Конспект урока по теме «И.А. Бунин "Гаснет вечер, даль синеет…"»

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Постижение идеи произведения

Задачи урока:

  • ознакомление с биографией и творчеством автора;
  • организация эмоционального читательского восприятия текста;
  • формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
  • формирование представлений о способах создания образа-переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
  • обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Обеспечение урока: учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, рабочая тетрадь «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, компьютер, мультимедийное оборудование; индивидуальные листы со схемой «Они писали стихи о природе»,

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка принадлежностей)

Отгадайте загадку.

Зимой бело,
Весной черно,
летом зелено,
осенью стрижено.

Молодцы, конечно же, это поле.

А поле – это представитель природы.

СЛАЙД 1 (Виды природы)

II. Подготовка к первичному чтению

Индивидуальная работа

– Заполните, пожалуйста, пустые прямоугольники в схеме «Они писали стихи о природе» фамилиями поэтов.

Коллективная работа.

Проверка ответов и защита своего выбора путём названия произведения того или иного названного автора.

СЛАЙД 2 (Схема)

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним автором, писавшим стихи о природе.

СЛАЙД 3 (Портрет)

Это Иван Алексеевич Бунин.

Он прожил 83 года. Родился в 1870-м году и происходил из старинного дворянского рода. Детство он провёл в дворянской усадьбе на хуторе Бутырки, неподалёку от города Ельца. Именно здесь пробудилась поэзия в душе Бунина, ведь летом вокруг небогатой, запущенной усадьбы расстилалось море зелени – хлеба, травы, цветы … Зимой хутор тонул в снегах. И всё было пропитано духом Пушкина, так как мать Бунина постоянно читала детям стихи великого поэта «певуче и медленно на старомодный лад».

Отец говорил маленькому Ивану, что жить надо поближе к природе, любить родные поля, солнце, небо.

Счастье – по Бунину – это полное слияние с природой. Тогда ты свободен.

Себя он относил к числу счастливых, так как вместе с крестьянскими ребятишками из ближайшей деревни он бывал в ночном (дети уже знают что это), разглядывая ночное небо, слушая звуки ночи, вдыхая аромат трав…

III. Первичное чтение

Чтение учителем стихотворения «Гаснет вечер, даль синеет…»

Гаснет вечер, даль синеет,
Солнышко садится,
Степь да степь кругом – и всюду
Нива колосится!
Пахнет медом, зацветает
Белая гречиха...
Звон к вечерне из деревни
Долетает тихо...
А вдали кукушка в роще
Медленно кукует...
Счастлив тот, кто на работе
В поле заночует!

Гаснет вечер, скрылось солнце,
Лишь закат краснеет...
Счастлив тот, кому зарею
Теплый ветер веет;
Для кого мерцают кротко,
Светятся с приветом
В темном небе темной ночью
Звезды тихим светом;
Кто устал на ниве за день
И уснет глубоко
Мирным сном под звездным небом
На степи широкой!
1892

IV. Проверка первичного восприятия

  • Какие картины вы представляли себе, когда слушали это стихотворение?
  • Какие краски, звуки и запахи почувствовали?
  • Какие чувства пробуждает у вас это произведение?

V. Постановка учебной задачи

  • Стихотворение не имеет названия. Как бы вы его назвали? Почему?
  • Подтвердите словами текста, что это «летний вечер» («… зацветает белая гречиха», «…Тёплый ветер веет…»)
  • Найдите слова и звуки, рисующие образ вечера. Эти слова взяты из жизни природы или человека?

VI. Анализ произведения

  • Почему поэт делит стихотворение на две строфы? (1 – наступление вечера; 2 – наступление ночи)
  • Прочитайте первые 4 строки и вслушайтесь в звучание этих строк.
  • Какой звук повторяется чаще всего? (звук с. Когда его произносишь, представляешь как колоски на поле («ниве») шевелятся под дуновением лёгкого ветерка)
  • Есть ли в этих строках метафоры? Назовите их.
    Гаснет вечер, даль синеет,
    Солнышко
    садится,
    Степь да степь кругом – и всюду
    Нива колосится!
  • Прочитайте следующие 6 строк. Что вы заметили? (После каждой фразы стоит знак многоточия. Автор, как бы, чувствует запах мёда и замирает, слышит звон колоколов перед вечерней службой в церкви и останавливается, прислушивается, а из рощи доносится кукование кукушки и, быть может, он считает сколько раз она прокукует.)
  • Как вы думаете, почему автор ставит рядом две фразы: «…Пахнет мёдом, зацветает белая гречиха…»? (Когда цветёт гречиха, пчёлы кружат над цветами. Значит, будет гречишный мёд.)
  • Какое чувство охватило автора, когда он писал эти строки? (Чувство счастья)
  • Каким средством Бунин передаёт это чувство в произведении? (Восклицанием)

СЛАЙД 4 (картина по тексту 1 строфы + звуки колокола + кукование кукушки)

Самостоятельная работа.

  • Откройте тетради, вставьте пропущенные слова, описывающие наступление летнего вечера. Укажите паузы. Расставьте логические ударения.
  • Как передать в чтении темп чтения, тембр голоса, громкость?
  • Чтение 1 строфы
  • Проанализируйте выразительность чтения. Удалось ли передать красоту вечера? Какую строчку вы бы прочитали не так?

VII. Физминутка

(Звучит релаксационная музыка)

Закройте глаза, представьте, что вы гуляете по степи, вдыхаете аромат трав, слышите колокола церкви …. Наступает вечер. Садится солнышко. Вы смотрите на небо, а там появилась первая звёздочка. Откройте глаза и посмотрите на неё (на экране). Она хочет с вами поиграть: попробуйте её поймать, глазками водя по экрану. Она вам ярко помигала приветствуя своих друзей.

VIII. Работа в парах.

  • Попробуйте найти средства выразительности во 2 строфе
  • (метафоры: Гаснет вечер, скрылось солнце, закат краснеет, ветер веет)
  • (эпитеты: Теплый ветер, мерцают кротко, в темном небе темной ночью, тихим светом, уснет глубоко Мирным сном под звездным небом На степи широкой!)
  • Расставьте паузы и логические ударения.

СЛАЙД 5 (степь, звёздное небо)

  • Что должны мы передать при чтении 2 строфы? (Покой вечера)
  • Одинаково ли будем читать обе строфы?
  • Обратите внимание: Какое средство выразительности объединяет строфы? (Повтор)
  • Для чего автор его использует? (Автор подчёркивает основную мысль произведения: «Счастливы те, кто, когда гаснет вечер в степи, сливаются с природой»)

IX. Обобщение

На красивейшее стихотворение И.А. Бунина композиторы А.Л. Панаев, В.И. Ребиков и Н.С. Потоловский сочинили мелодию. Получился великолепный романс «Вечер».

Послушайте. (Звучит запись романса)

  • Подтверждает ли И.А. Бунин этим произведением свои слова о том, что «счастье – это полное слияние с природой. Тогда ты свободен»?

X. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.