Цели урока:
- Формирование знаний об истории фартука, о видах фартуков.
- Сформировать навыки по измерению фигуры человека (снятие мерок);
- Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;
- Привитие интереса к предмету через новизну событий и связь с жизнью, развитие самостоятельности и умение работать в группе.
- Воспитывать аккуратность и внимательность в работе эстетического вкуса, уверенности в себе, внимательности.
Задача урока: Научиться разрабатывать эскиз фартука, подобрать ткань, отделочные материалы и обосновать свой выбор при защите изделия.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (практическая) работа.
Тип урока: Урок усвоения нового материала. Комбинированный.
Оборудование: Учебники, бумага А:4, карандаши, маркеры, стенды с ТБ., раздаточный материал (таблица с мерками, карточки-задания, образцы тканей
Формы работы: фронтальная, групповая по 2 человека.
Межпредметные связи: история (краеведение), математика.
Наглядные пособия: готовые образцы фартуков; манекен;
На классной доске выписаны новые слова:
- конструирование – это построение чертежа выкройки изделия;
- манекен – фигура в форме человеческого туловища для примерки и показа изделий;
- мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем его измерения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.
Какие разделы мы изучили с начала учебного года?
Материаловедение, ручные работы, влажно-тепловые работы, машиноведение.
На основе знаний умений и навыков, полученных при изучении этих тем можно приступить к изучению раздела технология изготовления рабочей одежды.
Объявления темы урока: Разработка эскиза фартука. Снятие мерок для построения чертежа фартука.
Обозначаю цели и задачи урока.
II. Сообщение познавательных сведений. Теоретическая часть.
1 Практическая часть. (Работа по группам.)
- Сообщение истории развития фартука учащимися.
- Виды фартуков, способы отделки, подходящие ткани.
- Задача: Разработать эскиз фартука, зарисовать его, подобрать образец ткани и отделку к задуманному изделию, обосновать свой выбор.
Задания для групп <Приложение 1>. Вслух не озвучивать до защиты. (Бумага А:4, карандаши, маркеры.)
1 группа – разработать фартук для мамы;
2 группа – фартук для младшей сестры;
3 группа – фартук для школьной столовой;
4 группа – фартук для мальчиков.
2. Практическая часть. (Работают все вместе, обсуждают фасон, ткань, отделочные материалы.)
<Приложение 2>.Учитель предлагает различные варианты фартуков.
Но для построения фартука необходимо знать индивидуальные мерки.
III. Снятие мерок.
Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.
Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
Используя манекен, объясняю учащимся, что для правильного снятия мерок нужно знать расположение основных точек и линий на фигуре человека.
При снятии мерок нужно помнить следующие правила:
- Мерки снимают по правой стороне фигуры.
- Талию предварительно опоясывают шнурком.
- При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
- Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом должна быть легкая одежда.
- Мерки длин записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
Текущий инструктаж.
Показываю на ученице приемы снятия мерок, сначала снимаем мерки обхватов (полуобхватов), затем мерки длины. Записываются мерки в той последовательности, в которой они снимались.
3. Практическая часть.
Учащиеся выполняют работу, работая в группах по 2 человека, учитель контролирует, помогает при необходимости. Полученные результаты записывают в таблицу. <Приложение 3>.
<Приложение 4>. “инструкционная карта”
<Приложение 5>. “карточка задание”
IV. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке? Чему научились на уроке?
Уборка кабинета дежурными.