Разработка урока по русскому языку для учащихся 5 класса. Это первый урок по теме “Правописание корней с чередованием гласных А-О”. Особенность данного урока в том, что в нее используется опорный блок. Задача опорного блока – облегчить понимание новой информации и закрепить ее в долговременной памяти. Ведь при такой системе обучения работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. Основной элемент – опорного блока, который наглядно представляет сжатую информацию в условном виде, подлежащую усвоению. К блоку предлагается разработанный дидактический материал.
Тема: Правописание корней с чередованием гласных А-О.
Цель: познакомить учащихся с чередованием гласных а-о в корне слова; формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению; работать над опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы “ Буквы а-о в корныя с чередованием -лаг- , -лож-, -кас-, -кос-. -гар-, -гор-, -зар-, -зор-, -раст-. -ращ-, -рос- “ развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Оборудование: опорные конспекты, дидактический материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
– Обратите внимание, у вас на столах лежат листочки с дидактическим материалом. Первое задание – разминка.
3. Разминка “Третий лишний”
- Выделите корень, найдите лишнее слово, разберите его по составу.
выросли.Растить, зарастать,
Предложить, сложить, располагать.
Касаться, прикосновение, коснется.
(К доске вызываются учащиеся, которые разбирают лишние слова по составу.)
- Запишите название терминов по его лексическому значению.
а) …… – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение)
слова.
б) …… – это самые маленькие значимые части слова.
в) Часть слова без окончания это – ….
г) Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение это –
…
д) …. – это значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для
образования новых слов.
(Ребята дают название терминам.)
4. Объяснение нового материала.
Работа с блок-схемой: объяснение, повторение, дополнение, закрепление.
– Ребята, откройте учебник на стр. 145 № 51. Внимательно просмотрите его и скажите, все ли орфограммы мы отметили в данном конспекте? Ничего не упустили?
– Дополните свой опорный конспект.
(Работа с учебником, дополнение ОК.)
(Физпауза.)
5. Закрепление нового материала.
– Ребята, а где мы уже встречались с данной орфограммой?
(В разминке.)
– А сейчас я вам даю 1 минуту. Просмотрите еще раз ОК. кто попробует повторить данный ОК?
Работа с дидактическим материалом
- Распределите на группы данные ниже слова, запишите, объясните ваш выбор.
Птицы,
аттестат, касаться, поросль, цыпленок, теннис, кульминация, прикоснуться, отращивать, шоссе, растение, возраст, прилагательное, изложение.- Спишите предложения, найдите слова с чередующимися гласными А-О в корне слова, выделите корень.
4.
а) Утром пришли загорелые люди с топорами и лопатами.
б) Сильно разрослись и глушили другие деревья тополь и черемуха.
в) Когда топор касался молодых росточков, мне становилось жалко их.
г) Я полагал, что ростки вытягивают сок из старого тополя.
д) Молодые ростки быстро разрастались.
- Игра “Угадай – ка!”
- Газ, образующийся при сгорании. (Угарный.)
- “Сбежавшее” из кастрюли молоко. (Подгоревшее.)
- Образуется от пребывания на солнце. (Загар.)
- Пирог только что из печки. (Горячий.)
- Птица, поющая на заре. (Зарянка.)
- Спишите словосочетания, обозначьте изученную орфограмму.
Отл..жить газету, вишенка р..сла, ул..жить куклу, уютно распол..житься, к..саюсь стены, легкое прик..сновение, предл..гать чашку чая, закончить изл..жение, русая к..са.
- Ответьте письменно на вопросы, используя в них слова с пропусками букв, выделите орфограмму.
- Какие комн..трые р..стения есть у вас или у ваших р..дных и зн..комых?
- Сколько раз в день пол..гается пол..вать эти р..стения?
- На сколько сантиметров ты выр..с(выр..сла) за последний год?
- У кого среди девочек в кла(с, сс)е самая дли(н,нн)ая к..са?
- Прочитайте и дайте толкование нижеуказанным высказываниям.
- Прил..гай труд к справедливому делу. (Биас.)
- Не отл..гайте до завтраго, что нынче можете сделать. (Б. Франклин)
- … ум заключается не только в знании, но и в уменьи прил..гать знание на
деле…
(Аристотель) - Испокон века книга р..стит человека. (Пословица.)
6. Рефлексия. Незаметно на доске поставить “5” и написать “ Молодцы!”
– Ребята, обратите внимание на доску. Что нового вы видите? С каким настроением вы уйдете с урока?
7. Домашнее задание:
- Выучить ОК.
- Упр. 488.