Обобщающий урок по чтению по теме "Обобщение по разделу "Писатели – детям"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщение и систематизация знаний из пройденного раздела.

Задачи:

  • установление уровня овладения знаниями:
  • названий произведений;
  • авторов произведений;
  • содержание произведений раздела "Писаели – детям".

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Программа: "Школа России".

Класс: 2.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация игры "Что? Где? Когда?" (приложение 1);
  • листы с индивидуальными заданиями;
  • сигнал для каждой группы;
  • юла;
  • жетоны;
  • конверты-письма от литературных героев.

Подготовка: собрать рисунки детей к разным произведениям данного раздела.

Ход урока

1. Организационный момент.

А проверь-ка-ты, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!

2. Подготовка к игре.

– Найдите в шифрограмме слова, которые относятся к теме нашего урока. (Прил.1, слайд 1)

аваркулшфхяриб
игимоиьтнавуксв
крыписателищюм
спуюзрбвжщскм
мтркндрузьятарки
игкшартмнволщыч
гдрыижздетямфр
ирнгепмакувююжд

– Почему вы так решили?

– С произведениями каких авторов мы познакомились, изучая этот раздел?

– Почему авторы учебника эти произведения поместили в один раздел?

– Какое настроение у вас было после прочения этих произведений?

– Сегодняшний урок у нас будет необычным. Мы проведём интеллектуальную игру "Что? Где? Когда?" Работать будем в группах.

3. Правила игры.

– У любой игры есть свои правила. Есть они и у нас.

  • Игра состоит из 6 раундов. У меня за игру есть возможность взять паузу.

Каждый раунд соответствует номеру указанному на конверте, на который указала стрелка.

На обдумывание и обсуждение команде даётся определённое время.

Правильность ответа оценивают команды – соперницы сигналом светафора.

Досрочный ответ показывает зелёный сигнал светофора.

За правильный ответ команда получает жетон. По их количеству определится победитель.

4. Проведение игры.

1 сектор. Письмо прислала пожилая женщина, которая когда-то была неряшливой, ленивой и поэтому от неё сбежала вся домашняя утварь. (Приложение1, слайд 5).

"Я познакомилась с интересными людьми. Прочитайте мои рассказы о них и назовите их имена". 

 Для 4 группы: Этот автор родился в Воронеже. Писать он начал рано. Напечатанным свои стихи он увидел, когда ему было 20 лет. В 25 лет молодой поэт уехал учиться в Англию. После возвращения напечатал в журналах свои первые переводы. Это были стихи английских поэтов. Одним из них стала английская народная песенка "Дом, который построил джек". Для детей у этого автора есть целая книга произведений "Сказки, песни, загадки". (портрет, приложение 1, слайд 9, Марщак С.Я.)

Для 5 группы: Он родился в Москве, школьные годы провёл в Пятигорске. Первые стихи он напечатал в 15 лет в ростовском журнале. Они были посвящены взрослым. Первое стихотворение для детей было напечатано в журнале "Пионер" в 1935 году. В этом же году напечатали другое его произведение. К нему были необходимы рисунки. Редактор неожиданно произнёс: "Зачем нам рисунки, когда можно сфотографировать вас. Вы – самый настоящий дядя Стёпа". (портрет, приложение 1, слайд 10, Михалков С.В.)

2 сектор. Письмо прислал гражданин. Угадайте, кто он!

В доме 8 дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью "каланча". (Приложение 1, слайд 12)

"Случилось несчастье. Книга упала. Слова из рассказов и стихов перемешались. Разделите их на группы по произведениям".

Для 1 группы:

котята, двор, лопата, кошечки, заинька, песок, лягушата, вода, свинки, ступеньки

Для 2 группы:

весна, багаж, птицы, страна Фантазий, доскакала, Держава Детства, Лидочка, прыгалки

Для 3 группы:

утро, сито, корыто, украли, коты, горевала, самовар, страшный зверь, тараканы, пчела, мама

Для 4 группы:

одеяло, стол, рады, берёзы, осины, серый волк, виноград, нога, радуга-дуга, страшно

Для 5 группы:

ранец, комод, коньки, картинки, кочерга, лень, картофель, грамота

(Приложение 1, слайды с 13 по 17)

3 сектор. Этот малыш носит яркую голубую шляпу, жёлтые канареечные штаны и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любит яркие краски. Нарядившись таким попугаем он по целым дням слонялся по городу, сочинял всякие небылицы и всем рассказывал. Хотя он ничего не знал.

