать орфоэпические, морфологические, синтаксические, орфографические, лексические нормы в рамках изучения темы.
Цели урока:
- Вспомнить и закрепить знания о правописании Ь в середине и на конце числительных.
- Развитие творческих возможностей через пословицы, поговорки, фразеологизмы.
- Воспитание интереса к знаниям, к богатству русского языка.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Устный опрос учащихся.
- Закрепление изученного материала.
- Задание на дом.
- Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент (сообщаются тема и цели урока, готовность класса к уроку).
2. Проверка домашнего задания (тесты).
1) Имя числительное – это часть речи, которая обозначает:
- Предмет.
- Количество предметов при счете.
- Признак предмета.
2) Имена числительные делятся на:
- Качественные и относительные.
- Собственные и нарицательные.
- Количественные и порядковые.
3) Имена числительные отвечают на вопрос:
- Кто? Что?
- Что делать?
- Сколько? Какой?
4) Составные числительные – это числительные, состоящие из:
- Одного слова с двумя корнями.
- Двух или более слов.
5) Мягкий знак пишется:
- На конце числительных.
- На конце числительных от 5 до 20 и 30.
- В И.п. и В.п. числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и то 500 до 900.
3. Устный опрос “Правописание Ь в числительных” (используется игровое упражнение “Снежный ком”).
Дополни ряд:
5, 6,7, 12,13, 18.19, 30
50, 60 600 900
4. Закрепление материала.
А. Записать и объяснить
- 9 (девять), 777 (семьсот семьдесят семь), 568, 18, 20, 60, 89, 16, 30, 615, 58,7
- Сделать фонетический разбор числительного семь.
B. Составить и записать полученные словосочетания.
- Числ.+прил.+сущ. в Р.п..мн.ч.
- 6 длинные чулки
- 700 сильнейшие? борцы
- 5 широкоплечие? солдаты
- 20 безразмерные носки
- 500 000 тысяча года
- 5 000 000 человек
- 10 ярко-оранжевые мандарины
- 8 (не)дорогие? помидоры
- 7 сверх ( )нтересные идеи
C. Распределить числительные 700, 80, 19, 40, 90, 200, 17, 11, 16, 900 по группам.
Ь в середине | Ь на конце | Ь нет |
D. Вспоминаем и записываем загадки, пословицы, поговорки, где используются числительные.
Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не соберет (звезды на небе).
(Сделать синтаксический разбор предложения)
Что за шустрый старичок?
Восемьдесят восемь ног по полу бегают, шаркают за работой жаркою (веник).
(Или синтаксический разбор этого предложения)
ОДИН
Один в поле не воин.
В одно ухо влетело, а в другое вылетело.
ДВА
Ум хорошо, а два лучше.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
ТРИ
Обещанного три года ждут.
ЧЕТЫРЕ
Конь о четырех ногах, да спотыкается.
ПЯТЬ
Знать как свои пять пальцев.
ШЕСТЬ
Шесть мышат в камыше шуршат.
СЕМЬ
Семь пятниц на неделе.
На седьмом небе.
За семью замками.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
Найти во фразеологическом словаре 10 фразеологизмов с разными числительными, объяснить их написание.
Приложение № 1 (находится у автора). Буклет “Целые числа. Говори правильно!”.