Когда ученик знакомится с астрономией он "поднимается" к более высокому уровню осмысления своей жизни и человеческой вообще, в планетарном масштабе. Значит, через астрономический материал как объект учебной деятельности, учитель может достигать высокой мотивации активной учебной деятельности учащихся.Кроме того, астрономический материал на уроках физики необходим учащимся как с познавательной и мировоззренческой, так и с духовной точки зрения. И это, несомненно, способствует многостороннему и полноценному развитию личности.
Поэтому сейчас предлагается опыт тесной интеграции физики и астрономии на уроках физики в 7-9х классах, то есть предлагается создание системы единого астрофизического образование в основной школе на базе курса физики. В этой системе учебный материал физики гармонично включает в себя астрономическую компоненту.
Известно, что в 5 классе в курсе "Природоведения" содержится интересный опережающий материал физики и астрономии, который закладывает базу из простейших физико-астрономических понятий.
Школа начинает давать ученику начальные физические знания в среднем школьном возрасте, когда у него, "стихийного" физика, еще с дошкольного возраста, уже складывается картина мира, часто неверная, а интерес к решению естественнонаучных проблем уступает место проблемам общения. Поэтому я считаю, что некоторые физические и астрономические знания следует сообщать детям ещё в младших классах.
Как указывает Немов "комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идёт в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ её условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями." [7 ]
Первое из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным её использованием при решении разнообразных задач. Как показали исследования психологов "развитие в этом направлении идёт успешно, если ребёнка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат. Необходимость рассуждения вслух и обоснования своих решений ведёт к развитию рефлексивности как важного качества ума, позволяющего человеку анализировать и осознавать свои суждения и поступки. Происходит развитие произвольного внимания, преобразование процессов памяти на произвольной и осмысленной основе. При этом произвольный и непроизвольный виды памяти взаимодействуют и содействуют развитию друг друга." [7 ]
Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждения на уровне логических абстракций.
Поэтому я предлагаю дидактический материал, сочетающий содержательные и операционные элементы деятельности учащихся. Он состоит из теоретической части, включающей элементы новых знаний, и раздаточного материала для учащихся, содержащего систему заданий, предназначенных для выполнения в классе и дома. Теоретический материал можно тоже размножить и раздать детям. В своей педагогической деятельности основной упор при раннем обучении физике я стараюсь делать на положительный эмоциональный эффект самостоятельного открытия новых сторон окружающего мира.
Дидактический материал можно использовать при объяснении нового материала, закреплении, индивидуальной работе . Использование заданий развивает интерес к предмету, повышает внимательность и активность детей на уроке. При применении заданий предполагается:
1.Соединение процессов актуализации знаний, их систематизации и обобщения, самопроверки и проверки.
2.Повышение результативной самостоятельности учащихся при изучении физических явлений, величин и законов. Запоминание улучшается также и в том случае, если учащийся умеет сочетать друг с другом наглядно-образные и словесно-понятийные операции. Но самое главное заключается в том, чтобы активно включать в запоминание не просто понимание, но и осмысление материала. "Чем больше в процессе запоминания задействованы интеллектуальные операции (знаковое кодирование, выяснение внутритекстовых логических связей, категориальное упорядочивание и когнитивные трансформации) тем лучше память",-- подчёркивает Немов [7]. Поэтому я считаю целесообразным предлагать детям задания типа: "Вставьте пропущенные слова", "Закончите предложения, схему", "Верны ли утверждения", "Составь кроссворд", "Выясните соответствие".
3. Работа с ними развивает умение анализировать, выделять существенное, критически оценивать условия, конкретизировать теоретические положения, предупреждает случаи неправомерных обобщений явлений.
4. Формирование общеучебных умений. С этой целью включены задания на проведение простейших наблюдений. Также для развития письменной речи необходимо побуждать школьника больше писать и, соответственно стимулировать занятия письмом. Психологи рекомендуют с этой целью детям предлагать краткое изложение услышанных или самостоятельно прочитанных рассказов, написание маленьких сочинений на заданную тему.
5. Формирование у учащихся приёмов по кодированию, декодированию и перекодированию учебной информации через включение различных видов символьно-графического отображения задачной ситуации. В развитии мышления и речи детям весьма помогают рассуждения вслух, обоснования своих решений, поэтому включены задания типа "Составь рассказ по рисункам", "Чем отличается:", "Предложите свои проекты:".
6.Обучение учащихся методам познания.
7. Повышение интереса учащихся к физике. Любое дело может принести полное удовлетворение, если оно опирается на потребности самого человека, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Поэтому на уроках предлагаются задания игровой направленности, кроссворды, ребусы, загадки. Сюжеты из вставок "Это интересно !" дополняют программный материал, расширяют кругозор учащихся, повышают их интерес к физике.
Поурочное планирование изучения материала темы "Астрономия"
Урок 1. Древняя наука - астрономия.
Основной материал. Задачи, которые решает астрономия. Древние астрономические инструменты и современные методы исследований. Модели устройства мира.
Демонстрации. Плакат "Практическое применение астрономии", рисунки моделей мира, телескоп, астролябия.
Урок 2. В мире звёзд.
Основной материал. Знакомство со звёздным небом, картой звёздного неба. Созвездия. Мифология названий созвездий и звёзд. Характеристики звёзд.
Демонстрации. Карта звёздного неба.
Урок 3. Солнечная система. Планеты.
Основной материал. Строение солнечной системы. Мифология названий планет. Краткие сведения о планетах.
Демонстрации. Плакаты "Солнечная система", "Планеты"
Урок 4. Солнце - звезда. Солнце - источник света и тепла.
Основной материал. Солнце. Первые представления о его размерах и температуре. Солнце и жизнь на Земле.
Демонстрации. Плакаты "Солнечная система", "Солнце"
Урок 5. Вращение и обращение планет.
Основной материал. Вращение планет вокруг своей оси, обращение планет вокруг Солнца. Причины смены дня и ночи, времён года.
Демонстрации. Теллурий.
Урок 6. Земля - планета.
Основной материал. Особенности Земли как планеты: атмосфера, гидросфера, биосфера. Представление о внутреннем строении Земли.
Демонстрации. Теллурий, глобус и карта Земли.
Урок 7. Луна - спутник Земли.
Основной материал. Физические условия на Луне. Фазы Луны
Демонстрации. Рисунки образования фаз Луны. Фотографии лунной поверхности.
Урок 8. Путешествие в космос.
Основной материал. Космические исследования.
Демонстрации. Фотографии космонавтов, космических аппаратов.
Урок 9. Контрольная работа.
Литература
- Атлас по астрономии.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2003
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Кроссворды обо всём.- Ярославль: Академия развития, Академия, К°, 1999
- Игры от и до: - Балашиха: ООО "Издательство Астрель", 2003
- Клушанцев П.В. О чём рассказал телескоп.- Л.: Детская литература, 1980
- Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах.- М.: Педагогика, 1986
- "Мир и человек" ( географический атлас)-М.:Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР, 1985
- Немов Р.С. Психология образования. - М.: Просвещение: Владос, 1994
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.-М.: Просвещение, 1988
- Человек в космосе.// Древо познания, 2003
- Черненко Г.Ф. Звёзды, планеты, телескопы.- Л.: Художник РСФСР, 1991