Урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • закрепить методику сложения и вычитания десятичных дробей посредством примеров и задач;
  • подготовиться к контрольной работе;
  • развить логическое мышление, внимание и память учащихся;
  • вызвать интерес к математике;
  • воспитать уважение друг к другу и способность самовыражения в коллективе.

Ход урока

I Любое путешествие требует закалки и тренировки, поэтому разобъемся на три команды и проведем разминку, решив устные задачи.

1-я команда: увеличьте каждое из чисел 8,5; 4,25; 3,15; 7,125 на 0,1.

2-я команда: уменьшите каждое из чисел 9,7; 6,8; 5,91; 4,87 на 0,1.

3-я команда: назовите по порядку пять чисел, первое из которых равно 7,8, а каждое следующее на 0,2 больше предыдущего.

II Первый этап путешествия будет проходить на катере и, чтобы оно прошло успешно, капитаны должны найти скорость катера по течению реки и против течения.

Капитану 1-й команды.

Собственная скорость катера 15 км/ч, а скорость течения реки 3,5 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения реки. (Ответ: 18,5 км/ч; 11,5 км/ч).

Капитану 2-й команды.

Найти скорость катера по течению и против течения реки, если собственная скорость катера 12 км/ч, а скорость течения реки 3,7 км/ч. (Ответ: 15,7 км/ч; 8,3 км/ч).

Капитану 3-й команды.

Какова скорость катера по течению и против течения реки, если собственная скорость катера 18 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч? (Ответ: 19,8 км/ч; 16,2 км/ч).

Пока капитаны выясняют, с какой скоростью будет происходить движение, остальные ребята идут в кассу покупать билеты. На доске написаны примеры в три столбца. Каждая команда по цепочке решает примеры из своего столбца. Если участник команды затрудняется решить пример устно, он может сделать это письменно. Если пример решен неверно, то члены команды могут его исправить, тем самым они помогут своему товарищу приобрести билет.

7,5 + 3,2

28,4 + 5,1

0,35 + 0,25

0,8 - 0,2 + 0,3

2,1 + 1,36

0,712 - 0,312

4,6 + 2,8

5,3 + 8,7

3,2 +0,5 - 0,7

1,2 - 0,9

3,2 + 4,7

8,3 + 7,4

5,9 + 1,6

12 - 0,4

III Итак, все заняли свои места на катере, плывем по течению реки. Капитаны докладывают, с какой скоростью они двигаются. Все члены команд и пассажиры должны принять участие в движении катера, а для этого необходимо пополнить резервы горючего.

Каждый правильно решенный пример - это капелька горючего.

(18,3 + 7,85) - (4,75 + 11,3)

23,6 - (4,5 + 12,65) - 3,7

(19,8 - 3,75) - (4,7 + 0,38).

IV Катер 1 сел на мель. А для того, чтобы снять его с мели, 1-й команде нужно решить задание 1 и объяснить ход решения.

Задание 1. Сторона треугольника 11,5 см. Она на 0,6 см. меньше второй стороны и на 0,9 см. больше третьей. Каков периметр треугольника?

2-я и 3-я команды могут помочь своим товарищам и решить задания 2 и 3 соответственно.

Задание 2. От проволоки длиной 13,3 м. отрезали кусок длиной 6,9 м. Какая часть проволоки короче: отрезанная или оставшаяся? На сколько?

Задание 3. Когда отрезок длиной 4,4 см. продолжили на несколько сантиметров, а потом измерили, то его длина оказалась равной 9,3 см. Какая часть отрезка длиннее и насколько?

V Наше путешествие проходит по лесной реке, а, как известно, по лесным рекам обитают крупные грызуны - бобры, которые делают плотины поперек реки. На нашем пути встретилась такая плотина и преодолеть ее нам поможет следующая задача. Узнайте, каков бобер в длину (в дм.) при помощи необычного квадрата:

5,9 6,3 3,6
2,3 2,7 0
3,7 4,1 1,4
  • из первой строки выберете наименьшее число;
  • из второй строки выберете наибольшее число;
  • из третьей строки выберете не наименьшее и не наибольшее число;
  • найдите сумму чисел и вы получите ответ на вопрос.

(Ответ: 3,6+2,7+3,7=10 (дм)).

VI Наше путешествие подходит к концу и, чтобы пристать к берегу, каждая команда должна исправить ошибки в равенствах.

57 - 4 = 17

(5,7 - 4 = 1,7)

32 + 18 = 5

(3,2 +1,8 = 5)

63 - 27 = 603

(63 - 2,7 = 60,3)

42 + 17 = 212

(4,2 + 17 = 21,2)

3 + 108 = 408

(3 + 1,08 = 4)

736 - 336 = 4

(7,36 - 3,36 =4)

VII Подведение итогов.