При изучении математики важно развивать у школьников логическое мышление. Данная разработка урока предназначена для привлечения интереса и большего внимания учащихся к изучению математики.
Цель урока:
1. Вызвать интерес к изучению математики.
2. Способствовать развитию творчества,
логического мышления учащихся.
3. Развивать познавательную деятельность
учащихся.
План урока:
- Орг. момент.
- Решение логических задач (по типам).
- Подведение итогов урока.
Оборудование: компьютерная презентация “Веселая математика” (Приложение 1)
Ход урока
Предмет математики настолько серьёзен,
что надо не упускать случая,
сделать его занимательным.
Б.Паскаль
Учитель: Добрый день! Ребята, сегодня мы будем решать различные логические задачи по следующим темам:
- Веселая разминка.
- Упорядочение.
- Взаимно однозначное соответствие.
- Задачи о переправах.
- Задачи о переливаниях.
Внутри каждого раздела задачи расположены в порядке возрастания сложности. Для их решения необходимо вдумчиво проанализировать исходные данные, творчески отнестись к уже имеющимся знаниям и применить их в новых ситуациях.
Веселая разминка
1. На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии одного метра друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 метров. Сколько учеников в классе?
Ответ: 26 учеников.
2. На столе стояли 4 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
Ответ: 4 стакана
3. Чем кончается день и ночь?
Ответ: буквой “ь”.
4. В автобусе, находилось 20 человек. Из них 10 девочек. Сколько в автобусе находилось мальчиков?
Ответ: 9 мальчиков, водитель тоже человек.
5. Один кирпич весит 1 килограмм и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич?
Ответ: 2 кг.
6. Чем кончается лето и начинается осень?
Ответ: буквой “о”.
7. Петух стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах?
Ответ: 3 кг.
Упорядочение
1. Через 5 лет Маше будет столько же лет, сколько сейчас Коле. Кто младше?
Ответ: Маша.
2. Через 4 года Ване будет на 2 года меньше, чем Славе через 7 лет. Кто старше?
Ответ: Ваня.
3. У меня три карандаша: желтый, коричневый и черный. Попробуйте назвать самый короткий и самый длинный из карандашей, если известно, что:
черный карандаш короче желтого, а желтый короче коричневого.
Ответ: черный – самый короткий, коричневый – самый длинный.
4. На прием к доктору Айболиту пришли филин, щука и цапля. Доктор записал в карточку возраст каждого. Оказалось, что цапля моложе филина, а щука такого же возраста, как филин. Кто старше: цапля или щука?
Ответ: щука.
Взаимно однозначное соответствие
При решении логических задач на взаимно однозначное соответствие удобно записывать данные в таблицу, где на пересечении строки и столбца ставим знак “+” или знак “-”.
1. Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки варили его из смородины, две девочки – из крыжовника. Таня и Ира варили варенье из разных ягод. Ира и Оля тоже варили его из разных ягод. Ира варила варенье из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка?
Решение:
Имена девочек: Оля, Таня, Юля и Ира. Варенье из смородины, из крыжовника. Составим таблицу:
из смородины |
из крыжовника |
|
Оля |
||
Таня |
||
Юля |
||
Ира |
Ира варила варенье из крыжовника.
из смородины |
из крыжовника |
|
Оля |
||
Таня |
||
Юля |
||
Ира |
+ |
Таня и Ира варили варенье из разных ягод
из смородины |
из крыжовника |
|
Оля |
||
Таня |
+ |
- |
Юля |
||
Ира |
+ |
Ира и Оля тоже варили его из разных ягод.
из смородины |
из крыжовника |
|
Оля |
+ |
- |
Таня |
+ |
- |
Юля |
||
Ира |
+ |
Две девочки варили его из смородины, две девочки – из крыжовника.
из смородины |
из крыжовника |
|
Оля |
+ |
- |
Таня |
+ |
- |
Юля |
- |
+ |
Ира |
- |
+ |
Ответ: Оля и Таня варили варенье из смородины, Юля и Ира – из крыжовника.
2. Четыре приятеля – Женя, Костя, Дима и Вадим – делали украшения к празднику. Кто-то делал гирлянды из золотой бумаги, кто-то – красные шары, кто-то гирлянды из серебряной бумаги, а кто-то – хлопушки из золотой бумаги. Костя и Дима работали с бумагой одного цвета, Женя и Костя делали одинаковые игрушки. Кто какие украшения делал?
