Художественно-педагогическая идея:
“Она не видна и невесома
И мы ее в крови своей несем,
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде растворена во всем”
Оборудование: мультимедиа проектор, баян, музыкальная шкатулка (содержание музыкальной шкатулки может состоять из небольших предметов приятных на ощупь, и маленьких шумовых инструментов), для видеопрезентации: портреты Моцарта в разные возрастные периоды, пейзажи природы.
Ход урока
Учитель показывает учащимся музыкальную шкатулку, не демонстрируя ее содержимое.
Добрый день! У меня для вас есть удивительный подарок – вот эта музыкальная шкатулка. Стоит ее только открыть, и происходят удивительные вещи. Я ее открываю (звучит музыкальный фон andante для флейты с оркестром В.А.Моцарта, на фоне музыки идет демонстрация слайдов с пейзажами природы и звучат стихи).
Вот почему-то, иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнутся ели…
А это арфы нам напели,
Рояль и скрипка и гобой.
– Какой человек мог это сочинить? (Ответы детей.)
– Каким вы его видите? (Дети: молодой, серьезный, внимательный.)
– Лицо, эпоха, одежда? (Дети: лицо спокойное, доброе, эпоха не современная, одежда интересная.)
– Ваши определения я запишу на доске. Ваш словесный портрет готов (на экране показываются очертания портрета Моцарта).
– Соответствует ли этот человек тому образу, который подсказала нам музыка? (Дети. Да.)
– Вы готовы назвать имя композитора, музыка которого несет радость и свет? (Дети – это В.А.Моцарт.)
– Кто в нашем оркестре не знаком с творчеством В.А.Моцарта? Дети поднимают руки.
– А теперь давайте представим, что мы с вами большой симфонический оркестр, я главный дирижер, а вы мои помощники.
– Кто покажет, какой жест у дирижера во время звучания всего оркестра? Показ жеста учащимися плавно вверх.
– А когда нужно сыграть тихо? Дети показывают движение рук .
– А сейчас посмотрим на экран и послушаем музыку, чем больше единства в музыке и картине, тем выше будет ваш жест.
(Звучит концерт для кларнета с оркестром ля мажор В.А. Моцарта 2 минуты.)
На инструменте исполняется песенка “Серенький козлик”.
– Мы споем эту мелодию. Исполнение хором без слов.
– Это серьезный образ? Конечно, добрая шутка, а шутить по-доброму могут люди душевные и открытые, каким и был Моцарт.
Звучит “Колыбельная” В.А.Моцарта. Идет зрительный ряд Моцарт в детстве, с сестрой, юноша.
– Еще одна старая знакомая мелодия. И ваши руки помогут нарисовать следующий музыкальный образ. Дети мягко пластично показывают руками.
– Как называется эта пора жизни? (Ответы детей: когда ребенок маленький ит.д.)
– Где мы оказались? (Дети рассуждают : в детстве, когда тебя все любят.)
– Что вы можете сказать об этом? (Рассуждения детей об отношении к маленьким детям.)
– Какой музыкальный образ детства? (Ответ детей. Образ детства – это колыбельная.)
Исполнение со словами.
– Посмотрите на этого человека, он создавал шутливые образы, образы детства, но человек растет… и однажды в Европу из Африки привезли большой барабан, который произвел на Моцарта огромное впечатление.
Звучит соната для фортепиано ля мажор 3-я часть rondo “ alla Turca”
– Можно ли музыку Моцарта считать современной? Где сейчас вы слышите эту мелодию?
–Дети: это мелодия с мобильного телефона, и вообще она часто звучит.
– Секрет в том, что даже в электронной копии, на сотовом телефоне мы узнаем эту мелодию и образ приподнятого настроения, которое показал Моцарт правдиво и понятно запоминается сразу.
– Эта музыка современна? Она звучит в нашем времени?
Дети: раз мы часто ее слышим ,то она современна и известна.
– Кто сделает вывод?
– Современны ли образы созданные великим гением?
Дети: они не только сейчас современны, но и останутся надолго.
– Я хочу показать музыкальную шкатулку, из которой вы можете взять любой предмет, кому-то нравится, как он звучит, а кому-то просто ощущение от прикосновения к нему. ----Мы встанем, закроем глаза, и пока звучит музыка представим, что это часть от огромной красоты, которая звучит вокруг нас и имя ей Моцарт.
Звучит симфония № 40 соль минор 1-я часть.