Урок-практикум в форме деловой игры "Корректор" по теме "Имя существительное"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1) воспитание вежливости, культуры речевого поведения;
2) формирование у школьников орфографической и пунктуационной зоркости; совершенствование правописных навыков;
3) итоговое повторение по теме “Имя существительное”.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (индукция, то есть создание определенного настроя). Приложение 1

В жизни очень многим людям приходится доверять свои мысли бумаге. Школьнику, пишущему сочинение, ученому, описывающему какое – либо исследование, открытие. Благодаря умению писать, правильно излагать мысли, различные события, мы получаем информацию и сохраняем её для будущих поколений. И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут нарушить смысл. "До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность", – так пишет в книге "У слова стоя на часах" Олег Рисс – корректор по профессии.

II. Словарная работа: корректор, корректура, корректировать, коррекция.

1) определить по словарю значение слов;

2) составить словосочетания с ними (корректный человек, увидел корректора)

III. Беседа “ Какими качествами должен обладать корректор ?”

(орфографической и пунктуационной зоркостью, вниманием и аккуратностью).

Следовательно, основная цель урока… (продолжить предложение)

IV. Проверка орфографической и пунктуационной зоркости (самостоятельная работа):

1. Самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы: если корень раст-, то в корне перед –ст надо писать чередующуюся гласную а ….).Так ли это?

а) сгруппируйте слова по орфограммам, объясните их написание.

На окне стоит горшок, а в горшке растёт цветок, Посмотреть – не разберёшь: не растение, а ёж.

б) Пред вами жалоба не очень грамотной девочки. Найти ошибки, исправить их, определить, какие орфограммы не усвоила девочка.

Жалоба.

Дядя прашу тебя помаги Твоей плимяннице Оле,
А то не будет её наги В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу Даже не смок прочитать.
Попраси его дядя исправить двойку И паставить мне пять

в) Проверьте работу. Помогите Ошибкину Пете получить пятерку.

Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно в тетрадь:
– "вот если б получить мне “ пять” ".

2. Социоконструкция (работа учащихся в группах) и “социализация” (выступление ученика в группе)

1 группа. а) в слове дуб три звука: [д], [у], [бэ]. Так ли это?

а) в предложении (Доброта приносит людям радость и взамен не требует награды) две грамматические основы, значит это предложение сложное. Так ли это?

2 группа: а) доброта – сущ., собств., одушевл., 2 скл., ж. р., ед. ч., первого спряжения. Так ли это?

б) в предложении (От доброты приживаются цветы, рыбки, ёжики, птенцы.) грамматическая основа цветы приживаются, значит предложение простое, нераспространённое. Так ли это?

3 группа: а) объездщик, каменчик, сыночик, пальчика, не правда; неправда, а ложь, семяни. Откорректируй, объясни.

б) Словообразовательный анализ (разбор): разгрузить – груз – грузить.

3. Корректировка сочинения, афиширование, рефлексия по поводу групповой и коллективной деятельности.

Фрагмент сочинения

"Я участвовал в соревновании. Я шёл под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперёд. Вдруг Петров упал. Петров подвернул ногу. "Кто – нибудь придут ему на помощь ", – подумал я.

4. Подведение итогов урока (“разрыв”, то есть осознание тех знаний, которые были и которые получили в ходе работы)

Профессия корректора остается востребованной во все времена. Сегодня каждый побывал в роли корректора. С какими трудностями вы столкнулись? Что получалось легко? Почему так трудно было корректировать текст? Вы готовы уже сегодня решить для себя: я буду корректором! Почему? Мы достигли поставленной цели? К какой группе вы отнесли бы себя сами: лидер, активный, пассивный, наблюдатель? А как считает группа?

5. Домашнее задание: сочинение – повествование с элементами рассуждения (откорректировать и продолжить сочинение, придумать заголовок; тема и содержание должны соответствовать друг другу).