Цель урока: сформировать представления учеников о процессе основания колоний в Северной Америке и о культуре коренного населения этой страны в XVII веке.
Задачи урока:
- образовательная – рассказать об основании колоний в Северной Америке, их основателях и отношениях с метрополией, познакомить с культурой местного населения колоний (индейцев).
- воспитательная – воспитать уважение детей к культуре других народов на примере индейской, помочь понять важность понимания и любви культуры своей малой родины.
- развивающая – продолжить развитие навыков практической и самостоятельной работы, продолжить работу над понятиями, датами и терминами, чтобы в дальнейшем использовать их на практике.
Вводимые термины, имена, даты, понятия: колония, Виргиния, 1607 год, пилигримы, 1620 год, Мэйфлауэр, американская нация, метрополия, ирокезы, типи, вигвам, качина, ку, калюмет, узелковое письмо, язык жестов, Покахонтас, рисуночное письмо.
Оборудование: опорный конспект, иллюстрации (жилище индейцев и ненцев, индейские вожди, ненцы, оружие индейцев, трубка мира, макет узелкового письма, иллюстрации с индейскими жестами, статуэтки индейских и ненецких божеств), видеофрагмент ритуального индейского танца из фильма “Ягуар”, компьютерный диск с индейскими мелодиями и песнями, документ на английском языке, написанный от имени основателей колоний.
Ход урока:
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Как всегда, сначала запишем домашнее задание, которое потом объясню подробнее, как делать.
Д/З: 1-й вариант – найти названия индейских племен, проживающих на территории Америки,
2-й вариант – найти информацию о мировых знаменитостях, которые являются выходцами из индейских племен,
3-й вариант – написать мини-сочинение от имени индейского вождя, основателя колонии, рядового индейца (на выбор), используя материал урока.
2. Объяснение нового материала.
Итак, что же мы сегодня будем делать, какие цели преследуем? Мы узнаем о том, кто и где в 17 веке основывал колонии, чем сопровождался этот процесс, узнаем об одном из народов, который имел непосредственное отношение к теме урока. Как обычно работаем с опорным конспектом, документами, учебником, внимательно слушаем, запоминаем, отвечаем на вопросы, это вам пригодится в середине урока, делаем выводы, то есть работаем.
Идет рассказ учителя по опоре. Дети записывают конспект по ходу объяснения материала.
В 17 веке одной из привлекательных стран для европейских государств была Северная Америка. Она манила всех своими богатствами. На этой территории было основано много колоний, в основном Голландией и Францией, а первенство захватила Англия. Но, чтобы попасть в Северную Америку, нужно было переплыть Атлантический океан. Естественно, на такое длительное и опасное путешествие могли быть способны только рискованные люди, которым необходимо было покинуть свою родину. В 1607 году было основано первое поселение на территории Севера Америки. Оно называлось Виргиния.
Кто же основывал колонии? В основном это пуритане и преступники, бежавшие от преследований на родине. Но возможно, кто-то еще мог быть основателем колоний. Перед вами лежит послание, которое нужно прочитать. Сложность в том, что оно написано на английском языке. Ваша задача – понять, кто автор письма и о чем оно повествует.
(Дети вслух читают послание на английском языке.)
Вопрос: Кто автор письма?
Ответ: Бедные англичане.
Вопрос: Где они живут?
Ответ: В Северной Америке.
Вопрос: Что они говорят об этой стране?
Ответ: Это хорошая страна, богатая, где много новых животных и прекрасная природа.
Вопрос: Кто живет здесь?
Ответ: Индейцы.
Вопрос: Как англичане отзываются о них?
Ответ: Это добрые люди, они помогают англичанам ловить рыбу и выращивать кукурузу.
Вопрос: Кто же еще уезжал в Северную Америку и был основателем колоний?
Ответ: бедные люди, крестьяне.
Учитель: “Впишите недостающее звено в конспект”.
В 1620 году на корабле с романтичным названием “Mayflower” 102 пилигрима отправились в плавание через Атлантический океан в Северную Америку. Кто такие пилигримы? Это странники-богомольцы, которые скрывались от религиозных преследований. В результате на этой территории было основано 13 колоний, которые стали первыми американскими штатами. Это отражено на флаге США в виде 13 полос. Эти первые колонии имели население 2,5 миллиона человек. Причем, колонии основывались не на пустой земле, а на территории, где проживало индейское население. Это сопровождалось их выселением на другие земли или истреблением, было убито почти 200 тысяч индейцев.
