Пояснительная записка
Программа элективного курса предпрофильной подготовки “Учимся учиться” предназначена для учащихся 9-го класса средней общеобразовательной школы, реализующей программу профильного обучения учащихся старшего звена. Данный курс направлен на развитие общеучебных навыков и умений и стратегий самостоятельного регулирования учебной деятельности, являющихся ключевыми образовательными компетенциями, соответствующими государственной концепции непрерывного образования. Данный вид компетенций востребован профильной школой и является базовым в процессе построения учащимися своей индивидуальной образовательной траектории. Данный курс является поддерживающим изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов, а также обеспечивает условия для внутрипрофильной специализации обучения и ориентации на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности.
Основная цель курса: формирование у учащихся общеучебной компетенции через развитие метакогнитивных и учебно-информационных умений на основе междисциплинарной работы с различными источниками информации.
Основные задачи курса:
– систематизировать и углубить знания
учащихся о способах и методах работы с
информацией,
– снятие психологических барьеров, связанных с
процессом обучения в целом и его отдельными
компонентами;
– стимулировать самостоятельную организацию
познавательных процессов;
– формирование мотивации к непрерывному
образованию.
Для достижения поставленных целей и задач используются новейшие психологические и методические разработки, учитывающие не только индивидуально-возрастные особенности учащихся, развития и саморазвития личности, но и соответствующие требованиями профилизации обучения. Основные методические аспекты данного элективного курса – это личностно-деятельностный подход, обучение через опыт и сотрудничество, учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, мини-проекты и т.д.
Данный курс рассчитан на 17 учебных часов. Формой текущего контроля являются практические работы, мини-проекты, форма итогового контроля – зачет в виде деловой игры. В конце каждого занятия предусмотрены вопросы и тесты на контроль качества усвоения и творческие работы, отражающие прикладной аспект данного курса.
Элективный курс предпрофильной подготовки “Учимся учиться” является систематизирующим по отношению к общеобразовательным предметам, и подготовительным для базовых профильных предметов. При изучении данного курса создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, и их дальнейшего профессионального самоопределения. Данный курс может быть введен в учебный план любого образовательного учреждения независимо от профильной направленности.
Тематическое планирование и содержание курса
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
Что означает учиться? | Введение в курс. Психологические основы процесса получения знаний. Развитие учебной компетенции. | 1 |
Как же мне начать учиться? | Технология эффективной организации самостоятельной работы: мотивация, целеполагание, эффективное распределения рабочего времени, организация рабочего пространства. | 1 |
Чему бы мне научиться? | Стратегия формирования новых знаний и способностей. Самоконтроль как фиксация результатов учебной деятельности. | 1 |
Как я все это выучу? | Восприятие информации. Виды источников информации. Способы работы с информацией. | 3 |
Я же умею читать! | Виды чтения. Способы работы с печатной информацией. | 2 |
И писать я тоже умею! | Основы аннотирования и реферирования. Правила написания конспекта. Общепринятые способы сокращения слов. | 3 |
Слушать и слышать. | Особенности аудиовосприятия. Правила слушателя. | 1 |
Не запомню – так вызубрю! | Стратегии запоминания, хранения и воспроизведения информации. | 1 |
Все что знаю – расскажу! | Подготовка к устному ответу. Диалог. Монолог. Правила докладчика. | 2 |
Экзамен на “отлично”. | Экзаменационные стратегии. | 1 |
Зачет | Деловая игра. | 1 |
Итого: | 17 часов |
Ожидаемый результат изучения курса
Учащиеся будут знать:
– основные виды информации;
– основные способы обработки различных видов
информации;
– виды чтения с ориентацией на конечный
результат;
– правила фиксирования основного содержания;
– особенности аудиовизуального восприятия,
хранения и воспроизведения информации;
– закономерности устного ответа;
– психологические особенности контролирующих
процедур.
Учащиеся будут уметь:
– эффективно организовывать самостоятельную
работу;
– оценить результаты собственной деятельности;
– выбрать подходящий вид чтения в зависимости от
основной цели;
– написать аннотацию, реферат или конспект по
выбранному материалу;
– слушать, понимать, запоминать и воспроизводить
усвоенные знания;
– грамотно построить устный ответ, сообщение;
– снять собственные психологические барьеры при
разных формах контроля уровня достижений.
После изучения данного курса учащиеся будут иметь необходимые знания и навыки для самостоятельного освоения интересующей их области знаний, смогут рационально использовать собственные временные и психологические ресурсы для достижения поставленных целей и задач. Практические навыки работы с различными источниками информации и стратегии презентации собственных достижений станут прочной основой для дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности.