Литературное чтение — КВН по теме "Набираемся житейской мудрости"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах;
  • способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;
  • способствовать развитию креативности мышления учащихся;
  • совершенствовать психологический климат на уроке с целью укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Оборудование: слайды, карточки с заданиями для работы в группе, учебник, хрестоматия, карандаши цветные.

Ход урока

1.Организационный момент. Объявление целей урока.

Учитель: Очень верно в своем стихотворении Петр Вяземский отозвался о творчестве Ивана Крылова, который имел прозвище “дедушка Крылов”, данное ему народом, что было лучшим свидетельством его популярности. В 2009 году 15 февраля исполнилось 240 лет со дня рождения И.А.Крылова, великого русского баснописца, Прошло много лет, а в каждом доме знакомы с его произведениями, могут прочитать наизусть его басни. Сегодня мы посвятим нашу встречу этому замечательному человеку. Также мы вспомним басни других баснописцев. ( См. Приложение № 1)

Учитель: Урок проведем в форме К.В.Н Сегодня соревнуются 3 команды. (Представляются команды и их капитаны).

1 команда “Любознательные”

2 команда “Чтецы”

3 команда “Квартет”

Задание: Представить жюри эмблему, девиз, обыграть название.

Конкурс “Разминка” (Каждая команда получает по 3 вопроса).

Когда и где родился Иван Крылов? (13 февраля 1769 года в Москве).

Какие языки знал писатель? (Французский и древнегреческий).

В какую настольную игру он любил играть в детстве? ( В шашки).

Кто научил читать и писать Ванюшу? (Отец, который очень любил книги)

Кто автор басен современниц? ( С. Михалков, Ф. Кривин).

Кто является родоначальником басен? (Эзоп).

Кто басни писал стихами? (Лафонтен).

Что такое пословица? ( Короткое произведение УНТ).

Как баснописцы высмеивали человеческие пороки? (Через образы животных).

Конкурс “Ты - мне, я - тебе”

(Команды задают поочередно друг другу вопросы).

Любознательные.

- Первые басни-современницы, каких сказок?

- Чем отличаются басни Эзопа от басен Крылова?

- Где в басне находится мораль, которая содержит вывод?

Чтецы.

- Когда появились первые басни?

- Что такое басня?

- Назовите басни Эзопа и И. Крылова, которые имеют один сюжет?

Квартет.

- Из скольких частей состоит басня?

- Сколько героев в басне И.Крылова “Квартет”?

- Как называются басенные истории, которые путешествуют во времени?

Конкурс “Телеграмма”

(Какой басне принадлежат слова?)

  1. Из кожи лезут вон, а возу нету ходу.
  2. Вертит очками так и сяк.
  3. Какие у нее ужимки и прыжки!
  4. Видит око, да зуб неймет.
  5. Спохвал вскружилась голова.
  6. А вы, друзья, как не садитесь…

Конкурс капитанов.

(По иллюстрации определить название басен Эзопа). ( См. Приложение № 2.)

Конкурс “Мозаика”

(Из карточек собрать названия басен)

Лев (быки), лисица (виноград), отец (сыновья), волк (журавль), рыбак (рыбешки), волк (ягненок), стрекоза (муравей), ястреб (соловей), лисица (ворона).

Конкурс “Найди свое место”

(К иллюстрациям из басен И.Крылова подобрать мораль басни). ( См Приложение № 3,)

1.Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

2. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье,
И уши ваших понежней,-
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.

3. Хоть видит око,
Да зуб неймет.

4. Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Конкурс “Найди пару”

Ворона Куры
Волк Огонь
Орел Ягненок
Роща Лисица
Обезьяна Моська
Слон Очки

Конкурс “Картинная галерея” (Приложение№4)

(Ребята представляют жюри рисунки, нарисованные к басням).

Конкурс “Домашнее задание”

(Инсценировка басни. “Квартет”, “Ворона и Лисица”, “Лебедь, Рак, Щука”

Конкурс “Чей предмет?” (Показать предметы из басен. Надо вспомнить названия произведений)

Очки (“Мартышка и Очки”).

Зеркало (“Зеркало и Обезьяна”).

Шкатулка (“Ларчик”).

Конкурс “Фотоглаз” (Приложение № 5)

(По иллюстрации определить название басен Лафонтена, выбрать вывод, который подходит к басням).

Вывод:

  1. Люди бывают очень неблагодарными;
  2. Сколько злому человеку добра не делай, благодарности не получишь;
  3. Волк – очень злое неблагодарное животное;
  4. Не надо просить благодарности, если ты помог кому-то;
  5. Не все то золото, что блестит;
  6. Наряд соколий, а походка воронья;
  7. Старый друг лучше новых двух;
  8. От ворон отстала, а к павам не пристала;

Слово жюри

Подведение итога.

Наша встреча позволила прикоснуться к жизни и творчеству удивительного человека, которого каждое новое поколение не перестает нежно называть “дедушка Крылов”, и с удовольствием читает его произведения.

Литература

  1. Степанов Н.Л. Крылов. – М.: Молодая гвардия, 1963. Сер. “Жизнь замечательных людей”.
  2. И.Крылов Басни. – М.:АСТ, 2000.
  3. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Н В. Чудакова. – М.: АСТ,2006.
  4. Учебник. Литературное чтение. 3 класс. Н.А.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2007.
  5. О.В.Борисенкова, О.В.Малаховская. Литературное чтение 3 класс. Методическое пособие. 3 класс.-М.: Академкнига/Учебник, 2007.

Презентация