– Чем сами англичане объясняли такую жестокость?. Откройте учебник на с. 200 и найдите ответ.
Ответ: Они говорили, что земля дарована человеку богом. Но она заселена дикими животными и грубыми существами. А индейцы являются такими. Поэтому их надо уничтожать, и истреблять.
В результате основания колоний и объединения народов-основателей поселений, появилась новая американская нация, у которой существовал свой неповторимый язык – американский. Он образовался через синтез английского, голландского и французского языков. Американцы создали свою культуру, которая отличается своей оригинальностью и неповторимостью.
А теперь я вам предлагаю посмотреть на доску. Перед вами небольшая несложная схема. Посмотрите на нее внимательно и ответьте на вопрос.
– Что такое колония и что такое метрополия?
Ответы: Если Америка была колонией, то колония – это территория, которая была захвачена другой страной, и потеряла свою экономическую и политическую независимость.
Если Англия была метрополией и владела Америкой, то метрополия – это страна, владеющая колонией.
А теперь, постарайтесь восстановить конспект, слушайте внимательно и обдумывайте вывод урока (один ученик или по очереди несколько учеников рассказывают тему урока по опоре).
Молодцы. А теперь сами сделайте вывод.
(Ответ: в 17 веке Англия захватила огромное количество колонии, превратилась в великую колониальную державу и стала метрополией.)
3. Проверка усвоения материала.
Есть ли у вас вопросы по теме урока? Если у вас нет, то у меня есть несколько. Откройте последнюю страницу своих тетрадей, возьмите карандаши, я вам буду задавать вопросы, вы отвечайте одним словом, а затем проведем взаимопроверку.
Вопросы:
- На территории какой страны в 17 веке были основаны колонии? (Северная Америка.)
- Как называлось первое постоянное поселение? (Виргиния.)
- В каком году было основано первое поселение? (1607.)
- Кто такие пилигримы? (Странники-богомольцы.)
- На каком корабле пилигримы переплыли Атлантический океан? (Мэйфлауэр.)
- Сколько первых колоний было основано? (13)
- Страна, владеющая колонией? (Метрополия.)
- В каком году пилигримы покинули свою родину? (1620.)
- Какие страны в 17 веке основывали колонии за Атлантическим океаном? (Англия, Голландия, Франция.)
- Какие категории населения основывали колонии? (Преступники, пуритане, крестьяне.)
Поменяйтесь тетрадями, отметьте правильные ответы плюсами. Скажите, сколько плюсов у вашего соседа. Если 10 плюсов – оценка “5”, если 9–7– оценка “4”, если 6–5-оценка “3”.
Молодцы!
Но все ли так гладко было в истории основания колоний!? Конечно же, нет! Этот процесс сопровождался выселением и истреблением местного населения. Это привело к исчезновению многих племен и гибели их культуры. Например, индейцы, о которых мы знаем так много, и так мало. Индейская культура такая оригинальная и неповторимая, что, уничтожая ее, метрополия могла уничтожить все индейское наследие.
Давайте поговорим о том, о чем бы мы никогда не узнали, если бы индейцы при основании колоний не сохранили себя и свои обычаи. Кто же они такие – индейцы?!
(Предлагается ряд иллюстраций, учитель рассказывает новый материал, параллельно идет сравнение индейской жизни с жизнью ненцев).
1. Головной убор назывался солнечным, так как перья символизировали расходящиеся солнечные лучи. Он был знаком доблести и служил магической защитой, считалось, что перья орла обладают волшебной силой. У ирокезов головной убор был из перьев ястреба и оленьих рогов.
2. Жилища были разнообразными – типи, вигвам, длинный дом, треугольные, овальные, вытянутые. Иногда покрывались оленьей шкурой. У ненцев чумы имеют такую же форму, что и вигвам, покрываются шкурой оленей или берестой.
3. Божества – похожи по своему предназначению и роли. У индейцев – деревянная кукла “качина”, причудливо украшенная, передавалась по наследству и помогала при исполнении желаний. У ненцев божество, исполняющее желания, тоже существует, но не имеет имени.
4. Оружие индейцев – в основном, это топорики, лук со стрелами и различные палицы. Например, палица из костей бизона и рогов оленя, палица с камнем. Где могли их использовать индейцы? (Ответ: на охоте для оглушения животного, на войне.)
