Урок технологии по теме "Разработка эскиза фартука". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цели урока:

  1. Формирование знаний об истории фартука, о видах фартуков.
  2. Сформировать навыки по измерению фигуры человека (снятие мерок);
  3. Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;
  4. Привитие интереса к предмету через новизну событий и связь с жизнью, развитие самостоятельности и умение работать в группе.
  5. Воспитывать аккуратность и внимательность в работе эстетического вкуса, уверенности в себе, внимательности.

Задача урока: Научиться разрабатывать эскиз фартука, подобрать ткань, отделочные материалы и обосновать свой выбор при защите изделия.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (практическая) работа.

Тип урока: Урок усвоения нового материала. Комбинированный.

Оборудование: Учебники, бумага А:4, карандаши, маркеры, стенды с ТБ., раздаточный материал (таблица с мерками, карточки-задания, образцы тканей

Формы работы: фронтальная, групповая по 2 человека.

Межпредметные связи: история (краеведение), математика.

Наглядные пособия: готовые образцы фартуков; манекен;

На классной доске выписаны новые слова:

  • конструирование – это построение чертежа выкройки изделия;
  • манекен – фигура в форме человеческого туловища для примерки и показа изделий;
  • мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем его измерения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

Какие разделы мы изучили с начала учебного года?

Материаловедение, ручные работы, влажно-тепловые работы, машиноведение.

На основе знаний умений и навыков, полученных при изучении этих тем можно приступить к изучению раздела технология изготовления рабочей одежды.

Объявления темы урока: Разработка эскиза фартука. Снятие мерок для построения чертежа фартука.

Обозначаю цели и задачи урока.

II. Сообщение познавательных сведений. Теоретическая часть.

1 Практическая часть. (Работа по группам.)

  • Сообщение истории развития фартука учащимися.
  • Виды фартуков, способы отделки, подходящие ткани.
  • Задача: Разработать эскиз фартука, зарисовать его, подобрать образец ткани и отделку к задуманному изделию, обосновать свой выбор.

Задания для групп <Приложение 1>. Вслух не озвучивать до защиты. (Бумага А:4, карандаши, маркеры.)

1 группа – разработать фартук для мамы;
2 группа – фартук для младшей сестры;
3 группа – фартук для школьной столовой;
4 группа – фартук для мальчиков.

2. Практическая часть. (Работают все вместе, обсуждают фасон, ткань, отделочные материалы.)

<Приложение 2>.Учитель предлагает различные варианты фартуков.

Но для построения фартука необходимо знать индивидуальные мерки.

III. Снятие мерок.

Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.

Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Используя манекен, объясняю учащимся, что для правильного снятия мерок нужно знать расположение основных точек и линий на фигуре человека.

При снятии мерок нужно помнить следующие правила:

  1. Мерки снимают по правой стороне фигуры.
  2. Талию предварительно опоясывают шнурком.
  3. При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
  4. Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом должна быть легкая одежда.
  5. Мерки длин записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

Текущий инструктаж.

Показываю на ученице приемы снятия мерок, сначала снимаем мерки обхватов (полуобхватов), затем мерки длины. Записываются мерки в той последовательности, в которой они снимались.

3. Практическая часть.

Учащиеся выполняют работу, работая в группах по 2 человека, учитель контролирует, помогает при необходимости. Полученные результаты записывают в таблицу. <Приложение 3>.

<Приложение 4>. “инструкционная карта”

<Приложение 5>. “карточка задание”

IV. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? Чему научились на уроке?

Уборка кабинета дежурными.