Цели игры:
- развитие мышления и сообразительности;
- воспитание любви к природе;
- расширение кругозора;
- проверка знаний, эрудиции.
Задачи:
развивающие:
– способствовать развитию аналитического
мышления (умение устанавливать
причинно-следственные связи, рассматривать
новые знания в контексте уже имеющихся);
– стимулировать самостоятельную поисковую
деятельность;
– повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
образовательные:
– актуализировать знания детей о природе, её составляющих и значении;
воспитательные:
– способствовать формированию
коммуникативных навыков;
– создавать условия для воспитания бережного
отношения к природе.
Оборудование – мультимедиа проектор, экран, компьютер.
Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом, на компьютерах в компьютерном классе для индивидуальной и групповой работы.
Ведущие – учитель и помощник-старшеклассник в костюме пирата. Они ведут программу, задают вопросы, следят за ответами.
Эпиграф:
Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.
Ведущий.
– Здравствуйте, уважаемые любители природы!
Я вижу, вы готовы найти моё сокровище! Для этого вам придется преодолеть 6 препятствий:
- Шпаргалка.
- Конкурс капитанов.
- Эрудиты.
- Живая аптека.
- Пословицы.
- Кроссворд.
Шпаргалка
На борту научно-исследовательского судна “Калипсо” найдена ценная реликвия – разорванная шпаргалка по биологии, которой пользовался для сдачи экзамена Жак-Ив Кусто. Ваша задача – восстановить ее текст.
- Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется биосферой.
- Яркая, бросающаяся в глаза окраска божьих коровок называется предостерегающей.
- Взаимовыгодное сосуществование растений семейства бобовых и азотфиксирующих бактерий называется симбиозом.
- Общее явление в живой природе, вызванное изменениями факторов неживой природы в течение года, называют сезонностью.
- Повышение количества углекислого газа в атмосферном воздухе вызывает явление, которое называют парниковым эффектом.
- Взаимоотношения животных, при которых одни из них живут за счет других, называется паразитизмом.
- Пищевые связи, устанавливаемые в биологических сообществах, иначе называют цепями питания.
- Среда, в которой обитают мухи, бабочки, многие птицы, звери и растения, называется наземно-воздушной.
- Животные, которые питаются представителями животного мира и имеют для их добычи приспособления, называются хищниками.
- Человеческая деятельность, влияющая на жизнь организмов, называется антропогенным фактором.
Живая аптека
Для того, чтобы преодолеть следующее препятствие, надо ответить, где применяются следующие растения и грибы.
А. Можно использовать в качестве ваты.
Б. Используют при расстройстве желудка.
В. Используют при болезни зоба.
Г. Лучшее лекарство для лосей в лесу.
Д. Используют при воспалениях и ожогах кожи.
Е. Богатейший источник витамина С.
Ж. С древности используют в борьбе против рака.
З. Применяют при радикулите.
- Чага
- Мухомор
- Черноплодная рябина
- Мох сфагнум
- Подорожник
- Сосна обыкновенная
- Черемуха
- Шиповник
Ответ: А – 4, Б – 7, В – 3, Г – 2, Д – 5, Е – 8, Ж – 1, З – 6.
Конкурс капитанов
Третье препятствие на пути к сокровищу. Я предлагаю капитанам утверждения. Определите, какие из них правильные, а какие – нет.
- Пчелы и муравьи ведут общественный образ жизни.
- В Англии полностью отказались от автомобилей и полностью перешли на велосипедный транспорт.
- Клещ может находиться без пищи до 7 лет.
- Рыба может выдержать понижение температуры до -40?с, промерзая до костей, но с повышением температуры оттаивает и оживает.
- Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о снижении использования органического топлива и о постепенном переходе на использование энергии ветра и солнца.
- Комнатная муха быстрее, чем человек, приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, потому что имеет многочисленное потомство.
- Создание крупных водохранилищ приводит к уменьшению парникового эффекта.
Верные ответы: 1, 3, 4, 6. Неверные ответы: 2, 5, 7.
Пословицы
Отдельные части фраз необходимо так подобрать, чтобы можно было прочесть десять народных примет о птицах.
