Основные цели:
- Актуализировать процесс профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
- Развивать у воспитанников способность к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Основные задачи:
- У воспитанников младших классов (1–4 класс) с помощью активных средств профориентационной деятельности (ролевые игры, группы по интересам, факультативы, общественно-полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развить интерес к трудовой деятельности.
- У подростков (5–7 класс) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
- У воспитанников 8–9 классов необходимо формировать представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Оказание детям-сиротам индивидуальной консультационной помощи в выборе профессии, при необходимости определить стратегию действий по освоению запасного варианта.
- С воспитанниками 10–11 классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить детей со способами достижения результатов в профессиональной деятельности; самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.
Примерный перечень формируемых знаний и умений:
Воспитанники должны знать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Воспитанники должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Этапы реализации Программы.
1-й этап: подготовка к реализации программы профессиональной ориентации воспитанников (сентябрь – октябрь)
- Обсуждение программы профессиональной ориентации школьников на педагогическом совете школы – интерната.
- Разработка основных направлений программы профессиональной ориентации школьников.
- Подготовка пакетов диагностических методик для изучения личности
школьника;
профессиональных интересов и склонностей;
эффективности профориентационной работы.
2-й этап: практическая реализация концепции программы профессиональной ориентации воспитанников (в течение учебного года).
- Внедрение возрастных программ по профориентации.
- Мониторинг профессионального выбора в классах.
- Расширение и укрепление связей с учреждениями дополнительного образования, ОАО КнААПО и других предприятий города.
- Регулярное информирование родительской общественности, воспитателей о ходе и результатах профориентационной работы школы-интерната.
- Обсуждение на заседаниях МО, педагогического и методического советов результатов практической деятельности по реализации программы профессиональной ориентации школьников.
3-й этап: обобщение опыта реализации программы профессиональной ориентации школьников (май, сентябрь).
- Подготовка аналитических материалов об итогах работы по реализации Программы круглый стол;
- Подведение итогов работы в рамках проекта (анализ анкет-отзывов; анализ анкет “Жизненные ценности и профессиональный выбор”).
- Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития профессиональной ориентации воспитанников в школе-интернате
Основные направления программы на каждом возрастном этапе.
Направления | 1 – 4 класс |
Психологические особенности возраста | К началу учебы в школе начинает формироваться так
называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение
оперировать словами, понимать логику рассуждений, уметь аргументировать
свою точку зрения. При планировании профориентационных занятий
необходимо учитывать особенности и включать различные модификации
существующих психологических игр.
Учащиеся 2–4-го классов уже могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. К 3–4-му классам учащиеся уже должны: уметь выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. В старших классах начальной школы дети все больше осознают и формулируют нормы поведения (а в первом классе они лишь могли сослаться на установленные взрослыми нормы). К 3-му классу (в связи с изменением внутренней позиции) возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив “хочу” меняется на мотив “надо”. |
Задачи |
|
Формы работы |
|
Направления | 5 – 8 класс |
Психологические особенности возраста | В этом возрасте закладываются основы нравственного
отношения к разным видам труда, происходит формирование системы
личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения
подростков к различным профессиям. Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии “настоящих мужчин”: летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др. Девочки начинают ориентироваться на профессии “настоящих женщин”: топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др. Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, стремления подростков к самовыражению, самоутверждению. Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения. |
Задачи |
|
Формы работы |
|
Направления | 9 – 11 класс |
Психологические особенности возраста | Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Но
окончательный психологически обоснованный выбор профессии старшеклассник
еще сделать не может. Неудовлетворенность реально наступившим будущим
стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного “Я” (кто я?
каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу
стать?).Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и
юноши, которые получают среднее (полное) общее образование.
Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и
успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора
профессии. На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду. Для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки. |
Задачи |
|
Формы работы |
|
Мероприятия по реализации программы.
1-й класс.
Название мероприятий | Формы работы | Ответственные |
“Кто какие игры любит” (об увлечениях детей) | беседа | воспитатель |
“Профессии всякие нужны, профессии всякие важны” | Развлекательная программа | Воспитатель, классный руководитель |
Знакомство с профессией Учителя | Игра-представление | библиотекарь |
Рисунки о профессиях | конкурс | Педагоги дополнительного образования |
Занятия по интересам | кружки | Педагоги дополнительного образования |
2-й класс.
Название мероприятий | Формы работы | Ответственные |
Знакомство с предприятиями города | Экскурсия | Воспитатель, классный руководитель |
“Люди каких профессий работают в нашей школе-интернате” | беседа | Воспитатель, классный руководитель |
“Угадай их профессию” | викторина | библиотекарь |
Рисунки о профессиях “Профессии, которые нас окружают” | конкурс | Педагоги дополнительного образования, организатор |
“Конкурс рисунков о труде” | конкурс | Педагоги дополнительного образования |
3–4-й класс.