Ответ:
гирлянды из золотой бумаги |
гирлянды из серебряной бумаги |
хлопушки из золотой бумаги |
красные шары |
|
Женя |
- |
+ |
- |
- |
Костя |
+ |
- |
- |
- |
Дима |
- |
- |
+ |
- |
Вадим |
- |
- |
- |
+ |
3. Четыре подружки – Маша, Даша, Катя и Оля учатся в одной школе, но в разных классах: 2А, 2Б и 1А. Известно, что Маша и Катя учатся в классах с одинаковыми индексами (буквы совпадают). Катя и Оля – одноклассницы. Маша и Даша – ученицы второго класса. Определите, в каком классе учится каждая из девочек.
Ответ: Маша – 2А, Даша 2Б, Катя – 1А и Оля – 1А.
4. Четыре приятеля – Миша, Коля, Саша и Дима – проживают по следующим адресам: Лесная ул., 37; Цветочная ул., 25; Лесная ул., 25. Узнайте, в каком доме и на какой улице живет каждый из мальчиков, если известно, что Миша и Коля живут на одной улице, Саша и Коля живут в домах с одинаковыми номерами, а Миша и Дима – родные братья.
Ответ: Миша и Дима – Лесная ул., 37, Коля – Лесная ул., 25, Саша – Цветочная ул., 25
5. На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, оладьи со сметаной и пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня – сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги.
Ответ: Аня выбрала пироги с вареньем, Лена – блины с вареньем, Ваня – пироги с капустой, Света – оладьи со сметаной.
Задачи о переправах
.1.Волк, коза и капуста. На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, а рядом с ним находятся волк, коза и капуста. Крестьянин должен переправиться сам и перевезти волка, козу и капусту на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только волк, либо только коза, либо только капуста. Оставлять же волка с козой или козу с капустой без присмотра нельзя – волк может съесть козу, а коза – капусту. Как должен вести себя крестьянин?
Ответ: Крестьянин может следовать одному из двух алгоритмов:
Алгоритм 1 |
Алгоритм 2 |
||
1 |
крестьянин и коза –> |
1 |
крестьянин и коза –> |
2 |
крестьянин <– |
2 |
крестьянин <– |
3 |
крестьянин и волк –> |
3 |
крестьянин и капуста –> |
4 |
крестьянин и коза <– |
4 |
крестьянин и коза <– |
5 |
крестьянин и капуста –> |
5 |
крестьянин и волк –> |
6 |
крестьянин <– |
6 |
крестьянин <– |
7 |
крестьянин и коза –> |
7 |
крестьянин и коза –> |
2. Два солдата подошли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата, либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает?
Ответ: Пусть М1 и М2 – мальчики, С1 и С2 – солдаты. Алгоритм переправы может быть таким:
1. М1 и М2 –>
2. М1 <–
3. С1 –>
4. М2 <–
5. М1 и М2 –>
6. М1 <–
7. С2 –>
8. М2 <–
Задачи о переливаниях
1. Как, имея два ведра емкостью 3 и 5 литров, набрать из водопроводного крана 7 литров воды?
Ответ:
Операция |
Ведро |
|
3 л |
5 л |
|
1-й шаг |
0 |
5 |
2-й шаг |
3 |
5 – 3 = 2 |
3-й шаг |
0 |
2 |
4-й шаг |
2 |
0 |
5-й шаг |
2 |
5 |
Всего в двух ведрах 7 литров воды.
2. Злая мачеха отправила падчерицу к роднику за водой и сказала: “В наши ведра входит 5 и 9 литров воды. Возьми их и принеси ровно 3 литра воды”. Как должна действовать падчерица, чтобы выполнить это поручение?
Ответ:
Операция |
Ведро |
|
9 л |
5 л |
|
1-й шаг |
9 |
0 |
2-й шаг |
9 – 5 = 4 |
5 |
3-й шаг |
4 |
5 – 5 = 0 |
4-й шаг |
0 |
4 |
5-й шаг |
9 |
4 |
6-й шаг |
9 – 1 = 8 |
4 + 1 = 5 |
7-й шаг |
8 |
5 – 5 = 0 |
8-й шаг |
8 – 5 = 3 |
5 |
Литература
Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. М.:Бином. Лаборатория знаний, 2005.
Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем. головоломки и задачи для любознательных)– М.: Просвещение, 1986.