Цели урока:
- Образовательная: Познакомить учащихся с одним из важнейших классов неорганических соединений, изучить классификацию и номенклатуру кислот.
- Развивающая: Совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, делать выводы.
- Воспитательная: Продолжить формирование умения высказывать свои взгляды, суждения, развития химической речи; формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: комбинированный урок.
Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации содержащей видеоопыт), создание проблемной ситуации, практическая работа.
Предполагаемые результаты обучения:
- знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; правила ТБ при работе с кислотами.
- уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point;
- набор для практической работы учащихся: штатив с пробирками, индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин универсальная индикаторная бумага), растворы кислот HCl, H2SO4, таблетки аскорбиновой кислоты;
- рабочий лист, содержащий задания и описания опыта.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
I. Организационный момент. (1-2 мин.) | |||||||||||||
II. Актуализация знаний. (5 мин.) | |||||||||||||
Мы знакомимся с основными классами неорганических соединений. Вспомним, с какими классами веществ вы уже знакомы? (слайд 1) Загадка: Если в пере элементов Кислород вторым стоит, Ты же знаешь, эта пара Называется … (оксид). |
|||||||||||||
Вопросы: Что такое оксиды? Чем они отличаются от других классов веществ? Загадка: Если формулы начало Представляется с металла, ОН – красуется затем, Вещества знакомы всем. Не надо придумывать им название Ведь эти вещества… (основания). |
Дают определение оксидам. | ||||||||||||
Вопросы: Что такое основания? Как отличить основание от других классов? |
Дают определение основаниям. Объясняют что такое индикаторы. | ||||||||||||
Задание: Распределите формулы по классам в таблицу (слайд 2) |
Работают по заданию в рабочем листе; распределяют предложенные формулы в таблицу по классам: HCl, HNO3, H2SO4, Ca(OH)2, K2O, Na2O, Al2O3, Zn(OH)2, Al(OH)3. Таблица 1.
|
||||||||||||
Вопрос: Можно ли объединить оставшиеся формулы веществ в одну группу? (слайды 3-4) |
Проверка правильности выполнения (слайды 3-4) |
||||||||||||
III. Изучение нового материала. | |||||||||||||
Тема урока «Кислоты» | Записывают в рабочем листе. | ||||||||||||
Целеполагание (2 мин.): Как вы думаете, что мы должны знать про класс неорганических соединений «Кислоты»? По формулам в таблице 1 дайте определение классу кислоты. |
Предлагаются следующие разделы: Состав. Классификация. Свойства. Как работать? Дают определение (проверяют по слайду 6). |
||||||||||||
1) Состав (5 мин.): «Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка (определение на слайде). Знакомство с кислотами (слайды 7-9). |
Заполняют вместе с учителем таблицу 2. (колонка – название кислот, остальные данные будут заполнены на последующих уроках). | ||||||||||||
2) Классификация кислот (2-3 мин.) (работа со слайдом №10). Вопросы: Чем отличаются приведённые пары кислот? На какие группы можно разделить кислоты? (слайды №11,№12) |
Задание: Чем отличаются приведённые пары кислот? По примерам кислот называют признаки классификации. Ответ: а) По наличию кислорода: бескислородные и кислородсодержащие (заполнение схемы 1 в рабочем листе). б) По количеству кислорода: одноосновные, двухосновные, трёхосновные (заполнение схемы 2 в рабочем листе). |
||||||||||||
Вопрос: Какие кислоты вам знакомы из жизненного опыта? (слайды 13-14) |
Яблочная, лимонная, уксусная, молочная и др. в) По происхождению: органические и неорганические. |
||||||||||||
3) Свойства кислот. (3 мин.) а) Физические Задание: определить вкус аскорбиновой кислоты, рассмотреть агрегатное состояние вещества, внешний вид серной и соляной кислот и растворимость кислот в воде. - вкус - агрегатное состояние - растворимость в воде |
Опытное определение вкуса аскорбиновой кислоты (В химической лаборатории запрещено вещества пробовать на вкус). Просмотр видеоопыта: «Растворение серной кислоты» (слайд 15) . Выводы: большинство кислот кислые на вкус жидкости (исключение H2SiO3) хорошо растворимые в воде (исключение H2SiO3) |
||||||||||||
б) Правила ТБ при работе с едкими веществами. (2 мин.) | «Сначала вода затем кислота» (слайд 16) (слайд 17) | ||||||||||||
в) Химические свойства кислот (форма работы: парная). (5 мин.) Опыт. Исследование окраски индикаторов в кислотных средах. |
Выполнение опыта по описанию в рабочем листе. Исследование окраски индикаторов в кислотных средах и занесение результатов в таблицу 3. (проверка по слайду 19). | ||||||||||||
4) Применение кислот. (2 мин.) Назовите области применения кислот. |
Медицина: аскорбиновая, фолиевая, липоевая, ацетилсалициловая (слайд 20). Кулинария: уксусная, лимонная (слайд 21). |
||||||||||||
IV. Закрепление знаний. | |||||||||||||
Рассмотрены ли вопросы намеченные по теме «Кислоты» (Состав, классификация, свойства. Как работать?) (3 мин.) |
Повторение основных разделов темы: определение кислот; классификация; физические и химические свойства; правила ТБ. | ||||||||||||
Задание 2 на рабочем листе. (5 мин.) | Индивидуальное выполнение заданий и взаимопроверка. | ||||||||||||
IV. Итог урока, рефлексия. (1 мин.) | |||||||||||||
Закончите предложение «Урок был ...» |
Характеризуют урок, образуя разные формы от слова «кислый». |
||||||||||||
V. Домашнее задание (1 мин.) | |||||||||||||
§20 стр. 71 подготовиться к ДИКТАНТУ. |
(слайд 22) |
Литература:
- Бочарова С.В. Химия 8 класс. Поурочные разработки. Волгоград, 2003.
- Габриелян О.С. Настольная книга для учителя химии. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 1998.
- Габриелян О.С. Химия. 8класс. – М.: Дрофа, 2004.
- Денисова В.Г. Химия 8класс. Поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна. – Волгоград: Учитель, 2006. – 88 с.