Название мероприятий | Формы работы | Ответственные |
Распределение обязанностей в классе | Беседа | Воспитатель, классный руководитель |
Организация кружковой работы | труд | Педагоги дополнительного образования |
“На кого я хочу быть похожим” | сочинение | Библиотекарь, классный руководитель |
“Кем быть” | Игра-путешествие | организатор |
“Город мастеров” | праздник | организатор |
5-й класс.
Название мероприятий | Формы работы | Ответственные |
Распределение обязанностей в классе, группе | Беседа | Воспитатель, классный руководитель |
Выставка поделок, творческих работ | выставка | Педагоги дополнительного образования |
“Твои знания и будущая профессия” | беседа | Воспитатель, классный руководитель |
“Землю красит солнце, а человека-труд” | праздник | Библиотекарь, воспитатель |
Выпуск стенгазет к профессиональным праздникам | конкурс | Воспитатель, организатор |
6–7-й класс.
Название мероприятий | Формы работы | Ответственные |
Экскурсия в музей КнААПО, “Кем мечтаю быть”, | экскурсия | Воспитатель, организатор |
“Моя любимая профессия”, “Мое любимое занятие” | сочинение | Библиотекарь, Воспитатель, классный руководитель |
“Путешествие по профессиям” | игра | организатор |
Обзор литературы.
Выставка работ детей. рассказ о своих занятиях в кружках |
беседа | Библиотекарь, воспитатель, педагоги дополнительного образования |
8-й класс.
Название мероприятий | Формы работы | Ответственные |
“Именно в труде и только в труде велик человек” | беседа | Воспитатель, классный руководитель |
“Профессии, в которых нуждается город” | беседа | соц.педагог |
Экскурсии на предприятия сферы обслуживания | экскурсия | воспитатель, классный руководитель |
Обзор литературы о профессиях | беседа | библиотекарь |
Встреча с учащимися ПУ | Встреча | Воспитатель, классный руководитель |
“Кто больше знает о профессии” | конкурс | организатор |
9–11-й класс.
Название мероприятий | Формы работы | Ответственные |
Индивидуальные беседы с детьми, планы которых нужно корректировать или формировать | беседа | Психолог, соц.педагог, воспитатель, классный руководитель |
Беседа о потребностях города в кадрах | беседа | Профориентатор, специалист ЦЗН |
Экскурсии в учебные заведения | Экскурсии | Профориентатор, Воспитатель, классный руководитель |
Элективный курс “Твоя профессиональная карьера ” | Элективный курс | Психолог |
Экскурсии в ПУ, ВУЗы | экскурсия | Профориентатор, Воспитатель, классный руководитель |
Индивидуальные консультации для выпускников | консультация | Психолог, соц.педагог, воспитатель, классный руководитель, профориентатор |
Эффективность профориентационной работы.
По Климову Е. А.
Долгосрочные показатели:
- успешность, реалистичность данного выбора;
- удовлетворенность воспитанника совершенным выбором;
- “психофизиологическая”цена выбора.
Оперативные показатели:
- Готовность к профессиональному самоопределению – способность к самостоятельному и осознанному построению и дальнейшая постоянная корректировка самим подростком профессиональных и жизненных перспектив своего развития;
- Оценка качества схемы построения Личной Профессиональной Перспективы (ЛПП);
- Согласованность пунктов Личной Профессиональной Перспективы (ЛПП) – как показатель эффективности профориентационной работы;
- Диагностическое обследование в качестве показателей эффективности профессионального самоопределения. Мотивы меняются, а профессиональные способности окончательно формируются в труде. Поэтому ориентация на результаты обследования имеет вспомогательное значение.
По Вершинину С.И.
Процессуальные показатели:
- Индивидуальный характер профориентационного воздействия;
- Направленность профориентационного воздействия на всестороннее развитие личности (способствование свободному выбору, создание возможностей для пробы своих сил, активизация к самостоятельности).
Результативные показатели:
- Достаточная информация о профессиях и путях ее получения (ясное представление о требованиях к человеку, о месте получения профессии, потребности общества в этой профессии);
- Потребность в обоснованном выборе (показатель самостоятельной активности по полученной информации, желание попробовать свои силы, самостоятельное построение ЛПП );
- Уверенность воспитанников в социальной значимости труда;
- Степень самопознания школьника;
- Наличие обоснованного ЛПП (умение соотносить требования профессии со знанием своих индивидуальных особенностей).