Цель:
- Развивать чувствительную сферу;
- Воспитание гуманных чувств к природе, желание заботиться о ней, защищать и беречь ее;
- Формирование навыков правильного поведения в природе, знакомство с правилами друзей природы;
- Обогащение представления детей о родном крае, знакомство с красной книгой ЯНАО.
Оборудование: Карточки “Правила друзей природы”, схема “Будь природе другом”, раздаточный материал-игрушки (животный мир); печатные таблицы в стихах; слайды “Природа нашего края” (места снятые в нашем лесу); запись музыки из произведения Глинки “Руслан и Людмила”; Красная книга ЯНАО; художественная литература из серии “Кто где живет” (“Кто на Севере живет”).
ТСО: диапроектор, магнитофон.
Ход урока
I. –Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу познакомить вас с моими друзьями: У вас на партах карточки с их изображением и игрушки.
– Кто же это?
(Объявление темы и задач урока.)
Я думаю, что вы тоже подружитесь с ними, будете их любить, беречь и охранять.
II. Потрогайте, ощутите их. (Дети берут игрушки в руки, осматривают.) Представьте себя бабочкой, оленем и т.д.
– Каким вы видите мир вокруг?
(Рассказы детей.)
– А можно назвать человека частью природы?
– Как ты думаешь? Почему?
Живет на земле человек, его окружают растения, животные. В небе летают птицы, бабочки, в воде плавают рыбы, в земле живут муравьи семьями. Все красиво, птицы поют, солнышко светит. Но не всегда бывает так.
(Работа по учебнику А.А.Плешаков.)
– рассмотрите схему и расскажите, почему многие растения и животные встречаются все реже?
(Диалог по схеме. На доске большая схема.)
Книга природы открывается для все, но ее могут читать только те, кто понимает ее. Каждый по-своему любит и по разному к ней относится. Один посадит деревце, вылечит раненую птицу, не разрушит птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы на полянке, не пожалеет ни бабочек, ни пчел, забросает банками, склянками лужок, ручеек.
(Сообщение оценки по этапу урока.)
Друзья природы составили и придумали “Правила друзей природы”, т.е. как человеку нужно вести себя.
(Чтение “Правила друзей природы”.)
Вывод: (на плакате)
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птицы – с небом,
Как рыба – с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
III. Физминутка.
(Нераскрывшиеся бутоны – дети присели.)
1,2,3 выросли цветы!!!
К солнцу потянулись высоко
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал
Стебелечки качал.
Влево качнулись, низко пригнулись.
Вправо качнулись, низко присели.
Ветерок убегай
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут. Растут,
Людям радость несут.
(Проявляется детская фантазия. Каждый придумывает или выбирает свой цветок, его движение. Представляет где растет: в лесу, на полянке, у берега реки и т.д.)
Беседа – диалог – Каким цветком был?
– Что чувствовал, представлял?
(Оценка по этапу урока.)
IV. Просмотр слайдов “Природа родного края”.
– Хотели бы вы, чтобы наша природа всегда была такой красивой?
– А что вам понравилось?
– Что дает нам природа?
V. Знакомство с “Красной книгой”.
Природа дает нам все необходимое: и пищу, и одежду, и тепло.
Но человек стал забывать, что богатства небесконечны. Созданы об охране природы, а животных и растения, которые исчезают и стали редкими, занесены в Красную книгу. Красная – это сигнал тревоги, крик о помощи.
Знакомство с несколькими видами.
- Белый медведь (с.14) – редкий вид
- Тундровый северный олень (дикий с.22) – сокращающиеся, могут исчезнуть.
- Серый сорокопут (воробей с.67) – редкий вид.
- Муксун (с.80)
Игра: Выбери из игрушек, какие животные у нас водятся?
– Какие нет? Где они живут?
В нашей стране много удивительных волшебников слова, краски, звуков. Человек видит, чувствует и передает нам через книги, музыку, картины красоту.
(Художественные книги из серии “Кто где живет?”)
(Оценка по этапу урока.)
VI. Обобщение:
– А какой бы вы хотели видеть землю своих друзей?
Придумайте, создайте, расскажите.
Возьмите игрушки и прижмите их в ладошках. Расскажите им, вложите все чувства о той планете так, чтобы игрушка могла передать их от вас другим ребятам, ваши мысли, чувства. Кто будет их также прижимать и любить.
(Глаза закрытые у детей. Проводится беседа-диалог. Может кто-нибудь из ребят расскажет сам, о чем он думал.)
– Что вы узнали сегодня, о чем мы говорили?
(Почему исчезают животные и растения, познакомились с Красной книгой ЯНАО и правилами друзей природы.)
Я думаю, что вы сможете стать настоящими друзьями природы. На Прощание хочу прочитать (на плакате II часть стихотворения И.Мазина).
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!