Тема урока: Использование “температуры” цвета в изобразительном искусстве.
Цели:
- Познакомить учащихся с основами цветоведения;
- Дать понятие “холодного” и “теплого” цветов;
- Учить находить сочетания и противопоставления “теплого” и “холодного” цветов;
- Смешивать краски для получения нужного оттенка, цвета;
- Развивать творческое воображение, умение выражать цветом свои мироощущения;
- Воспитывать художественный вкус.
Оборудование:
- таблицы “Цветовой круг”, “ Теплые и холодные цвета”;
- образец педагогического рисунка.
План урока
- Организационный момент (объявление темы и постановка цели урока).
- Беседа о “температурной характеристике” цветов, основах цветоведения.
- Постановка художественной задачи.
- Выполнение упражнения по задуманному цветовому сочетанию (“теплому” или “холодному”).
- Практическое выполнение задания.
- Выставка и анализ работ.
- Подведение итогов.
Ход урока
Учитель. Ребята! Наш сегодняшний урок будет посвящен теме: “Использование “температуры” цвета в изобразительном искусстве”. Мы познакомимся с основами цветоведения, понятием “температуры” цвета. Попытаемся применить полученные знания на практике.
Беседа. В цветоведении различают первичные, вторичные и производные цвета. Первичными называются цвета, которые не могут быть получены сочетанием других цветов. Три основных цвета – это красный, желтый, синий. В результате смешивания любых двух первичных цветов можно получить (вторичный) цвет. Для удобства использования цвета в художественной практике чистые спектральные цвета, а также главные производные цвета, полученные от смешивания цветов солнечного спектра, располагают по цветовому кругу в той же последовательности, что и в спектре. Такой свернутый по окружности спектр помогает выявлять взаимоотношения между цветами и их комбинациями.
Свет - это форма энергии, электромагнитное излучение, которое обладает как волновыми, так и корпускулярными свойствами.
Все цвета можно описать как “тёплые” и “холодные”. Условная “температурная” характеристика цветов возникла не случайно. Одни цвета эмоционально как “тёплые”, вызывая представления о солнце, огне, жарком лете. Другие цвета воспринимаются как “прохладные (холодные)”, вызывая в сознании ощущения холодной войны, зимы, льда.
Условная “температура” цвета на практике определяется понятиями: тёплый, горячий, жгучий, прохладный, холодный, ледяной, ни теплый, ни прохладный. Общего мнения о границах на цветовом круге для “ тёплых” и “прохладных” цветов не существует. Чаще всего к “тёплым” относят цвета правой стороны цветового круга, начиная с красного и до желто- зеленого. Тогда в группу “прохладных” попадают цвета от красно- фиолетового до зеленого. Теплые цвета имеют примесь желтого цвета, а прохладные цвета – голубого.
В каждом цвете с точки зрения его “ температуры” заложены как “ тёплые”, так и “прохладные” свойства. Например, лимонно–жёлтый - явно прохладный, а золотисто – жёлтый – “теплый”, хотя оба эти цвета являются чистыми формами жёлтого цвета. Теплота цвета зависит и от его окружения. Например, ярко красный цвет по отношению к оранжевому воспринимается холодным, а по отношению к синему – теплым.
С помощью “температуры” цвета можно создавать контрастные взаимоотношения. Например, самый “тёплый” объект или участок в “прохладной” композиции или же самый “прохладный” объект или участок в “тёплой” композиции обязательно привлекут к себе повышенное внимание зрителя. Для создания контраста можно удачно использовать “тёплые” и “прохладные” (холодные) цвета. Используя “температурную” характеристику цвета, нужно учитывать, что на неё влияют также светлота и насыщенность этого цвета.
А теперь, приступим к выполнению практического задания.
Работа с цветом – одно из самых интригующих действ изобразительного искусства. Точно также, как не существует двух идентичных отпечатков пальцев, нельзя найти людей, которые одинаково воспринимали бы или использовали в своём творчестве тот или иной цвет. Только в результате кропотливого труда вы сможете мастерски работать с красками. Успехов вам!
Задание. Выполните рисунок цветка ограниченной палитрой (акварель, гуашь). Изобразите ваш цветок в “теплой” или “холодной гамме”. Используйте таблицу “Теплые и холодные” цвета, вспоминайте о “температурных” свойствах цветов.
Подведение итогов и выставление оценок.
Ребята! Сегодня мы познакомились с основами цветоведения, научились понимать и применять на практике условную “ температуру” цвета. Я думаю, что в дальнейшем вы будете применять полученные знания. Спасибо за урок.
Выставление оценок. Домашнее задание.
Использованная литература:
- Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / авт. – сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 132.: ил.
- Декоративная композиция / К.Т. Даглдиян. – Ростов: Феникс, 2008. – 312 с.
- Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б. М. Неменского / авт. – сост. О. В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2008. 286 с.