"У меня есть мешок. В нём много разных предметов. Определите, в каких произведениях они встречались". (Приложение 1, слайд 19)

– апельсин ("Радость" Чуковский)
– картошка ("Живая шляпа" Носов)
– стакан ("Федорино горе" Чуковский)
– скакалка ("Верёвочка" Барто)
– ковш ("Путаница" Чуковский)
– самовар ("Федорино горе" Чуковский)
– шляпа ("Живая шляпа" Носов)
– коньки ("Кот и лодыри" Маршак)
– лопата ("На горке" Носов)
– пенал ("В школу" Барто)

(Приложение 1, слайды 20 – 29)

4 сектор.

Шла вчера я по Садовой
И была удивлена
Паренёк белоголовый
Закричал мне из окна:
– С добрым утром!
С добрым утром! Кто это? (Приложение 1, слайд 31)

"Читаю стихи, а на стихи не похоже, строчки не рифмуются. Составьте из строчек стихи известных авторов, прочитайте."

Для 1 группы:

Почему сегодня Петя
А теперь он новичок,
Поступает в первый класс.
У него на новой куртке
Просыпался десять раз?
Он теперь не просто мальчик
Потому что он сегодня
Отложной воротничок. (Приложение 1, слайд 32)

Для 2 группы: Весенние деньки!

Шумная, весёлая,
Как птицы заливаются
Зелёная листва.
Весна, весна на улице,
Весенняя Москва,
Трамвайные звонки...
Ещё не запылённая. (Приложение 1, слайд 33)

Для 3 группы:

Два часа его звала,
Я сегодня сбилась с ног –
И обедать не могла.
Два часа его ждала,
У меня пропал щенок.
За уроки не садилась (Приложение 1, слайд 34)

Для 4 группы:

Спрашивают лодыри у него:
Хмурый и ободранный кот идёт.
Замяукал жалобно серый кот:
И красив я лодыри, и умён,
Видят, видят лодыри: из ворот
– Ты чего нахмурился, отчего?
А письму и грамоте не учён.
– Мне коту усатому скоро год. (Приложение 1, слайд 35)

Для 5 группы:

То посыпался из облака
Вдруг запели соловьями.
И не град,
Сладким мёдом потекли.
То не дождь пошёл из облака
И вороны над полями
Виноград
И ручьи из-под земли. (Приложение 1, слайд 36)

5 сектор: Вдруг из маминой из спальни кривоногий и хромой

Выбегает… и качает головой. Умывальников начальник и мочалок командир!

"Посетил я выставку детских рисунков. И несколько из них мне было непонятно. Найдите и прочитайте, что на них нарисовано". (Детские рисунки, приложение 1, слайды 39 – 41)

6 сектор: Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться и корова, и волчица, и жучок, и паучок, и медведица! Всех излечит, исцелит! (приложение 1, слайд 43)

"Разгадайте анаграммы. Найдите лишнее слово, объясните, почему вы так думаете".

Для 1 группы: торкашка домок зиркона черогак ватьрок нотёкок

Для 2 группы: зкааск нитейкиза навид ватьрок натамок аног

Для 3 группы: топаал кпоес спеньтуик еатбря чераког арког

Для 4 группы: асомрав спльаеин киратле суадоп отокыр ецдюлб

Для 5 группы: чепал роопясат иньаказ коорклид кааббоч ятаток (Приложение 1, слайды 46 – 50)

5. Подведение итогов игры.

6. Итог урока.

– В этом квадрате есть повтояющиеся буквы. Зачеркни их парами. Из оставшиъхся букв сложи слово, и получишь свою отметку за урок. (Приложение 1, слайд 53)

Приложение 1