Цель: обобщение и систематизация знаний из пройденного раздела.
Задачи:
- установление уровня овладения знаниями:
- названий произведений;
- авторов произведений;
- содержание произведений раздела "Писаели – детям".
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Программа: "Школа России".
Класс: 2.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- презентация игры "Что? Где? Когда?" (приложение 1);
- листы с индивидуальными заданиями;
- сигнал для каждой группы;
- юла;
- жетоны;
- конверты-письма от литературных героев.
Подготовка: собрать рисунки детей к разным произведениям данного раздела.
Ход урока
1. Организационный момент.
А проверь-ка-ты, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!
2. Подготовка к игре.
– Найдите в шифрограмме слова, которые относятся к теме нашего урока. (Прил.1, слайд 1)
аваркулшфхяриб
игимоиьтнавуксв
крыписателищюм
спуюзрбвжщскм
мтркндрузьятарки
игкшартмнволщыч
гдрыижздетямфр
ирнгепмакувююжд
– Почему вы так решили?
– С произведениями каких авторов мы познакомились, изучая этот раздел?
– Почему авторы учебника эти произведения поместили в один раздел?
– Какое настроение у вас было после прочения этих произведений?
– Сегодняшний урок у нас будет необычным. Мы проведём интеллектуальную игру "Что? Где? Когда?" Работать будем в группах.
3. Правила игры.
– У любой игры есть свои правила. Есть они и у нас.
- Игра состоит из 6 раундов. У меня за игру есть возможность взять паузу.
Каждый раунд соответствует номеру указанному на конверте, на который указала стрелка.
На обдумывание и обсуждение команде даётся определённое время.
Правильность ответа оценивают команды – соперницы сигналом светафора.
Досрочный ответ показывает зелёный сигнал светофора.
За правильный ответ команда получает жетон. По их количеству определится победитель.
4. Проведение игры.
1 сектор. Письмо прислала пожилая женщина, которая когда-то была неряшливой, ленивой и поэтому от неё сбежала вся домашняя утварь. (Приложение1, слайд 5).
"Я познакомилась с интересными людьми. Прочитайте мои рассказы о них и назовите их имена".
Для 4 группы: Этот автор родился в Воронеже. Писать он начал рано. Напечатанным свои стихи он увидел, когда ему было 20 лет. В 25 лет молодой поэт уехал учиться в Англию. После возвращения напечатал в журналах свои первые переводы. Это были стихи английских поэтов. Одним из них стала английская народная песенка "Дом, который построил джек". Для детей у этого автора есть целая книга произведений "Сказки, песни, загадки". (портрет, приложение 1, слайд 9, Марщак С.Я.)
Для 5 группы: Он родился в Москве, школьные годы провёл в Пятигорске. Первые стихи он напечатал в 15 лет в ростовском журнале. Они были посвящены взрослым. Первое стихотворение для детей было напечатано в журнале "Пионер" в 1935 году. В этом же году напечатали другое его произведение. К нему были необходимы рисунки. Редактор неожиданно произнёс: "Зачем нам рисунки, когда можно сфотографировать вас. Вы – самый настоящий дядя Стёпа". (портрет, приложение 1, слайд 10, Михалков С.В.)
2 сектор. Письмо прислал гражданин. Угадайте, кто он!
В доме 8 дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью "каланча". (Приложение 1, слайд 12)
"Случилось несчастье. Книга упала. Слова из рассказов и стихов перемешались. Разделите их на группы по произведениям".
Для 1 группы:
котята, двор, лопата, кошечки, заинька, песок, лягушата, вода, свинки, ступеньки
Для 2 группы:
весна, багаж, птицы, страна Фантазий, доскакала, Держава Детства, Лидочка, прыгалки
Для 3 группы:
утро, сито, корыто, украли, коты, горевала, самовар, страшный зверь, тараканы, пчела, мама
Для 4 группы:
одеяло, стол, рады, берёзы, осины, серый волк, виноград, нога, радуга-дуга, страшно
Для 5 группы:
ранец, комод, коньки, картинки, кочерга, лень, картофель, грамота
(Приложение 1, слайды с 13 по 17)
3 сектор. Этот малыш носит яркую голубую шляпу, жёлтые канареечные штаны и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любит яркие краски. Нарядившись таким попугаем он по целым дням слонялся по городу, сочинял всякие небылицы и всем рассказывал. Хотя он ничего не знал.