5. Существовало такое понятие “ку” – прикосновение к врагу специальным оружием, что ценилось выше подвига на войне. Почему так происходило? .(Ответ: не каждый воин способен подойти близко к врагу и вызвать его на смертный бой.)
6. Калюмет – трубка мира. Совместное раскуривание трубки мира было знаком дружбы, вручение табака врагу – заключение мира между племенами.
7. У каждого народа есть свой язык, своя письменность. У индейцев письмо представляло собой систему шнуров из разного цвета, которые завязывали простыми и сложными узлами. Каждый из них имел свое определенное значение:
Желтый – золото, белый – серебро, зеленый – хлеб, красный – солдаты, коричневый – земля.
Был такой интересный обычай – когда муж надолго уезжал из дома, он оставлял жене шнурок с узлами. Узлов было столько, сколько дней отсутствует муж. Каждое утро жена срезала узел и знала, сколько дней осталось до возвращения ее мужа домой.
Индейский язык очень пригодился во время второй мировой войны. Многие индейцы воевали на стороне американцев и открытым текстом передавали по рации секретные сообщения, говоря на своем языке, подавая различные сигналы. Даже самые опытные японские шифровальщики не могли их разгадать.
– А еще у индейцев был особый язык жестов. Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент. Будьте внимательны. Затем ответьте на вопрос: Какой обычай продемонстрирован в этом видеофрагменте? Для чего он нужен?
(Ответ: ритуальный танец перед военным сражением.)
А теперь мы научимся сами говорить на языке жестов. Перед вами лежат рисунки с изображением жестов, попробуйте с помощью них поговорить со своим соседом.
(Иллюстрация языка жестов.)
А еще у индейцев был такой обычай, при встрече с незнакомцем, который понравился индейцу, индеец мог подержаться за его нос, высказывая тем самым свой интерес к собеседнику и желание общаться с ним и дальше. Повернитесь друг к другу и потрогайте за нос своего соседа.
8. Музыка индейцев красивая, неторопливая и размеренная, громкая и многоголосая. Давайте послушаем небольшой музыкальный фрагмент. За это время, постарайтесь полностью погрузиться в эту мелодию, и догадайтесь, какие музыкальные инструменты здесь присутствуют (компьютерный диск с индейскими мелодиями).
(Ответы: музыкальные инструменты: барабан, бубен, погремушка, трещетка, рог, дудка, ассоциации: ветер, танец у костра, пустынное место, вечер в пустыне, ритуальный танец, совершение обряда. Эта мелодия очень похожа с ненецкой).
9. У каждого человека есть имя, имена были и у индейцев. Но у них были вторые имена, дарованные за заслуги или поступки. Перед вами ряд индейских имен, я вам их прочитаю, а вы выберите себе любое, понравившееся вам по звучанию, но мне не говорите.
(Затем учитель произносит имена и говорит, что они означают.)
Ташунке Витко (бешеный конь)
Чанкпе Опи (раненное калено)
Кинптуаш (болит живот)
Татанка Ийотаке (сидящий бык)
Ма-ке-таи-ме-ше-киа-киак (черный ястреб)
Сейчас я хочу вам рассказать про одну индейскую девушку. Ее имя, Покахонтас, стало известно всему миру через американский мультфильм. Дочь вождя спасла Джона Смита, который был приговорен индейцами к смерти. По обычаю, если пленника согласиться взять в мужья женщина племени, он обретает свободу. Покахонтас был всего 12 лет, она спасла жизнь пленника, дала ему жизнь и свободу, но замуж вышла за другого американца. Приняла имя Ребекка Рольф, родила ему сына. Умерла в 22 года в Англии от оспы. Вот такая печальная история произошла много лет назад, говорящая о доброте и чистоте индейской души и сердца.
10. У индейцев кроме узелкового письма, было еще рисуночное письмо. Предлагаю вам письмо-рисунок, посмотрите на него и скажите, о чем оно повествует.
(Письмо – рисунок)
(Дети предлагают свою трактовку письма.)
На самом деле письмо о том, что вождь, по имени Храбрый Олень, за 8 дней пережил 9 военных сражений. В последнем сражении, которое продолжалось 2 дня и 2 ночи, он был убит.
4. Подведение итогов.
В заключении хочется сказать, что индейцы – интересный народ, прекрасна их музыка, неповторим их язык жестов и уникальна их культура. Знать, понимать и любить свою культуру должен каждый человек, постоянно испытывая гордость за свою страну и землю, на которой он живет.
Выставление оценок и комментарий к оценкам за урок.