- Кукушки стали куковать – …
- Низко ласточки летают – …
- Синица к избе – …
- Кулик не велик, а …
- Соловей запел – …
- Прилетел кулик из заморья – …
- Ласточка прилетела – …
- Гусь летит – …
- Грач на горе – …
- Всяк кулик …
- … весна на дворе.
- … зима на дворе.
- … дождь предвещают.
- … своё болото хвалит.
- … скоро гром загремит.
- … морозам больше не бывать.
- … всё-таки птица.
- … вывел весну из затворья.
- … зимушку на хвосте тянет.
- … вода пошла на убыль.
Ответ: 1 – 6, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 7, 5 – 5, 6 – 8, 7 – 10, 8 – 9, 9 – 1, 10 – 4.
Эрудиты
Для преодоления этого препятствия найдите правильные ответы на поставленные вопросы.
Однажды во время беседы о достижениях техники Бернард Шоу сказал: “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться…” Чему?
Вести себя как люди!
Лозунг в Японии: “Долой марибаши. Приносить в ресторан собственные нурибаши!”. Чей это лозунг?
Это лозунг защитников леса. Марибаши – одноразовые деревянные палочки для еды. Нурибаши – многоразовые.
Известно, что в атмосфере на высоте 15 км имеется озоновый слой, защищающий все живое от губительных ультрафиолетовых лучей. По мнению ученых, разрушают его фреоны и некоторые другие газы, а какой фактор является основной причиной его воспроизводства?
Ультрафиолет
В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: “Здесь находится самое опасное животное на Земле”. Угадайте содержимое павильона
Там установлено зеркало
Девять жителей французского города Шамони изготовили в центре ледника Мерде-Гляс на Монблане статую высотой 6 м и весом в 1 т. Из какого материала?
Из мусора, оставляемого “горевосходителями”.
Ранее в Красной Книге было четыре категории животных: исчезающие виды, редкие виды, сокращающиеся виды и виды, степень опасности, исчезновения которых еще не установлена. Потом появилась пятая категория, сведения о которой печатаются на зеленых страницах. Что это за категория?
Виды, опасность исчезновения которых миновала.
Один лесник решил вырубить в лесу все старые дуплистые деревья. Почему эта затея не пошла на пользу лесу?
Потому что в дуплах жили насекомоядные птицы и летучие мыши, которые вынуждены были покинуть лес.
Пустынные еж и лисица, в отличие от своих лесных собратьев, имеют большие уши. В пустыне врагов видно издалека и слух не так важен. Уж не зонтиком ли они им служат? Тогда для чего это им необходимо?
Для большей теплоотдачи. Уши снабжены густой сетью кровеносных сосудов.
Китайским ученым удалось впервые в мире пересадить ген от одной арктической рыбы к сахарной свекле. Разумеется, свекла в результате этой операции плавать не научилась, но одно ценное качество все же приобрела. Какое?
Морозостойкость
Привыкшие к молочным продуктам английские колонизаторы стали завозить на пастбища Австралии коров, что едва не привело к очередной экологической катастрофе. Коровий помет стал отравлять местную растительность, в результате чего погибло почти 1 млн. га плодородной почвы. Какое животное вынуждена была закупить Англия в странах Европы и Африки, чтобы исправить положение?
Жуков – навозников или скарабеев.
За последние 30 лет площадь Японии выросла на 300 квадратных километров за счет возникшего близ Токио острова Грез. Причем тектонические перемещения и вулканическая деятельность здесь ни при чем. Его создание помогло решить минимальными затратами и экологическую проблему. Какую?
Утилизации мусора. Этот остров целиком состоит из отходов Токио.
Вот и подходит к концу наше плавание, на горизонте появился остров Флинта. Да, сокровище в наших руках, но сначала надо разгадать, что же это за сокровище. Последнее препятствие – кроссворд.
Кроссворд (см. Приложение).
Заключение.
Да, действительно, самое ценное и главное сокровище на Земле – любовь: любовь к людям, любовь к растениям и животным, любовь к природе и жизни. Давайте поделимся этим сокровищем друг с другом!