"У меня есть мешок. В нём много разных предметов. Определите, в каких произведениях они встречались". (Приложение 1, слайд 19)
– апельсин ("Радость" Чуковский)
– картошка ("Живая шляпа" Носов)
– стакан ("Федорино горе" Чуковский)
– скакалка ("Верёвочка" Барто)
– ковш ("Путаница" Чуковский)
– самовар ("Федорино горе" Чуковский)
– шляпа ("Живая шляпа" Носов)
– коньки ("Кот и лодыри" Маршак)
– лопата ("На горке" Носов)
– пенал ("В школу" Барто)
(Приложение 1, слайды 20 – 29)
4 сектор.
Шла вчера я по Садовой
И была удивлена
Паренёк белоголовый
Закричал мне из окна:
– С добрым утром!
С добрым утром! Кто это? (Приложение 1, слайд 31)
"Читаю стихи, а на стихи не похоже, строчки не рифмуются. Составьте из строчек стихи известных авторов, прочитайте."
Для 1 группы:
Почему сегодня Петя
А теперь он новичок,
Поступает в первый класс.
У него на новой куртке
Просыпался десять раз?
Он теперь не просто мальчик
Потому что он сегодня
Отложной воротничок. (Приложение 1, слайд 32)
Для 2 группы: Весенние деньки!
Шумная, весёлая,
Как птицы заливаются
Зелёная листва.
Весна, весна на улице,
Весенняя Москва,
Трамвайные звонки...
Ещё не запылённая. (Приложение 1, слайд 33)
Для 3 группы:
Два часа его звала,
Я сегодня сбилась с ног –
И обедать не могла.
Два часа его ждала,
У меня пропал щенок.
За уроки не садилась (Приложение 1, слайд 34)
Для 4 группы:
Спрашивают лодыри у него:
Хмурый и ободранный кот идёт.
Замяукал жалобно серый кот:
И красив я лодыри, и умён,
Видят, видят лодыри: из ворот
– Ты чего нахмурился, отчего?
А письму и грамоте не учён.
– Мне коту усатому скоро год. (Приложение 1, слайд 35)
Для 5 группы:
То посыпался из облака
Вдруг запели соловьями.
И не град,
Сладким мёдом потекли.
То не дождь пошёл из облака
И вороны над полями
Виноград
И ручьи из-под земли. (Приложение 1, слайд 36)
5 сектор: Вдруг из маминой из спальни кривоногий и хромой
Выбегает… и качает головой. Умывальников начальник и мочалок командир!
"Посетил я выставку детских рисунков. И несколько из них мне было непонятно. Найдите и прочитайте, что на них нарисовано". (Детские рисунки, приложение 1, слайды 39 – 41)
6 сектор: Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться и корова, и волчица, и жучок, и паучок, и медведица! Всех излечит, исцелит! (приложение 1, слайд 43)
"Разгадайте анаграммы. Найдите лишнее слово, объясните, почему вы так думаете".
Для 1 группы: торкашка домок зиркона черогак ватьрок нотёкок
Для 2 группы: зкааск нитейкиза навид ватьрок натамок аног
Для 3 группы: топаал кпоес спеньтуик еатбря чераког арког
Для 4 группы: асомрав спльаеин киратле суадоп отокыр ецдюлб
Для 5 группы: чепал роопясат иньаказ коорклид кааббоч ятаток (Приложение 1, слайды 46 – 50)
5. Подведение итогов игры.
6. Итог урока.
– В этом квадрате есть повтояющиеся буквы. Зачеркни их парами. Из оставшиъхся букв сложи слово, и получишь свою отметку за урок. (Приложение 1, слайд 53)