Урок русского языка, 3-й класс, по ОС "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема урока. Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

Цели: дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; развивать способность к анализу, обобщению; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение; формировать навыки самоконтроля; формировать интерес к изучению русского языка; активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Оборудование: доска, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

ХОД УРОКА

I. Мотивационное начало урока

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать. Слайд № 1
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

II. Определение темы урока

1. Беседа.

  • Совсем недавно мы начали изучать большую тему. Как она называется? (Части речи в русском языке)
  • Какие части речи вам известны? (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог и союз)
  • Как вы думаете, о какой части речи мы сегодня будем говорить? (об имени существительном)

2. Гимнастика для пальцев Слайд № 2

3. Минутка красивого письма: Отгадайте, какую букву мы будем сегодня писать. Слайд № 3

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (О ОО Оо Оо ом ос)

(Ребята пишут буквы пока звучит музыка)

4. Словарная работа

– Чтобы узнать тему урока надо решить кроссворд.

Решение кроссворда. Слайды № 4 – 11

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)

Я в линейку, я и в клетку,
Жду хорошую отметку.
На уроках я молчу
Быть отличницей хочу. (Тетрадь)

По черной земле
Белый заяц пробежал. (Мел)

По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей –
Чиста страница.  (Доска)

Знают даже малыши:
Все уроки хороши:
Информатика и русский,
Математика, французский.
Только лучше всех, наверно,
В школе всё же… (Перемена)

Я люблю прямоту
и сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.  (Линейка)

Новый дом несу в руке,
Дверцы дома – на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель)

– Подберите слово-синоним к этому слову (ранец).

– Правописание каких слов нужно запомнить? Какие это слова?

– Подберите проверочные к словам доска, линейка.

– Какое новое слово получилось по вертикали? (предмет)

– Помогло ли это слово определить тему урока?

– Запишите слова, которые записали в кроссворд, подчеркните в них буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Слайд № 12

ФИЗМИНУТКА Слайд № 13

– Дайте определение имени существительному. Слайд № 14

5. Работа в парах

– Прочитайте слова. Назовите имена существительные. Слайд № 15

Собака, тетрадь, морозный, петух, лопата, карандаш, бежать, корова, пенал, заяц.

-Какие из слов лишние, почему?

– Проверим, сумеете ли вы распределить имена существительные в два столбика.

– На какой вопрос отвечают имена существительные 1 столбика?

– На какой вопрос отвечают имена существительные 2 столбика?

Проверка. Слайд № 16 Составьте с любыми из этих слов предложение и подчеркните главные члены.

– Какие предложения вы составили?

Проверка нескольких работ.

III. Сообщение темы урока

– Что вы узнали об одушевлённых именах существительных?

Слайд № 17

– Что вы узнали о неодушевлённых именах существительных?

Слайд № 18

– Назовите тему нашего урока. Слайд № 19

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ Слайд № 20-22

IV. Игра “Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт?”

– А вы любите играть? Слайд № 23

– Найдите лишние слова в каждой строчке.

Кошка, ковшик, черепаха,
Туфли, тапочки, собака,
Лук, кабанчик, кабачок,
Платье, белка, пиджачок.

– Объясните, почему вы так думаете. (Дети комментируют свой выбор лишних слов).

– Найдите слова со знакомыми орфограммами.

V. Упражнение № 219 Слайд № 24

VI. Домашнее задание. Упр. № 4 Слайд № 25

VII. Итог.

Расскажите, что узнали про имя существительное, используя опорные слова.

Слайд № 26

VIII. Рефлексия. Слайд № 27

– Продолжите любое предложение:

– Было интересно…

– У меня получилось…

– Было трудно…

– Теперь я знаю…

– Если вам понравился урок, нарисуйте на полях соответствующий смайлик.

Презентация